место в рейтинге
  • 198870
  • 191
  • 15
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Военная песня – один из факторов становления личности

Интервью руководителя веб-сайта военно-патриотической песни «Автомат и гитара» Наталья Плотниковой газете "Сарбаз" МО РК.

 

Испокон веков именно песня была выразителем дум и чаяний людских. Передаваясь из уст в уста, песни сплачивали народ в годину тяжелых испытаний. Чего стоит только один пример: «Вставай, страна огромная!» на слова В. Лебедева-Кумача и музыку А. Александрова. В памяти соотечественников и сегодня хранится немало песен Великой Отечественной, в суровые годы которой все лучшие творческие силы огромной страны были брошены на создание произведений, поднимающих боевой дух, высоконравственных, глубоко патриотичных. Вне всякого сомнения, этот крепкий творческий «тыл» стал одной из весомых составляющих Великой Победы, явившейся, прежде всего, Победой Духа.

- Современная военно-патриотическая песня – что это за явление? В чем его истоки?
- Буквально с первых дней пребывания советского ограниченного контингента на афганской земле стали рождаться новые песни о судьбах наших солдат и офицеров, воюющих «за речкой». Сначала, как «идеологически вредные», они были под суровым запретом на Родине; записи, сделанные в Афганистане, изымались и уничтожались таможенными органами. Однако уже к середине восьмидесятых сдерживать творческий прорыв стало невозможно, ансамбли «Каскад» и «Голубые береты» стали знамениты на всю страну, их полюбила молодежь, и вскоре Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота санкционировало выпуск Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» целой серии дисков-гигантов с песнями воинов-интернационалистов, людей, ставших героями целого поколения. Многотысячные их тиражи раскупались за считанные дни… На волне популярности «афганского» песенного фольклора, подхваченной, кстати, и руководством Центрального телевидения (вспомним о феномене Всесоюзного телевизионного фестиваля «Когда поют солдаты», за которым у телеэкранов следила вся страна), вскоре в различных точках Советского Союза стали проводиться творческие форумы ветеранов Афганистана. Так в 1987 году в рамках первого Всесоюзного слета воинов запаса в Ашхабаде прошли и концерты афганской песни. В 1987-88 годах состоялись фестивали в Стерлитамаке и Ташкенте, вышла на телеэкраны полнометражная программа «Песни, рожденные на земле Афганистана». Вскоре уже принимала Всесоюзный фестиваль и столица Казахской ССР Алма-Ата. Всемерную поддержку фестивальному движению оказывали комсомол, профсоюзы, промышленные предприятия. Многие фестивали становились регулярными, что лишний раз красноречиво убеждало в востребованности, близости военно-патриотической песни народу.
К сожалению, «лихие девяностые», годы разрушения духовных основ, распада некогда могучего государства, больших и малых войн, жесточайших межнациональных конфликтов, экономических и политических кризисов свели на нет и военно-патриотическое воспитание. Общество, брошенное на грань выживания, существовало совершенно иными заботами. Повсеместно на территории бывшего СССР стали закрываться военно-патриотические клубы, музеи, приостанавливалось строительство памятников. Не минула печальная участь и многие фестивали военной песни. Исчезла из телевизионного эфира программа «Когда поют солдаты». В эти годы военная тематика в песенном творчестве, прежде всего, ветеранов Афганистана не иссякала лишь благодаря усилиям энтузиастов, продолжавшим вопреки обстоятельствам собирать творческие силы на концертных и фестивальных площадках, издавать кассетные сборники с песнями воинов-интернационалистов.
Несомненно, всё это не могло продолжаться долго… Возрождение интеграционных процессов уже на новой экономической основе, стабилизация политической ситуации в наших странах, рост национального самосознания привели к новому всплеску патриотических настроений, в том числе, и в искусстве…

- Способна ли воспитывать песня, и какую роль в этом могут сыграть фестивали военной песни?
- Не вызывает сомнений научно доказанный факт о воздействии музыки на психику человека и, следовательно, формирование музыкальных вкусов и предпочтений есть один из серьезных факторов становления личности, нравственного воспитания индивида. Осознанное отношение к выполнению воинского долга не даруется природой – долг государства последовательно и планомерно воспитывать его.
Военная песня – огромное подспорье в такой работе. Ведь это, прежде всего, часть героической истории, часть славной судьбы наших народов, неотрывная часть народной души. Якобы имеющая место недостаточная эстетическая ценность таких произведений – миф, созданный теми, кто прямо заинтересован в духовном разложении нации, ведь в жанре современной военной песни работает множество признанных мастеров художественного слова; немало тех, чьё творчество высоко оценено культурным сообществом, и среди музыкантов, исполнителей. Жанр, о котором мы говорим, органично вобрал в себя все стили и направления современного музыкального искусства: от авторской песни до рока и элементов мюзикла. Иными словами, он вполне вписался в сегодняшние реалии! Несомненно, ключевую роль в восприятии патриотической песни имеет сама личность исполнителя, его выправка, военная форма, награды, пробуждающие у слушателя уважение и доверие, гордость за свою страну и тех, кто её защищает.
Мы с вами существуем в той духовной среде, где исторически очень сильна составляющая интернационального воспитания. Патриот-интернационалист – тот идеал, к которому необходимо стремиться, воспитывая полноценного гражданина своей страны. В немалой степени этому может послужить межнациональное объединение ведущих творческих сил из числа ветеранов Афганистана. Известный и любимый во всех странах СНГ российский ВИА «Голубые береты», народный ансамбль Республики Беларусь – группа «СССР» и многие другие вносят реальный вклад в нравственное воспитание и развитие граждан бывших республик Советского Союза – нынешних суверенных государств. Земля Казахстана также богата талантами, которые известны далеко за его пределами. Группа «Фарах» из города Костаная, возглавляемая ветераном Афганистана Николаем Чапуриным, не раз становилась лауреатом российских фестивалей, а посетители нашего сайта в 2009 году даже называли её «открытием года». Именно поэтому сегодня наряду с региональными и межрегиональными фестивалями военно-патриотической песни, которые проводятся в наших странах, особое внимание необходимо уделять фестивалям международным. Несмотря на то, что с момента окончания афганской войны прошло уже более 23 лет, число таких фестивалей год от года лишь увеличивается. Способствует этому и пробуждающееся здравомыслие местных властей, и внедрение в нашу жизнь новых средств коммуникации, и, безусловно, то единое культурное пространство, в котором мы существовали долгие годы и, конечно, еще продолжаем существовать. Очевидно, что крепнущее фестивальное движение опирается на интерес широчайших слоев общественности в наших странах, в сознании которой возрождается уважение к славным историческим вехам, почитание людей в форме, любовь к хорошей, душевной песне.

- А почему именно фестивалям, на Ваш взгляд, отводится столь значимое место в ряду других культурных мероприятий военно-патриотической тематики?
- Формат фестиваля, как нельзя лучше, позволяет вовлечь в процесс эмоционального взаимодействия людей всех возрастов и социальных слоёв, в доступной, красивой форме, через получение эстетического наслаждения затронуть глубокие нравственные струны. Как правило, песенные фестивали, являющиеся массовыми зрелищными мероприятиями, сопровождают показательные выступления военнослужащих, исторические реконструкции, раздача солдатской каши и другие дополнительные элементы, вызывающие особый интерес детей и подростков, закрепляющие общий положительный эффект.

- Существует ли такой жанр, как военно-патриотическая песня, в других странах, скажем, на Западе?
- Военно-патриотическая песня - фольклор наших ветеранов - недаром являются предметом пристального внимания западных исследователей и журналистов. К примеру, съемочная группа влиятельной британской телекомпании «Би-Би-Си», работая над большим фильм о событиях в Афганистане, посетила юбилейный концерт группы «Голубые береты» (родившейся на афганской земле) и записала развернутое интервью с её участниками. К слову, ни одна телекомпания стран СНГ это событие не освещала. В этой связи можно также процитировать американского исследователя Мартина Дотри: «Во время холодной войны, очень распространено было такое словосочетание: «песня—оружие». И в Советском Союзе, и в Америке говорилось о том, как песня является мощным оружием в идеологической борьбе. A ваши песни, песни которые родились в самом центральным конфликте последнего этапа двадцатого века, не носили такой характер. Мне кажется, что это были не «песни-оружие», а то, что я бы назвал «песни-свидетели». Я хочу писать об этом, о том, как эти песни воспринимались, как отражение глубокой правды». И действительно, западная культура не знает аналогов нашей «афганской», солдатской песне, не имеющей ничего общего с пафосным гимном, пестрящим идеологическими штампами. Это глубоко выстраданный, лиричный, философский жанр, своеобразный духовный слепок истинного, а не показного патриотизма. В этом смысле поистине феноменальное, самобытное культурное явление может быть и должно быть поставлено на службу обществу, в числе других приоритетных направлений развиваться и поддерживаться государством и общественными институтами.

- Какого рода поддержка необходима?
- На наш взгляд, стихийно возникшее и возродившееся фестивальное движение следует пристально изучить, обобщить положительный опыт, накопленный организаторами-энтузиастами, и затем через существующие властные вертикали донести до каждого региона, подкрепив соответствующими финансовыми средствами, с опорой на тех людей и организации, кто уже обладает опытом такой работы и положительно зарекомендовал себя в ней. Не диктовать им своё видение, а вычленять лучшее в их работе и оказывать необходимую методическую помощь начинающим организаторам. Обязательна постоянная обратная связь, для построения которой целесообразно использовать интернет (возможно, уже существующие центры общения людей, непосредственно участвующих в фестивальном движении, такие, как сайт «Автомат и гитара»), видеоконференции и т.п. Следует выявлять и талантливо, эффективно использовать творческий потенциал ветеранов боевых действий, военнослужащих, представителей силовых структур. Огромную роль способна сыграть поддержка самобытных исполнителей на местах, предоставление им репетиционных баз, оснащенных современной аппаратурой, возможности выступать перед широкой аудиторией. Зачастую для этого не нужно даже сколько-нибудь серьезных финансовых вливаний, достаточно лишь грамотно задействовать уже существующую инфраструктуру. Эти и другие неотложные меры по совершенствованию всех направлений военно-патриотической работы способны вернуть обществу духовное равновесие и правильные, четкие нравственные ориентиры.

Беседовал Андрей ШАЦКИХ

газета "Сарбаз" № 36 (1528) от 7 сентября 2012 года

desant desant
http://desantura.ru/kz/
7 сентября 2012, 12:23
533

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Маргулан Сейсембаев: «Обучая детей в Англии, мы ментально растим граждан другой страны»

Маргулан Сейсембаев: «Обучая детей в Англии, мы ментально растим граждан другой страны»

Они становятся «не казахстанцами. Центром их жизненных интересов становится другая страна и другая культура, не Казахстан. Они просто не видят себя в нашей стране, не хотят возвращаться и по сути мы...
Zhumanova
27 февр. 2017 / 11:35
  • 15336
  • 7
Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Насобирал разных фотографий про наш город, из семейного архива. Фотографии не от сканированные, а пересняты на телефон. Давно хотел выставить, но не решался) Сейчас уже мы все поменялись, уже...
Ispanec
22 февр. 2017 / 11:05
  • 13393
  • 29
В больнице пара бахил стоит 50 тенге, а оптом 4 тенге. Чувствуете разницу?

В больнице пара бахил стоит 50 тенге, а оптом 4 тенге. Чувствуете разницу?

Получается, цены на бахилы не повышались, а кто-то повысил их самовольно. Я думаю, что на этом пытаются заработать. Позже я нашла ещё одну удивительную штуку:) Упаковка бахил в количестве 50 пар...
killer_slova
26 февр. 2017 / 9:15
  • 8809
  • 40
«Ау, дорогой, проснись! 21 век на дворе давно!». Бездипломный-безработный-бесквартирный!

«Ау, дорогой, проснись! 21 век на дворе давно!». Бездипломный-безработный-бесквартирный!

Ну реально же, парни, откуда вы только беретесь такие простые, а? Я сейчас просто расскажу несколько историй из личного опыта, и судите сами – нормально это? Но для начала расскажу немного о себе...
socium_kzo
22 февр. 2017 / 11:38
Трамвайные пути Алматы ни в коем случае нельзя убирать, это окончательно уничтожит трамвай

Трамвайные пути Алматы ни в коем случае нельзя убирать, это окончательно уничтожит трамвай

В Алматы было сделано несколько заявлений касательно ситуации с трамваем, опять же не в пользу его восстановления и возвращения на улицы города. В городе собираются демонтировать рельсы...
SKYFALL
24 февр. 2017 / 16:01
  • 8142
  • 6
О Димаше. Как же люди не поймут, что эстрада – это уныло, пафосно и скучно

О Димаше. Как же люди не поймут, что эстрада – это уныло, пафосно и скучно

Сплошные преувеличенные восторги в ленте фейсбука меня не удивляли. Нет пророка в своем отечестве, кумиром Димаш Кудайбергенов стал только после своего успеха в Китае. А представьте себе его...
myma
27 февр. 2017 / 10:45
Диана Шурыгина – жертва или змея? Девочка красивая, а весь мир судит её именно за это

Диана Шурыгина – жертва или змея? Девочка красивая, а весь мир судит её именно за это

Я совсем не смотрю передачу "Пусть говорят", слишком много ругани и негатива, но новость про какую-то девушку заполонила все мои социальные сети, я открыла youtube и посмотрела несколько передач...
Roza_pvl
22 февр. 2017 / 11:49
  • 7027
  • 34
Почему нас заставляют верить, что электроавтобусы спасут Алматы и кто за этим стоит

Почему нас заставляют верить, что электроавтобусы спасут Алматы и кто за этим стоит

Я не люблю «теории заговора», но так как активно продвигаю везде необходимость делать фактчекинг, то обращаю внимание на логику совпадений
theYakov
вчера / 15:03
  • 4619
  • 78
Алматинцы видят, чем дышат. Каковы шансы города очистить свои «легкие»?

Алматинцы видят, чем дышат. Каковы шансы города очистить свои «легкие»?

В качестве иллюстрации я использовал печально известную фотографию панорамы Алматы, которая буквально вгоняет в депрессию. А что, если выход все же есть? Будучи экологом по образованию...
Papawa
22 февр. 2017 / 12:00
  • 2869
  • 2