место в рейтинге
  • 61207
  • 853
  • 52
Нравится блог?
Подписывайтесь!

10 заповедей этики преподавания

В одной из рассылок на мою почту, выудила одну статью, которая была бы полезна в преддверии начала нового учебного года родителям, учащимся, но больше всего – преподавателям. Статья называется «10 заповедей этики преподавателя английского, как второго языка». Оригинал статьи здесь. Прочитав статью, поняла, что каждая заповедь  применима ко всем людям, имеющим отношение к преподаванию, в любом его проявлении, а не только к преподавателям английского. Ни один пункт не выдерживает испытания на прочность в нашей системе образования, и не потому, что система такая, не потому что преподаватели не руководствуются правилами этики и морали, а просто потому что «все мы смертны и грехи нам не чужды», да и не акцентирует никто никогда внимание на этом. Есть только планы, отчеты, журналы, программы, собрания...А отношения преподаватель-ученик – почти личное дело каждого. Так вот, перевожу (немного привираю;)) сжато, чтобы передать суть:

  1. Не проповедуйте своим ученикам. Ученики могут не разделять Ваши религиозные взгляды, или не быть одной и той же религии, что и Вы.
  2. Также, не навязывайте свои политические взгляды. Я была свидетелем того, как преподаватель в университете пользовался урочным временем, чтобы поделиться с учениками своими политическими взглядами. Даже разделяя его мнение, подобная практика всегда оставляла отрицательное впечатление и мое доверие к преподавателю слабело. Особенно, когда преподаватель ополчался на студентов, которые ставили эти взгляды под сомнение.
  3. Не продавайте никаких материальных принадлежностей своим студентам,  включая свои письменные работы. Ваш класс – это не место для продажи печенек «Girl scout» Вашего ребенка, так же как и не место для продвижения Вашей последней книги.
  4. Не принимайте подарки от Ваших студентов. Нельзя не только выпрашивать, но и, ни в коем случае,нельзя принимать подарков от своих студентов. В силу дисбаланса власти между учеником и учителем, деньги, одежда или продукты подразумевают принуждение. Лучше требуйте от них усердной работы вместо подарков.
  5. Не создавайте денежных фондов, не собирайте денег с класса, какая бы благородная причина ни была. Я знаю учителей, которые собирают штрафы с учеников, которые используют родной или другой, помимо английского, язык в классе. Не делайте этого.
  6. Не практикуйте психотерапию на студентах. Не позволяйте ученикам посвящать вас в их психологические проблемы, проблемы в отношениях, доверьте их специальной службе помощи. Иначе, вам будет трудно сохранять линию между желанием помочь и страхом обидеть.
  7. И не позволяйте ученикам быть вашими психотерапевтами. Один из моих преподавателей в прошлом, был в долгом и мучительном процессе развода во время преподавания нам, и все детали этого процесса я помню лучше, чем сам предмет. Думаю, этим все сказано.
  8. Не становитесь другом для своих студентов. Вы не равны, и не пытайтесь переступить через эту линию.
  9. Относитесь ко всем своим ученикам и их родителям с уважением, и не выбирайте любимчиков.
  10. Оценивайте работу учеников, беря за основу их работу, а не ваше отношение с ними. Это возможно только если у вас нет личных отношений с ними.

 

Любопытно. С некоторыми пунктами можно согласиться безоговорочно, тогда как есть и пункты вроде приятные на слух, но почти невыполнимые на практике. Подобных правильных преподавателей, я встречала, наверное, штук ноль, а нет, хотя была одна женщина-европейка, которая преподавала нам Business English. Очень профессионально себя вела, четко, ясно излагала тему, редко улыбалась, никогда не шутила, никогда не делала лирических отступлений, никогда не шла с нами на личный контакт, не делилась никакими историями. Хотя, как оказалось, жизнь у нее насыщенная, и она объездила почти весь мир. Мне кажется, она не прилагала усилий, чтобы соблюдать правила, у нее это было врожденное.

А вообще, если вспомнить фильмы «Pay it forward», или «Dead poets society», то задаешься вопросом, действительно ли так важно преподавателю соблюдать дистанцию, не становиться другом для учеников? В фильмах воспеваются учителя, которые идут против правил, становятся частью своих подопечных, болеет за них душой, переживает. Но с другой стороны,ученикам только дай волю, сразу на голову сядут. Я грешу тем, что иду на эмоциональный контакт с учениками, но теперь понимаю, что благодаря этому, ученики могут манипулировать ситуацией. Если быть «железным», то ученики не смогут овладеть ею, и не смогут сбить преподавателя с толку, не смогут испортить настроение, или сорвать урок.

В общем, вот так – «и не друг, и не враг, а - так…»

 

(п.с. а как же подарки по праздникам?)

Мадина ellipsis
читательница романа
29 августа 2012, 9:41
2528

Загрузка...

Комментарии

Kaka9-to tupa9 stat'9. V moem univere vse naoborot. I rabotaiut preopoda mirovogo urovn9. Ne soglasen polnost'iu so sta'ei
а какие-нибудь контраргументы? только кириллицей, плиз.
Все правильно, только если эти советы относятся _исключительно_ к отношениям учителя и ученика в классной комнате (калька с английского, хм).
У меня была замечательная преподавательница итальянского: очень строгая, когда вела предмет, и очень отзывчивая и приятная в любое другое время.
да мне кажется, что со студентами все же проще - более дисциплинированы, все-таки.
Я могу ошибаться, но мне кажется, что учитель другом должен быть. Не настолько, чтобы рассказывать друг другу всю историю перипетий личных отношений, но вот со строгим, чопорным учителем и заниматься как-то не хочется. Когда учитель шутит, не целый урок подряд, но хотя бы время от времени, с таким человеком не сложно работать, напряжение в классе спадает. У нас был учитель-профессионал (по вашему описанию), и его ненавидела почти вся школа, за такую холодность и отчужденность, а был преподаватель НВП- простым языком "свой в доску". Его лекции, когда он на наглядных примерах- воспоминаниях своей собственной службы, объяснял нам постулаты, уставы и проч, я помню гораздо лучше, и объяснить могу гораздо лучше, чем то, что вбивал нам в голову сухим текстом "профессионал".
Впрочем, это сугубо мое личное мнение.
хорошая шутка всегда разбивает лёд в непонятных ситуациях. спасибо за мнение!
Нормальные заповеди для колониста, который обучает порабощенных аборигенов. Аборигены должны на колониста работать, а не дружить с ним, поэтому-то и сближаться с дикарями не нужно.

А вот в обучении граждан своей страны, своих соотечественников/соплеменников совсем другие заповеди. Их смотрите в советской системе образования.
да, меж строк и этот смысл тоже читается.
Chip
0
0
Какая то глупость... ну если вы про взятки, "подарки", что у нас в ВУЗах процветают - то все понятно....
При чем тут современные вузы? Я говорил о советской системе, а не пост-советской.
хотя ведь многие преподаватели приезжают в страны третьего мира именно для того, чтобы проповедовать, нести спасение заблудшим душам.
По мне это когда ты просто репетитор так можно или даже нужно, но когда ты учитель то не следует забывать и душевном состоянии ребенка.
первые два пункта однозначно взяты из научного труда Макса Вебера "Наука как призвание и профессия"
Спасибо за Вебера, ценное замечание.
Получается по вашему учитель должен быть роботом? Не проявляя эмоций и понимания в различных ситуациях? Смотрел приведенные вами в пример фильмы, просто таких учителей найти практически невозможно, я бы сказал это идеальные случаи.
По моему мнению, учитель должен вдохновлять детей, чтобы они хотели сами чему-то научиться, чтобы у них в глазах горел огонь жажды знаний. А такие методы "встать-сесть-пересказать-написать", отчуждение и холодность, больше похожи на дрессировку, чем обучение.
У нас в университете, например, была молодая учительница. И, видимо, по причине того, что она ненамного страше нас, пыталась как раз-таки провести эту грань: я - учитель, выше вас, вы - студенты, подчиняйтесь. Как результат, нам совсем не хотелось ходить к ней на лекции. В конце первого семестра она попросила нас дать оценку ей, ее лекциям, предложить что-то изменить. Мы попросили ее стать к нам ближе, стать нашим другом, не отдаляться от нас и быть немного расслабленнее. И что получилось? Второй семестр прошел на ура. Мы стали чаще шутить, делиться какими-то историями из жизни, приводить больше примеров, обсуждая какую-либо тему, и лекции перестали проходить в нудной и монотонной атмосфере. Мы охотно приходили к ней на уроки, и нам было интересно учиться у нее.
Chip
0
0
с 6ым , 7ым и 8ым пунктами категорически не согласен, не было у меня хороших профессоров, которые ставили себя выше студентов, остались холодными, они были ужасными...
alch
0
0
Уважать такого преподавателя, следующего беспрекословно этим "заповедям" мало кто будет. Ибо уважают личность, со всеми ее недостатками и достоинствами, а не бездушного робота. Да и мало чему такой "бездушный" преподаватель научит. Научение требует эмоциональной вовлеченности.
Не даром, лучшие преподаватели - это истероидные типы личности.
Последняя картинка - кадр из фильма "Общество мертых поэтов".

Если классный руководитель, то 6-й пункт идет в мусор.
если вы не заметили, то я упомянула как раз этот фильм в посте. совет учту.
Не заметил, точно)
В каждом пункте есть свои "+" и "-"! Теория диктует свои правила, но в практике все иначе, если учесть психологию каждого ученика или студента. Вспоминая наших лицеевских учителей, могу сказать, что они в классе вели себя как настоящие пед.мастера, а вне были самыми родными людьми, и это не меняло наше отношение к ним!
не умеешь делать - учи. не умеешь учить - учи учить. :)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
18 янв. 2017 / 21:50
  • 29709
  • 18
10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

Названия улиц: Садовый бульвар, Солнечный проезд. Красиво звучит не так ли? Прям, как в Москве... Уютные улочки и радующие глаз одноэтажные домики, тихо и свободно, нет динамики, движух и ажиотажа.
gelberdeuet
16 янв. 2017 / 14:45
  • 8502
  • 98
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
17 янв. 2017 / 14:32
  • 4966
  • 22
Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

В спальных районах, и в высотных домах сквозь стены слышно завывание ветра. В особенности ночью. Такие звуки, я слышала, пожалуй, только по телевизору, в фильмах про метель.
Naomi_K
20 янв. 2017 / 12:36
Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

NoComment (c) Официальный слоган EuroNews. Катастрофа на алматинской утренней трассе началась с того, что водители «Ниссана» и микровена ожидали сигнала светофора на запад по Тимирязева...
ibestreporter
17 янв. 2017 / 22:52
  • 3812
  • 5
Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Эндрю Холл из США считал, что вейпинг безопасен и усиленно убеждал в этом близких. Но как-то раз что-то пошло не так. Это результат взрыва хипстерского устройства - выбило 7 зубов + ожоги и раны...
Maxambet
17 янв. 2017 / 16:28
  • 3799
  • 52
Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Смотря в очередные пустые глаза вчерашнего студента, приходящего устраиваться на первую работу страшно становится. Потому что сравниваю с теми же китайскими студентами, которые готовы выгрызать себе мечту.
mbaitykov
18 янв. 2017 / 11:34
Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Помню, когда я уезжал и Казахстана, тут было довольно прилично, даже не смотря на то, что жить было невыносимо. Но прилично так. Мусора было меньше. Дороги чистили, вони почти не было. Да и в остальном тоже норм.
shootnix
18 янв. 2017 / 12:49
  • 3473
  • 34
Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Тайланд мы впервые посетили в декабре 2012 года. Полученные эмоции настолько были яркими, что в конце 2015 года мы решили еще разок слетать в Тайланд. Вспоминая Тай, первое о чем я думаю - горячий...
zhainar_d
17 янв. 2017 / 11:11
  • 3285
  • 24