место в рейтинге
  • 295770
  • 671
  • 69
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Основные тенденции в регулировании деятельности СМИ в странах постсоветского пространства

Руслан Жангазы

аналитические исследования медийного пространства

Роль и место средств массовой информации приобретает чрезвычайно важное значение в политических, экономических и социокультурных процессах. Это вызвано глобализацией информационного пространства и бурным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Постепенно усложняется и трансформируется характер деятельности СМИ, сегодня ими осваиваются новые функции и сферы общественной жизни.

Так, анализируя ключевые тенденции развития СМИ, нельзя не отметить смещения их основных акцентов от информативно-повествовательной функции к большей политизации и коммерциализации своей деятельности.

Сегодня очевидно, что  современное общественно-политическое пространство характеризуется большим взаимопроникновением и взаимосвязанностью политики, экономики и масс-медиа. Иными словами, можно говорить о медиатизации политики и формировании медиа-политической системы, в которой все политические и экономические интересы отдельных групп проявляются и лоббируются через средства массовой информации.

В связи с этим возникает проблема соблюдения оптимального соотношения между свободой распространения информации и эффективным правовым регулированием деятельности масс-медиа.

Возрастание воздействия масс-медиа на общественное сознание и проникновение их во многие сферы общественных отношений актуализируют изучение зарубежного опыта, регламентирующего деятельность СМИ.

Мировой практикой наработан опыт государственного регулирования деятельности средств массовой информации. Основные механизмы заложены в законодательных и экономических рычагах регулирования.

Между тем, правовое регламентирование масс-медиа в странах постсоветского пространства  постепенно обретает свою специфику. В этой связи представляется достаточно актуальным ознакомление с опытом регулирования деятельности СМИ в странах постсоветского пространства.

Эволюция законодательства в сфере СМИ стран постсоветского пространства протекала, в целом, одинаково. Так, при разработке национальных законов, регулирующих деятельность СМИ, практически, во всех странах СНГ за основу был принят закон СССР «О печати и других СМИ» 1990 года.

Тем самым, общее историческое наследие имело определяющее значение при дальнейшем развитии и формировании собственных законодательств, регламентирующих деятельность масс-медиа.

Во-первых, постсоветские государства в значительной степени унаследовали общие ценности и традиции политической культуры и общественные институты, которые характеризовались развитой системой контроля над средствами массовой информации. В результате проводилась жесткая информационная политика, и существенно ограничивалась деятельность СМИ.

Однако демократизация всех сторон жизни привела в последующем к значительной либерализации медийной сферы на постсоветском пространстве. В итоге, в ряде стран СНГ (в Украине, частично в Молдове) были отменены уголовные наказания за клевету и оскорбление, что несколько приблизило законодательства данных государств к международным нормам в этой сфере.

Во-вторых, повсеместно наблюдается расхождение между правовыми нормами и их практическим применением, что обусловлено различными обстоятельствами. В частности, несовпадением интересов законодателей, контролирующих органов и СМИ. В отдельных случаях формулировка законодательных актов размыта и не совсем однозначна. Поэтому достаточно проблематичной представляется ситуация с соблюдением законов на деле.

Безусловно, в последнее время остается все меньше общего  в законодательстве о средствах массовой информации стран постсоветского пространства, однако, сохраняются общие тенденции развития данной сферы.

В целом, можно выделить следующие тенденции в развитии законодательства о СМИ в странах постсоветского пространства.

Первое: либерализация законодательства о СМИ. Данная тенденция обозначилась в Грузии, Украине, Армении, Азербайджане и прибалтийских республиках. Либеральная нормативно-правовая база, регламентирующая медийную сферу, предполагает следующие законодательные условия для деятельности СМИ:

  • функции  лицензирования электронных масс-медиа переданы независимым органам регулирования, контрольные функции делегированы институтам гражданского общества;
  • регистрация СМИ носит либо уведомительный характер, либо отсутствует вообще;
  • законодательно по отдельным позициям достаточно требовательно к деятельности масс-медиа, однако, практическое применение правовых норм адекватно их трактовке;
  • нормы, регулирующие защиту чести и достоинства достаточно четко определяют меру ответственности, в частности, действует административное наказание за клевету или оскорбление.

Для объективности необходимо отметить, что не все вышеперечисленные страны соответствуют данным критериям, их принадлежность к странам с либеральным законодательством определяется сравнительно благоприятными условиями для развития СМИ.

Второе: установление умеренного характера регулирования СМИ. В эту группу стран, установивших умеренный характер медийного регулирования, входят Россия, Казахстан, Молдова, Кыргызстан. Данная модель законодательного регулирования СМИ предполагает:

  • сохранение за государственными органами функции лицензирования электронных СМИ;
  • разрешительный характер регистрации СМИ;
  • размытость и неоднозначность формулировок отдельных законодательных норм в сфере СМИ, что обуславливает возможность их вольной трактовки;
  • достаточно жесткое определение мер ответственности за нарушение норм, регулирующих защиту чести и достоинства, в частности, действует как административное, так и уголовное наказание за клевету или оскорбление.
  • строгую правовую регламентацию сферы масс-медиа, однако, при этом отсутствует целенаправленное административное давление на  масс-медиа и их предварительный контроль и цензуру.

В группе стран с умеренным законодательным регулированием медийной сферы по всем вышеуказанным критериям правовые требования, практически, одинаковы.

Третье: сохранение жесткого законодательного и административного регулирования  СМИ. Данная тенденция обозначилась в Туркменистане, Узбекистане, Беларуси и Таджикистане. Основными характеристиками данной правовой системы регулирования масс-медиа являются:

  • усложненная процедура получения лицензии на вещания для электронных СМИ;
  • однозначно разрешительный характер регистрации, как правило, к данной процедуре допускаются СМИ, лояльные властям страны;
  • сочетание жестких законодательных ограничений и административного вмешательства в деятельность СМИ со стороны государства;
  • значительное доминирование государственных СМИ,  либо полная государственная монополия на информационном поле;
  • наличие негласной цензуры и развитой самоцензуры;
  • неразвитая законодательная база для обеспечения стабильного функционирования и качественного развития СМИ.

* * *

Таким образом, данные тенденции характеризуют общий вектор развития общественно-политических процессов в странах постсоветского пространства. 


Руслан Жангазы zhangazy
технополитолог - эксперт в области исследования и разработки национальной научно-технологической политики
23 августа 2012, 19:16
1378

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 23954
  • 30
Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

ГПК содержит 505 статей, многие из которых написаны несколько сложным юридическим языком. Однако теперь понять их можно проще и без обращения к юристу.
RuSnake
6 дек. 2016 / 10:31
  • 10878
  • 0
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 10319
  • 71
Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

С 26 по 30 ноября в Алматы гостил известный европейский фотограф Ян Маклайн в рамках реализации совместного проекта с Казахстаном. Подробности не уточняются, однако ходят слухи о том, что этот...
Muchacho55
7 дек. 2016 / 18:29
  • 8171
  • 8
Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех...
merurg
7 дек. 2016 / 12:35
  • 7127
  • 19
10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

Я почти год проработала в школе, и когда уходила оттуда, была самым счастливым человеком в мире. Тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
demonica
6 дек. 2016 / 17:21
  • 5713
  • 78
На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

О том, как масс-медиа раздула миф о казахстанских вундеркидов в розовый воздушный шар, пока его не проколола правда-иголка. Получается, что казахстанские дети не могут применить теорию в практике...
ardakzhurynov
7 дек. 2016 / 0:17
  • 5276
  • 35
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 4575
  • 4
«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

Казнет уже которые сутки подряд обсуждает страшную аварию на трассе Астана – Боровое, где сошлись страшные мистические знаки и где из-за банальной человеческой безответственности гибли люди..
openqazaqstan
вчера / 13:14
  • 4619
  • 5