Рекомендую ознакомиться с любопытным анализом ситуации на рынке сотовой связи Казахстана по итогам 2q2012 года, который приведен в публикации Азата Муртазина в Курсив.kz.
Если сформулировать итоговые выводы, они будут такими - KCell активно ввязался в бой с Tele2 по всем векторам развития и пока показывает хорошие итоги этой борьбы. Что не удивительно, учитывая схожий маркетинговый опыт материнских компаний каждого оператора.
Beeline, занятый кадровыми изменениями, реорганизацией, переездами, и сконцентрированный на сохранении доходности бизнеса, от драки пока воздерживается, что приводит к падению доли рынка этого оператора по числу абонентов.
Набор абонентов - наиболее существенен сейчас для Tele2, но еще важнее, будет ли тому или другому оператору удаваться удерживать абонентов, чьими SIM-картами абоненты будут пользоваться наиболее активно. Ведь в конечном итоге "решают" деньги, а не число абонентов.
В отношении того, как лучше "выкачивать" деньги из абонентов, единого мнения не существует. Одни, как Beeline, ставят на разветвленную систему тарифных планов и создание имиджа "своего" оператора. Другие, как Tele2, напротив, пытаются сыграть на простоте и прозрачности тарифов. Какой подход окажется выигрышным в перспективе в Казахстане? Пока говорить об этом сложно.
Для KCell конкурентную борьбу упрощает тот факт, что компания обладает самым большим портфолио корпоративных клиентов, что позволяет ей отвечать даже на самые смелые тарифные инициативы конкурентов, не опасаясь уйти в "красную зону". У Beeline такой подушки безопасности в РК нет.
В завершение, можно констатировать, что в Казахстане дуополия прежних лет сменилась на конкурентную ситуацию на рынке сотовой связи, что не замедлило сказаться на падении цен на услуги сотовой связи и мобильного доступа к интернету. С чем и поздравляю всех абонентов - эти процессы еще будут продолжаться. Особенно, если регулятор все же скажет свое слово в отношении завышенных цен на интерконнект.