Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
12:02, 19 декабря 2009

Итоги киногода

Последняя казахстанская картина 2009 года поставила жирную точку в вердикте отечественному кинематографу: менять надо многое

Дать однозначную оценку киноитогам 2009 года, рекордного по размерам государственных инвестиций в кинопроизводство (из бюджета «Казахфильму» было выделено почти 4 млрд тенге), невозможно – были и очевидные провалы, и несомненные достижения, и многое из того, что посередине.

Год был своего рода «прорывным» для казахстанского кино – картин с отметкой «первый» вышло несколько. Это и первые за долгое время детские фильмы – затерянный между дилетантизмом и пропагандой «Байтерек» и более цельный, но тоже вряд ли интересный целевой аудитории «Секер». Первый политический триллер «Прыжок афалины», сценарий которого, тоже впервые, написал действующий высокопоставленный чиновник – хотя просмотр вызывает тягу пожелать автору успехов на основном месте работы. Боевик «Обратная сторона» не смог спасти даже главный «Космос» всея СНГ Дмитрий Дюжев – бессвязность сюжета и убожество съёмки были видны уже на этапе просмотра трейлера.

Завершился киногод агонистически, хотя с надеждой на катарсис – первой молодёжной комедией «Кайрат-чемпион. Девственник №1». Фильм не осваивал государственные 4 «ярда», был снят на коммерческой основе, впервые – частным телеканалом КТК. Что привело к агрессивному продакт-плейсменту в картине. Мелькание на экране логотипов может раздражать, но экономика такого затратного дела как съёмка фильма диктует свои правила. В конце концов, продакт-плейсментом не брезговали ни мэтр Кончаловский, ни технократ Бекмамбетов.

За год в Казахстане вышло ещё 3 фильма, снятых без финансовой и идеологической помощи власти. Это коряво скроенное по сюжету, но вполне достойное по картинке «Лавэ» (подростковая вариация на тему «Бумера»). Это второй фильм Ахана Сатаева «Заблудившийся», который тоже отмечен как «первый» – в данном случае первый мистический триллер. Проба пера автору «Рэкетира» удалась, и если в прокате фильм, возможно, и не дотянул до сборов дебютной ленты, то по художественности он её серьёзно превзошёл (смазала эффект, увы, игра местных актёров).

Третья картина – очень казахская социальная комедия «Ойпырмай» Жанны Исабаевой, легко балансирующая на грани жизнерадостности и чернухи, традиционной для отечественной «новой волны». Молодёжная комедия о половых приключениях студента из Шымкента – одна из немногих попыток кинематографистов повеселить зрителя. На продвижение ленты бросили все ресурсы медиа-холдинга. Дополнительную рекламу обеспечили блюстители морали из правящей партии.

К «Кайрату» много претензий, но все они отражают в себе минусы других картин – будь то карикатурные персонажи «Афалины» или ужасающая игра «Байтерека», хроническая аритмия развития сюжета или непотребный монтаж. Это наталкивает на мысль о том, что проблема не столько в каждом отдельном фильме, но в отечественном кино вообще. Мало актёров, мало операторов, режиссёров, мало оригинальных идей, выходящих за рамки пересъёмки сомнительных иностранных проектов. «Кайрат» в этом плане не исключение, но и не совсем диагноз.

Конечно, «Казахского пирога» испечь не получилось, и будь в стране свой Джадд Апатоу, ни у кого вообще не было бы повода заниматься таким странным делом как обсуждение кинокомедии. Фильм не стал откровением – он не доделан во всех отношениях. С другой стороны, в нём нет ничего такого, за что он заслуживал бы критики большей, чем «Обратная сторона», «Байтерек» или «Афалина». По крайней мере, на него не тратили бюджетные деньги, а диверсификация жанров и вывод на экран новых лиц – дело неплохое.

Возвращаясь к итогам кино-года, хотелось бы отметить, что прокатчики так и не показали казахстанскому зрителю ещё прошлогодние «Улжан» и «Курак корпе», очень мало шёл в кинотеатрах «Баксы», и всё ещё не готовы «Махамбет» и «Ближний бой», заявленные как блокбастеры. В 2009 году казахстанское кино впервые было номинировано на «Оскар». Если в прошлом году «Монгол» Сергея Бодрова был выдвинут от республики, не будучи, строго говоря, местным фильмом, то «Келiн» Ермека Турсунова – стопроцентно казахское, высокохудожественное кино и, безусловно, фильм года в Казахстане.

Наконец, уходящий год вновь доказал, что госфинансирование способно родить шедевры - вроде «Келiн» или прошлогоднего «Прощай, Гульсары» - только без идеологического вторжения в процесс творчества художников. В противном случае, экономическая истина о том, что государство всё делает хуже, чем частный сектор, будет очевидна и в кинематографе.

Опубликовано в журнале Vox Populi

0