Привет!
Пока члены нашей команды решаются написать о себе несколько слов, я решил немного отойти от последовательности постов. И поводом такого неожиданного шага является гость Business Labs. Гость, благодаря которому мы сегодня почуствовали дуновение Калифорнийского кремниевого ветерка. У нас состоялось скайп-конференция с Сан-Франциско. Да ребята, Сан-Франциско того самого города, где мост, знаменитые трамваи и конечно Силиконовая Долина под боком. Именно в этом городке сейчас живет простой минский парень Микита Микадо, который называет себя просто - "интерпренер".
Микита Микадо, несмотря, на значительный список достижений на деле оказался очень простым в общении молодым человеком, хотя ему всего около 25 лет. Как обычно, я заранее ознакомился с портфолио гостя и немного погуглил. Оказалось он уже успел наследить в Московских стартап тусовках и выступить на нескольких мероприятиях и есть, что почитать о нем.
Обычно больше, чем текущие достижения в интернет-предпринимателе, меня интересует предыстория его развития до момента Х. Что его таким сделало, какой путь и как он прошел до момента Х, когда реально становится опытным предпринимателем и познает вкус такой жизни. Так вот у Микиты простая, но в тоже время не обычная история. С его слов в 19 лет он принял участие в программе USA Work & Travel. Ало, выпускники вузов, вы слышите мой большой и толстый намек? Какие к черту гос.гранты на обучение с дикими условиями, оно вам надо? Садитесь в такси и езжайте в ближайшие представительства офисов USA Work & Travel или других куча программ халявного путешествия и работы на западе. Ну и конечно не тупите и различайте легальные офисы от рабства и всяческих аферистов. Дуйте в Калифорнию, найдите Микиту, умоляйте взять вас в ученики за уборку, ночлег и еду =)))
Сдается мне, Микита не одно лето провел в таких путешествиях и побывал в нескольких странах по таким программам. Прилично выучив, таким образом язык, улучшив навыки программирования, полученные в Минском университете, Микита в итоге организовал свою веб-студию Mikita Design. Что примечательно до этого, поработав наемником всего 8 месяцев в небольшой белорусской ИТ компании. Надо отдать должное его смелости столь быстро встать на путь свободного предпринимателя.
Далее, согласно Crunchbase, Микита является бывшим совладельцем компании www.CodingStaff.com, которая стартовала на Гавайях, где Микита в то время уже учился в университете, получая второе образование (какой шустрый малый). Эта компания существует и сейчас и, судя по трем офисам в Сан-Франциско, Лондоне и Минске, активно развивается. Микита упоминал, что его текущий проект http://www.quoteroller.com в данный момент финансируется этой компанией. Отличный ход использования финансовых ресурсов не правда ли.
Ок если, жизненный путь Микиты более менее понятен, то теперь пару слов о его текущем проекте Quoteroller. Не буду описывать, все то, что вы можете нагуглить сами, расскажу лишь о том, что он рассказал лично нам, сидящим в полумраке по ту сторону скайпа слушателям Business Labs стартаперам. Немного придам остроты повествованию, ведь я никому не обещал достоверную документалистику.
Первое с чего он начал, так это с покачивания головой и сокрушений о том, что раньше не прочитал умных книжек, не посетил умных конференций, семинаров и не послушал опытных людей. Так он сказал, что если бы год назад он:
- проштудировал бы сайт гуру Долины Стива Бланка и применял бы его на практике wwww.steveblank.com
- почитал такие книжки как Getting Real от знаменитых 37Signals
- или Lean-Startup-Entrepreneurs-Continuous-Innovation (перевод качаем тут и благодарим Аркадия Морейниса)
...то Микита бы сэкономил сотню тысячу зеленых, но тут же уточнил "по крайней мере в перерасчете на потраченное время".
И далее тезисные выдержки из скайп-конференции:
- платный функционал надо включать сразу с первых дней. У нас модель freemium и платные сервисы мы предложили только через год, нам пришлось догонять много упущенных вещей;
- сейчас у нас порядка 2500 компаний клиентов, из них 200 платят деньги;
- когда анонсировали сайт, мы разослали 5000 подписчикам Welcome letter. Конверсия составила 1%. Мы были в шоке и хотели даже похоронить стартап. Но потом начали лично обзванивать каждого и разбираться в чем дело. Выяснилось, что клиенты ждали не совсем того, что мы сделали;
- 40% разработок так и не были востребованы клиентами;
- сначала мы делали продукт по принципу "нам нравится, значит и другие купят". Мы сильно были удивлены, что на самом деле все не так и клиентам нужно было совсем другое;
- поэтому важно делать research, чем раньше тем лучше. Понять, кто ваш таргет, находить его и исследовать их проблемы;
- оглядываясь назад, сейчас мы думаем, что можно было не городить столько работы и упускать время, а надо было сразу начать писать extention для SalesForce CRM;
- после регистрации каждому пользователю приходит благодарственное письмо с моего личного ящика. Некоторые клиенты пишут, и я общаюсь с ними лично;
- где то 1500 регистрации в месяц, без профессионального PR. Хотя сейчас мы уже думаем, что такой PR нужен;
- очень помогло то, что мы сделали коннектор к Basecamp. Когда основатель Basecamp в твиттере пишет своим десятки тысяч фоловерам, что Quoteroller это круто - поверьте это отлично помогает;
- найдите крутых советчиков. Я подружился с СЕО RightSignature и постоянно спрашиваю его ценных советов
- учите английский, без него никуда;
- Силиконовая долина она такая силиконовая, там даже клерки имеют миллиард-идею и пытаются тебе ее пихнуть;
- ты ходишь в майке с надписью твоего стартапа и многие подходят и спрашивают "что за стартап ты делаешь", знакомятся так просто и быстро, но крутые ребята типа Марка Цукерберга, конечно плавают очень глубоко;
- ивенты, которые проходят с помпой 1 раз в квартал в Москве, тут проходят 3 раза в день - только успевай бегать по ним;
- никто не читает newletters среди подписчиков, если хотите что-то протестить, сделайте мертвую ссылку на сайте и проследите как народ ее кликает;
Вот в принципе все.
«Когда Стив Бланк приезжал в Москву в прошлом году, многие СМИ написали о таком кейсе. Его спросили: "Как попасть в Силиконовую долину?", он ответил просто - "Самолетом»
В сухом остатке: Силиконовая долина - то уже не персонаж художественных книг, фильмов Голливуда или несбыточных мечтаний скромного стартапера. Это все больше становится конкретной реальностью, что-то вроде Алматы или Астаны для парниши из Аральска, или Москвы для таджикского трудяги. Нужно просто понять три вещи: когда ты готов, зачем и с чем туда ехать. Когда все это созреет - надо просто брать билет на тот самый самолет.
Так что, не перестаю петь оды благодарности Руслану Егембаеву, который сам того не ведая, или наоборот, намеренно ведая, так рьяно тащит нас туда :) Будет, с такими как Руслан, Константин, Ольга точно будет высадка казахского десанта на этой родине могучих стартапов.
Эх какой сопливый и лирический получился сегодня пост %)))) Ну что ж видимо, так перо легло, не серчайте.
Да, прибудет с вами сила Красоты!
Ваш Капитан Силикон
P.S. А ничего, что тут ни слова о нашем самом модном стартапе Look Seller? А ну ладно, да просто мы прототип ху%?№рим, что есть мочи, не можем остановиться вылизывать. Знаем знаем типичная ошибка стартаперов, а что делать, никому ведь не дают покоя лавры перфекционизма Стива Джобса.....о нет опять я его и сюда примазал, скажите, ну сорри просто книжка толстая и очень медленно хочется читать, смакуя
;)