Казахстан вступил в эру киноальмонахов, которые уже завоевали популярность во многих странах. «Cердце моё - Астана» - это новый проект Егора Михалкова-Кончаловского и Алексея Голубева, снятый в содружестве с казахстанскими кинематографистами. Первый для Казахстана киноальманах включает 10 киноновелл на русском и казахском языках, которые в целом являются признанием в любви к главному городу страны.
Не случайно показ фильма был приурочен к самым сердечным датам, несмотря на то, как к ним относится официальный календарь. Предпоказ прошёл 23 февраля, а официальная премьера в кинотеатрах назначена на 8 марта. В киноальманах вошли новеллы: «Часы» (Алексей Голубев), «Дарина» (Джулия Гани), «Онлайн» (Айдар Баталов и Алексей Голубев), «Сюрприз» (Эля Гильман), «Наргиз» (Рашид Сулейменов), «Бека» (Егор Михалков-Кончаловский), «Легионер» (Рустем Абдрашев), «Квест» (Жасулан Пошанов), «Завещание» (Фархад Шарипов) и «Сердце» (Сергей Дебижев). В основном это романтические истории о любви. Однако Эля Гильман сделала яркую комедию с участием звезды советского кино Баадура Цуладзе, а Рашид Сулейменов оригинальнее всех раскрыл тему, так и не показав ни одного кадра из Астаны. Его героиня Наргиз, девушка из семьи оралманов, живёт в сельской глубинке. Она пишет патриотические стихи и так мечтает о столице, что уезжает туда на угнанном у отца комбайне.
Конечно, можно придраться к тому, что некоторые сюжеты и кадры в этом альманахе повторяют друг друга, что в отдельных финалах не хватает ярких завершающих фраз и фактически не уделено внимание истории покорения целины. Но многие зрители на предварительном показе не могли сдержать слёз, а это значит, что авторам удалось не только показать эффектный фасад новой столицы, но и достучаться до сердец. Доброта, семейное счастье, любовь к своей стране и своим близким – эти простые, но очень важные чувства стали главной темой, которая прозвучала контрастно на фоне заполонивших экран агрессии, пошлости и цинизма.
Рустем Абдрашев стал единственным, кто выбрал спортивный сюжет с жёсткими единоборствами.
- Рустем, почему вы остановились на спортивной тематике?
- В этой истории соединились романтизм и брутальность. Как у нас говорили: «В хоккей играют настоящие мужчины». В своё время у нас был очень неплохой хоккей, особенно в Усть-Каменогорске, традиции которого стремится продолжать нынешняя астанинская команда «Барыс». Казахстанцы даже входили сборную Советского Союза. Сейчас значительная часть команды - это легионеры. И так не только в хоккее. Это наблюдается и в строительстве в Астане. Слово «легионер» стало иносказательным. Можно сказать, что мы живём в эпоху легионеров.
- Вы сами играли в хоккей?
- В детстве я катался на дутышах и гонял шайбу на хоккейной коробке во дворе. Если мы ломали клюшки, то заматывали их изолентой.
- Когда ваш герой и уезжает играть в НХЛ, его клюшка на конвейере в астанинском аэропорту красноречиво стучит по ограничителям, словно протестуя…
- Это режиссёрский ход. Во время сцены в аэропорту клюшка действительно словно оживает и протестует, ведь герою приходится расставаться с любимой девушкой.
За последние полгода Егор Михалков-Кончаловский проводит уже вторую премьеру в Алматы. Вслед за «Возвращением в А» последовало «Сердце моё – Астана».
- Этот проект готовился к 20-летию независимости Казахстана, но мы решили показать его немного позже, - признался Егор. - Мы собрали режиссёров, которые определяют лицо казахстанского кинематографа. Казахстан будет силён, если у его народа будут определённые символы и поводы для гордости. И одним из главных таких символов является Астана. Но в этом городе, на мой взгляд, не хватает человеческих легенд. Конечно, у него была история до Астаны. Но в том виде, в каком он предстаёт перед миром, это абсолютно новый город. И мы попытались начать создавать легенды этой столицы.
Олег БЕЛОВ
Аргументы и факты Казахстан, №9, 29.2.12
Фото Вадима КРАВЦОВА и из архива