Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
13
00:49, 24 февраля 2012

Город без сердца

...И вот волна «любви» докатилась и до нас. Первым, насколько я помню, о фильме про Алматы ещё на премьере «Баксы» говорил Сергей Бодров. Но пока не срослось. Пальма первенства в этом вопросе ушла, как обычно, Астане. Проектом, из названия которого предусмотрительно исключили «Я люблю тебя» и который тем не менее, не смущаясь, сопроводили характеристикой «являющийся продолжением популярных киноальманахов «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Париж, я люблю тебя», «Москва, я люблю тебя», поруководил опять-таки Егор Кончаловский...

Blog post image

Успех блестящего киноальманаха «Париж, я люблю тебя» автоматически вызвал цепь продолжений удачной идеи. В США автор замысла продюсер Эммануэль Бенбийи создал «Нью-Йорк, я люблю тебя». На очереди Рио, Шанхай и Иерусалим. Плюс россияне под художественным руководством Егора Кончаловского отсняли «Москва, я люблю тебя» - этот фильм я, по счастью, не смотрел. Почему «по счастью»? Трейлер, в отличие от «Парижа» и «Нью-Йорка», не вызвал совершенно никакого желания созерцать проявления чувств по отношению к Первопрестольной, отзывы критиков и знакомых, вызывающих доверие, также не вдохновляли.

Плюс, насколько я знаю, «Москва» к оригинальному проекту и Бенбийи не имеет никакого отношения – о моральной стороне такого заимствования судите сами. Впрочем, не впервой же. В своё время «Побег» того же Егора Кончаловского «отмазывали» от «Беглеца» Эндрю Дэвиса с Харрисоном Фордом в главной роли с тем же усердием, с каким говорили о совершенной непохожести «12» дяди Егора, Никиты Михалкова, и «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Хотя в обоих случаях был не только полностью скопирован сюжет и ключевые персонажи, но и отдельные диалоги.

И вот волна «любви» докатилась и до нас. Первым, насколько я помню, о фильме про Алматы ещё на премьере «Баксы» говорил Сергей Бодров. Но пока не срослось. Пальма первенства в этом вопросе ушла, как обычно, Астане. Проектом, из названия которого предусмотрительно исключили «Я люблю тебя» и который тем не менее, не смущаясь, сопроводили характеристикой «являющийся продолжением популярных киноальманахов «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Париж, я люблю тебя», «Москва, я люблю тебя», поруководил опять-таки Егор Кончаловский.

Как сказал худрук на предпремьерном показе, «Сердце мое – Астана» это попытка вдохнуть душу в блестяще отстроенную столицу, которой не хватает своих городских легенд. На поверку душа получилась однообразной и не по-юношески нудной.

Чем был хорош «Париж, я люблю тебя»? Тем, что все новеллы – от совсем простеньких, как у Брюно Подалидеса или Гаса ван Санта, и до трагичных, как у Нобухиро Сувы – были разными. По стилю, по замыслу, по идее, в них наличествовали юмор, драма, ирония, гротеск. Мы видели любовь мужчины и женщины, отца и дочери, матери и сына и даже вампира и человека. По манере съемки, актерам и выбранной теме можно было угадать режиссера. Но, повторюсь, все новеллы были разными. И многие оставались либо недосказанными, либо оставляли после себя печаль и грусть.

Что мы видим в «Сердце мое – Астана»? Набор совершенно однотипных историй, из общего ряда выбивается две, максимум три, описать которые можно в нескольких словах: «Он встретил ее, она встретила его, они вынуждены расстаться, они ищут друг друга и обязательно, вот просто всенепременнейше друг друга найдут». От этого бесконечного хэппи-энда ближе к финалу уже начинает сводить скулы, как от восьмой банки варенья. Понятно, что фильм праздничный (приурочен, как и все у нас за последний год, к 20-летию независимости), что госзаказ не подразумевает ничего другого, как счастливого конца на фоне Астаны (это во мне «Опасный метод» сейчас эхом отдается?), но, господа, смотреть эту нескончаемую патоку в течение более полутора часов ведь просто невозможно! Хорошо, что сзади кто-то периодически пинал мое кресло, а сосед слева то и дело ерзал на месте, вызывая афтершоки по всему ряду – я бы ведь непременно уснул к середине.

Да, черт с ним с медом да с патокой – были бы истории интересные. Понятно, что уместиться в 8-10 минут – задание непростое. Однако на что тратится это короткое время? Нам толком не рассказывают истории, которые "украшены" огромными, как черные дыры, белыми пятнами, зато долго-предолго показывают одни и те же здания и достопримечательности Астаны.

Обратимся к началу, новелла первая. Кровавые НКВД-шники (ну а куда ж сейчас без кровавых НКВД-шников!) гонят по степи группу то ли ссыльных, то ли заключенных, одна из женщин в дороге умирает, а ее сына берет себе казахская семья, и русский мальчик Сергей становится братом казахскому мальчику Болату, потом они вместе уходят на войну, а мать на прощание дает им одинаковые часы (никто тут "Криминальное чтиво" не вспомнил?), по которым они через много лет, разумеется, найдут друг друга (ненавистники спойлеров, остыньте – эта история прозрачна и предсказуема).

Я не буду задаваться вопросами ссыльные они все-таки были или заключенные (а из этого проистекают другие вопросы) и почему 16-17-летних (тут достаточно прикинуть время начала истории) пацанов в конце войны забрали на передовую – это не суть важно и можно посчитать некоей условностью, необходимой для реализации художественного замысла (по крайней мере, я бы отмазался именно так). Но один, буквально краеугольный, вопрос ведь так и просится! Если братья воевали вместе и были так близки, то почему же все эти без малого 70 лет они не искали друг друга, что они делали?! Нет ответа, тишина. Зато нам показывают долгие проходы героя Сергея Никоненко (не того Сергея Никоненко, что ведет банкеты и весьма странно изобразил журналиста в «Ликвидаторе», а настоящего) по Астане. По той самой Астане, где братья по мановению волшебных часов тут же встретятся. Магия столицы – отонокак!

БОльшая часть историй посвящена несчастной любви молодых людей, которая под воздействием все той же магии Астаны непременно превратится в счастливую.

Успешный ресторатор сталкивается с глухой (он еще об этом не знает) девушкой, узнает, где она живет, ее номер телефона, долго и медленно преследует ее на машине, но вечно тормозит – мысль, что к девушке надо подойти, приходит к нему поздно, а позвонить ей он просто не догадывается. Но даже если ресторатор остолоп, Астана ведь их все равно сведет.

Хоккеист, будущая звезда НХЛ отказывается от многомиллионного контракта, чтобы остаться в «Барысе» и снова вылететь в первом раунде плей-офф от «Ак Барса».

Фотограф прилетает в Астану и целый день бродит по городу с лицом зомби, пугая прохожих и ища девушку, увиденную им в Москве.

Студентка-«болашакерша» и успешный бизнесмен год общаются по интернету, страдают, но почему-то ни у кого из них не находится и пары дней на отпуск. (Кстати, скажите, пожалуйста, в личном кабинете «Каспи Банка» действительно присутствует надпись «Каспи Банк» любит вас, имярек!»? Что это за интеллектуальный минет?).

Ну и особенно доставила история про русского целинника-джазмена, эмигрировавшего в середине 1960-х, чтобы играть джаз в Нью-Йорке. Я как произношу про себя «русский целинник-джазмен», так аж в неописуемый восторг прихожу. Сын целинника приезжает на родину и, разумеется, тоже находит любовь. После случайной встречи и расставания. Ну а вы как думали? Фантазия у нас в дефиците.

Все подобные новеллы я сейчас не упомню, ибо их много. Меняются лица, антураж, декорации, естественно, остаются те же (Хан шатыр, Байтерек, «Северное сияние» и пр.), и в итоге фильм из альманаха разных историй превращается в кашу.

На пресс-конференции выяснилось, что режиссеры до этого видели только свои короткометражки, но не фильм целиком. И это в итоге вылилось в большую проблему. С другой стороны, куда смотрели продюсеры и худрук? Ну невозможно ведь не увидеть, что получились новеллы под девизом «те же яйца, только сбоку»?!

Из общего ряда, как я уже писал, выбиваются две-три истории. Лучшая, на мой взгляд, новелла, к сожалению, идет уже третьей. Это короткометражка Эли Гильман. Вот насколько мне не понравился ее «Трубадур», настолько же пришлась по вкусу история о незадачливом отце семейства и колоритном водителе-грузине. Нурлан Утешев и блестящий Баадур Цуладзе (я обожаю этого актера еще со времен короткометражек Резо Габриадзе) составили такой удачный дуэт, что простительна режиссерская фантазия о том, что из Астаны до Алматы на 21-й «Волге» можно доехать часов за шесть – с поломками и остановками. А как и с какими тостами герои пьют вино, как тащат на себе машину (очевидная аллюзия и на «Простоквашино», и на «Бурлаков на Волге» одновременно) – это же просто замечательно!

Затем «Легионер» Рустема Абдрашева, о котором я уже упоминал. Но тут, в первую очередь, нужно отметить не саму историю (она такая же пустышка, как и большинство остальных), а то, как снят непосредственно спорт. Столь качественно отснять фильм (пусть и короткометражный) о спорте, удается далеко не всем – и в бывшем СССР, и в Голливуде. Удачных примеров чрезвычайно мало. Как правило, постановочные кадры с актерами сильно «бьются» с реальными съемками соревнований. В «Легионере» картинка гармоничная и сочная. Смотреть приятно, и я бы «лайкнул» эту новеллу, если бы не факт того, как некрасиво поступили создатели «Сердце мое – Астана» с моим добрым приятелем и коллегой (мы в паре комментируем премьер-лигу на «Седьмом канале») Жигером Азбергеном.

Его для эпизодической роли подсняли во время работы комментатором на матче «Барыса» (подсняли красиво, спору нет), озвучку фильма делали в Москве и мы слышим голос Романа Скворцова (бывший VJ MTV, переквалифицировавшийся в очень хорошего баскетбольного и хоккейного комментатора). Жду титров и вижу «Спортивный комментатор – Роман Скворцов». А Жигер вроде как мимо проходил. Мне за коллегу обидно, и я этот случай воспринимаю, скорее, не как непрофессионализм создателей фильма, а как очередное проявление «московского шовинизма» к «провинции» - дескать, им и так сойдет, в кадре показали, пусть радуются.

И, наконец, третья новелла «из ряда вон». В течение полутора часов я думал, что при всех своих недостатках у «Сердце мое – Астана» есть одно неоспоримое достоинство. Практически нет чрезмерного ура-патриотизма и пропаганды. И только я укрепился в этой мысли, как в последней новелле на меня этой самой пропаганды вылили целый ушат. Не забыв, правда, компенсировать. Непременное появление в телевизоре президента неожиданно получилось не только оправданным, но и на редкость удачным. В целом этот эпизод перекликается с новеллой о фантазирующей о папе Медведеве девочке из фильма «Елки», но в «Астане» получилось эффектнее. У меня челюсть отвисла почти как у сельского полицейского.

И завершая сей затянувшийся опус, о двух приметах, по которым вы безошибочно узнаете фильмы Егора Кончаловского: мама Наталья Аринбасарова и жена Любовь Толкалина в кадре и тошнотворное обилие даже не продакт-плейсмента, а именно рекламы. Аринбасарова и Толкалина наличествуют, равно как и реклама, без которой и пять минут в «Сердце мое – Астана» непозволительная роскошь.

Так как об упущенной выгоде говорить глупо, без тени стыда перечислю все бренды, которые запомнил: KCell, Highvill, Mega, «Базис», Astana Motors, молоко «Айналайын», масло «Шедевр», соусы «3 желания», макароны «Корона», соки Juicy, «Каспи Банк», рекламу которого умудрились воткнуть даже на борт комбайна в ауле… Только Air Astana почему-то не зашла (или все-таки в третьей новелле была?), поэтому персонажи фильма летают или Delta, или неизвестными авиалиниями, причем летают по совершенно фантастическим направлениям – например, Астана – Нью-Йорк или Астана – Монреаль. Ну а чего, сказка ведь!

А смотреть «Сердце мое – Астана» можно. Если вы законченный патриот отечественного кино. Или никогда не были в столице. Хоть узнаете, как она выглядит.

13