Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
08:03, 22 января 2012

Плюс, минус и пауза!

Недавно, общаясь с пятилетним ребенком, объясняла ему значение и название знаков «+»,  «-» и «=». Через некоторое время спрашиваю: «Итак,  повтори, как называются эти знаки?» Малыш тут же ответил: «Плюс, минус и пауза!». Под словом "пауза" он имел ввиду символ, которым обозначают остановку аудио или видеозаписи.  Да! Такие вот они неповторимые и непредсказуемые, такие непосредственные  очаровашки!

Blog post image
Однажды летом, мама мальчика, которому весной исполнилось 7 лет, спросила меня: «Когда мне нужно начинать готовить ребенка к школе?» «Вы опоздали ровно на семь лет!» - ответила я, ведь многие начинают учить своих «сладусек-малюпусек» цифрам и буквам еще до года!  О! Как я понимаю тех родителей, которых мучают подобные вопросы: «У наших знакомых трехлетняя дочка уже читает, а нашему сыну УЖЕ 4,5 года, а он еще не знает ни одной буквы!», «Почему он плохо читает?», «Почему не любит читать?», «Как правильно учить ребенка читать?» и еще много, много других вопросов. Конечно, все зависит от всего! Если вы сами учите малыша читать, то вам пригодятся мои советы.

Одна из главных проблем – это правильное называние букв (ни в коем случае не «буковок»). Для того, чтобы научиться читать, совсем не обязательно знать алфавит  (т.е. упорядоченное расположение букв, с которым дети знакомятся только во втором классе) и, тем более,  правильное название символа (буквы) – например, «ЭМ», или еще лучше - «ЭЛЬ».  «МЭ», «ВЭ» - тоже не вариант. Все буквы необходимо называть, как звуки: «М», «Э», «Л», даже если это неудобно для произношения и не привычно для вас.  Иначе, задумайтесь, как малышу прочитать слово «МА-МА», если его учат: «МЭА-МЭА»? А как ему читать предлоги (в, с, к) или слова, оканчивающиеся на согласный звук? («КОТЭ» вместо «КОТ»)?  Многие родители учат своих детей по той же методике, по которой когда-то учили их самих, но времена  сейчас другие,  и люди уже компьютеры придумали, сотовые телефоны и прочие полезные для человечества штучки. Так  давайте по-новому подходить и к вопросу обучения детей. Обожаю методику «Кубики Зайцева»,  так как дети сразу обучаются чтению складами - по 2 буквы:  «МА»,  «ПА»,  «ПУ»  и  т.д.,  а не слогами:  «АМ»,  «ПОД»,  «ПРИ» и т.п.,  и запоминают их на уровне фотографирования. Такой способ дает ребенку навык читать бегло, так как ему не нужно каждый раз прибегать к слиянию двух букв, затем слогов, а уже после этого складывать из слогов слово. Это утомительно и не интересно (по 3 раза прочитывать одно слово).  Поэтому, пока малыш поймет смысл одного слова, которое он прочитал в муках,  ему уже не хочется читать второе, а тем более третье!

Есть еще одна немаловажная проблема – смысл читаемого текста. Взрослые часто думают, что если их чудо научилось читать, то на этом родительская миссия окончилась и теперь можно дать ребенку книжку, и дальше он сам все прочитает. Но, не спешите! Еще немного терпения. Помогите ему прочитать первую книжку, правильно делая ударения в словах (а то простые и понятные слова могут стать заморскими и недоступными для понимания), и, объяснить смысл каждого нового слова.  Не лишним будет рассказать и о роли «молчаливых подсказок» - знаков препинания, а также проследить, чтобы малыш читал до точки без больших пауз, а на точках останавливался и осмысливал прочитанное. Не нужно постоянно говорить: «Читай, ты что забыл, какая это буква?». Да, забыл! И что в этом удивительного? Терпеливо подсказывайте (без вздохов и упреков) до тех пор, пока ребенок не скажет: «Не подсказывай, я сам знаю!».

Таким образом будет улучшаться техника чтения. После этого необходимо «поработать» над прочитанным текстом: спросить о том, понравилась ли малышу сказка, о чем он прочитал, кто хороший, а кто плохой, почему так поступил тот или иной герой и как бы на его месте поступил ты? Эти вопросы могут быть разными,  но цель  одна – развитие ребенка (логическое мышление, память, умение дать полный ответ – то есть  построить фразу, нравственное воспитание и т.д.).

Очень рекомендую в качестве первых книжек читать традиционные русские народные сказки:  «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие.

Желаю вам, чтобы чтение стало любимым занятием для вашего подрастающего и подающего надежды, сокровища!

9