Недавно, общаясь с пятилетним ребенком, объясняла ему значение и название знаков «+», «-» и «=». Через некоторое время спрашиваю: «Итак, повтори, как называются эти знаки?» Малыш тут же ответил: «Плюс, минус и пауза!». Под словом "пауза" он имел ввиду символ, которым обозначают остановку аудио или видеозаписи. Да! Такие вот они неповторимые и непредсказуемые, такие непосредственные очаровашки!
Однажды летом, мама мальчика, которому весной исполнилось 7 лет, спросила меня: «Когда мне нужно начинать готовить ребенка к школе?» «Вы опоздали ровно на семь лет!» - ответила я, ведь многие начинают учить своих «сладусек-малюпусек» цифрам и буквам еще до года! О! Как я понимаю тех родителей, которых мучают подобные вопросы: «У наших знакомых трехлетняя дочка уже читает, а нашему сыну УЖЕ 4,5 года, а он еще не знает ни одной буквы!», «Почему он плохо читает?», «Почему не любит читать?», «Как правильно учить ребенка читать?» и еще много, много других вопросов. Конечно, все зависит от всего! Если вы сами учите малыша читать, то вам пригодятся мои советы.
Одна из главных проблем – это правильное называние букв (ни в коем случае не «буковок»). Для того, чтобы научиться читать, совсем не обязательно знать алфавит (т.е. упорядоченное расположение букв, с которым дети знакомятся только во втором классе) и, тем более, правильное название символа (буквы) – например, «ЭМ», или еще лучше - «ЭЛЬ». «МЭ», «ВЭ» - тоже не вариант. Все буквы необходимо называть, как звуки: «М», «Э», «Л», даже если это неудобно для произношения и не привычно для вас. Иначе, задумайтесь, как малышу прочитать слово «МА-МА», если его учат: «МЭА-МЭА»? А как ему читать предлоги (в, с, к) или слова, оканчивающиеся на согласный звук? («КОТЭ» вместо «КОТ»)? Многие родители учат своих детей по той же методике, по которой когда-то учили их самих, но времена сейчас другие, и люди уже компьютеры придумали, сотовые телефоны и прочие полезные для человечества штучки. Так давайте по-новому подходить и к вопросу обучения детей. Обожаю методику «Кубики Зайцева», так как дети сразу обучаются чтению складами - по 2 буквы: «МА», «ПА», «ПУ» и т.д., а не слогами: «АМ», «ПОД», «ПРИ» и т.п., и запоминают их на уровне фотографирования. Такой способ дает ребенку навык читать бегло, так как ему не нужно каждый раз прибегать к слиянию двух букв, затем слогов, а уже после этого складывать из слогов слово. Это утомительно и не интересно (по 3 раза прочитывать одно слово). Поэтому, пока малыш поймет смысл одного слова, которое он прочитал в муках, ему уже не хочется читать второе, а тем более третье!
Есть еще одна немаловажная проблема – смысл читаемого текста. Взрослые часто думают, что если их чудо научилось читать, то на этом родительская миссия окончилась и теперь можно дать ребенку книжку, и дальше он сам все прочитает. Но, не спешите! Еще немного терпения. Помогите ему прочитать первую книжку, правильно делая ударения в словах (а то простые и понятные слова могут стать заморскими и недоступными для понимания), и, объяснить смысл каждого нового слова. Не лишним будет рассказать и о роли «молчаливых подсказок» - знаков препинания, а также проследить, чтобы малыш читал до точки без больших пауз, а на точках останавливался и осмысливал прочитанное. Не нужно постоянно говорить: «Читай, ты что забыл, какая это буква?». Да, забыл! И что в этом удивительного? Терпеливо подсказывайте (без вздохов и упреков) до тех пор, пока ребенок не скажет: «Не подсказывай, я сам знаю!».
Таким образом будет улучшаться техника чтения. После этого необходимо «поработать» над прочитанным текстом: спросить о том, понравилась ли малышу сказка, о чем он прочитал, кто хороший, а кто плохой, почему так поступил тот или иной герой и как бы на его месте поступил ты? Эти вопросы могут быть разными, но цель одна – развитие ребенка (логическое мышление, память, умение дать полный ответ – то есть построить фразу, нравственное воспитание и т.д.).
Очень рекомендую в качестве первых книжек читать традиционные русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие.
Желаю вам, чтобы чтение стало любимым занятием для вашего подрастающего и подающего надежды, сокровища!