Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
22:09, 10 января 2012

Атлас мировоззрений. Концептуальное ядро моей книги «Жузы Мира...»

Blog post imageНу вот, снова решил выложить главу из своей книги. В этой главе разъясняется ключевое понимание тех терминов, которые являются одними из главных в моих текстах. Например, я даю свою трактовку того, что такое информация. что такое мировоззрение, дается разработанная мной типология мировоззрений с указанием их взаимосвязей между собой. Т.е. не просто дается классификация абстрактных концептов мировоззренческих ядер, но предлагается, прежде всего векторное, органическое понимание их реальности. По сути, в посте описывается концептуальное ядро моей книги «Жузы Мира...».

Я всегда чувствовал, что религии очень серьезно различаются между собой не потому, что одна из них правильнее другой, а потому, что у каждой была своя Богом определенная спецификация. Но до конца эти спецификации я не мог определить, для меня это оставалось «темным лесом». Вместе с тем я параллельно изучал философские тексты, задаваясь их интеллектуальной проблематикой. В частности, среди многих философских интенций мое пристальное внимание привлекал смысл термина «информация» как пограничного между формой и содержанием (если помните, то в буддизме есть постулат о том, что «форма есть пустота, а пустота есть форма»).

И вот однажды мне вдруг открылось разложение краеугольного для современной цивилизации понятия «информация» на пять прямых смысловых трактовок. Это было неожиданной находкой, несколько даже обескураживающей, полностью ошеломляющей. Я бесполезно пытался как-то понять абстрактность этих трактовок и найти им соответствие в этом мире, пока не осознал, что они соответствует, прежде всего, костяку мировой группы религий, а вместе с тем — сенсорной организации мировосприятия человека и иных живых существ. Воистину мир един, но особенным, сверхгармоничным способом сочетания и сотрудничества всех существующих различий между собой. Точно таким, каким сочетаются и помогают друг другу органы чувств человека в организме, никак не мешая, а лишь дополняя, усиливая друг друга. И что религии есть особенные, божественные органы чувств единого организма человечества. Это было открытие!

Для меня эти спецификации духовных традиций очевидны как Божий день, также как и архиважность их понимания. Познание Единства через мышление происходит путем познания характеристик его Аспектов, Ликов. Потому-то мы и рождаемся в этом мире, чтоб познавая его многообразие приходить к идее Единства. Также отметим, что в нашей трактовке многовекторный принцип Единобожия звучит гораздо сильнее, чем в предыдущих традициях. Почему? Потому что мы начинаем давать себе отчет, в чем именно различны друг от друга религии и духовные традиции, а значит лучше и глубже понимать их суть, миссию и предназначение для человечества, лучше и глубже понимать Божественный Промысел, лучше и глубже понимать Единого Бога. Векторная форма ликов-мировоззрений позволяет тонко, неторопливо и качественно развязать гордиев узел поисков философии, которая была бы адекватна современной цивилизации. Если добавить сюда представленное метафизическое обоснование равнозначности и родственности религиозным также и высших светских универсальных мировоззрений, то актуальность данной работы значительно возрастает.

Но лучше читайте сами!

...Глава 1. Путеводитель по абстрактному ядру

1.1. Актуальность мифодизайна и персонального мышления

«Жузы Мира...» — это книга-путешествие по божественным следам в сознании, это мифодизайн мировых религиозно-светских векторов на очень высоком, абстрактном уровне. Признаюсь, я рад тому, что могу использовать термин «мифодизайн», который сравнительно недавно ввел в интеллектуальный оборот современный российский ученый-культуролог Андрей Ульяновский.

Очень подробно понятие мифа разрабатывал еще в 20-е годы XX века русский философ Алексей Лосев. Философ творил в Советском Союзе и дожил до 95 лет, так и не сняв нательный православный крестик. Он был рукоположен в тайное монашество и только после смерти в 1987 году его узнали как отца Андроника. В своей «Диалектике мифа» Лосев показывал, что и понятие материи есть миф. К нему примыкают и многие мыслители Запада, сравните: «…Да, часто мыслят противопоставление мифа и логоса. Но вместе с тем миф есть обязательный язык трансцендентной истины, он заключает в себе разум и находится под контролем разума» (Карл Ясперс). Надеюсь, понятие «дизайна» читатели предпочтут воспринимать как аналог русского слова «промысел».

В чем же актуальность мифодизайна? Подлинная философия всегда есть мифодизайн в том смысле этого слова, которое складывается из двух составляющих — мифа и дизайна. Миф или mythos используется автором в собственно исходной греческой семантике как «сказание», «речь», «мнение» и «слово». И сегодня мифодизайн — это возвращение к классике, к изначальной культуре философской словесности, свободного метафизического философствования. Так философствовал Сократ, аль-Фараби, Нагарджуна, Шанкара

Через мышление, через свободное философствование можно познать Бога. Это самый легкий способ богопознания для современного интеллектуала. Это та точка, в которой концентрируется духовная жизнь типичного интеллигента, который курит, читает книжки, носит очки, иногда матерится, носит с собой ноутбук, стремится заработать больше, чтобы можно было позволить себе купить новый ноутбук и новые книги. Мышление  штучное дело, персональное. А что такое персона, личность как не реальный миф со своими убеждениями, легендами, версиями реальности?

И получается, что мышление и персонально продуманные мысли — это и есть кладовая, сокровище, главное богатство человеческого существа. Слова — это информационные чипы с множеством уровней использования. Умный человек вкладывает в них самое важное, нужное, эффективное из своего опыта мышления. Так организуется некий личностный миф, изложенный в персональном ключе и никак иначе. Если будет иначе, то теряется истина, улетучивается сама жизнь из текстов.

1.2. Мировоззрение или «искра божья»

Что такое мировоззрение? Мировоззрение — это «искра божья», ядро духовной монады (по Готфриду Лейбницу) или духовного шельта (по Даниилу Андрееву) живого существа. Это неописуемо абстрактное ядро извечной жизни дает о себе знать через объективно-субъективный комплекс духовных (общих) и психических (индивидуальных) связей с Богом.

Другими словами, мировоззренческое или атманическое тело (по Авессалому Подводному) есть объединяющая суть (жуз) целого комплекта тонких, взаимосвязанных пространств. Из них основные — это интеллектуально-психическое (душевное), каузальное (событийное), ментальное (идеологическое), эмоциональное, энергетическое и физическое тела.

Утрируя многообразие нюансов, можно сказать, что когда у человека его интеллектуально-душевный образ миромышления и мирочувствования, внутренняя и внешняя событийная канва, стереотипы и ментальные установки, эмоциональный и энергетический форматы жизни гармонируют с его мировоззренческим ядром, то они начинают все лучше и проникновеннее играть великую симфонию бытия под управлением мировоззрения.

В обратном случае, если гармония искажается, тонкие тела часто подвергаются процессу фрагментарной или тотальной реформы, а в исключительных случаях полностью разрушаются под недвусмысленным согласованным воздействием внешних и внутренних обстоятельств, превращаясь по воле той же «искры божьей» в осколки. В результате человек попадает до известной мировоззренческой глубины в стрессовую ситуацию индивидуальной бессмысленности, хотя в реальности просто разрушаются многослойные тонкие связи с мировоззрением, но никак не смысл существа.

Очевидно, есть резон правильно идентифицироваться со своим мировоззрением. Для этого нужно иметь некоторое представление о нем, причем такое, которое хотя бы в пунктирной форме объясняет контуры и векторы ядра духовной монады. Казалось бы, это невозможно в принципе, но зачем опережать события?

1.3. Базовые типы мировоззрений

С точки зрения философии философия интегрированных мировоззрений насчитывается всего одно Единое мировоззрение, у которого есть два типовых, сущностных аспекта: персоналистический и деперсоналистический, которые для удобства будем называть просто типами мировоззрений. Первая мировоззренческая площадка базируется на базовом понятии Личности (Персоны) и отвечает на метафизический вопрос «Кто?». Второй мировоззренческий фундамент покоится на понятиях «вечности», «процесса», «реальности» и является ответом на не менее интересный вопрос «Что?».

Первый, персоналистический тип мировоззрений, акцентирует «ктойность» мира и утверждает в качестве платформы всей системы убеждений постулат существования маленьких «я» и единого большого «Я», которые и образуют реальность Того (Той, Тех), Кто есть или Этого, Кто есть. Этот тип («Кто?») насчитывает, как минимум, восемь (четыре религиозных и четыре светских) родственных высших мировоззрений, которые зеркально отражают друг друга.

Второй, деперсоналистический тип мировоззрений, акцентирует «чтойность» мира и держится на постулате отсутствия всяких надежных постулатов, из которого в предельно абстрактном варианте следует, что онтологически есть лишь реальность Того, Что есть или Этого, Что есть. Второй тип мировоззрений («Что?») представлен двумя (одно религиозное и одно светское) мировоззрениями, которые также зеркально отражают друг друга.

Таковы сущностные, духовные типы или классы мировоззрений.

В целом же, на вопрос о том, как найти и познать фундаментальные типы мировоззрений в формате их совместного бытия отвечает философия интегрированных мировоззрений, помогающая выстроить адекватную архитектуру психологических и ментальных связей с духовным миром. Например, с нашей точки зрения, религия — это специализированный душевный орган в духовном теле человечества, через который воспринимаются духовные формы реальности. Каждая традиция специализируется на передаче человеческим существам преимущественно какой-либо одной формы с помощью определенного типа мировоззрений. Как это происходит — рассказывается в других главах, а пока рассмотрим более тщательно феномен информации, понятие которой является одним из главных для нас.

1.4. Инфотипы мировоззрений — точное понимание информации

Понятие «информации» есть сердцевина, резонанс современной цивилизации. Оно стало гласно и негласно доминировать во всех слоях общечеловеческого социума. Причем, внешнее понимание (в русле кибернетики и информатики) термина достаточно разработано западными интеллектуальными кругами, тогда как внутреннее, собственно вертикальное осознание феномена информации находится в стадии становления.

Вглядывание и вслушивание во внутреннюю форму понятия «информация» выявляет тот векторный, архетипический ракурс созерцания, который методологически важен для четкого понимания смысла термина. В частности, в соответствии с буквальным здравым смыслом и логической конституцией языка, предлагается десять буквальных и точных дефиниций (определений) того, что такое «ин-формация» (от англ. «in-formation»), это:

  1. То, что в форме (универсальное религиозное мировоззрение деперсоналистического типа с акцентом на относительном начале) — вербальный образ духовного органа обоняния;
  2. Тот, кто в форме (универсальное религиозное мировоззрение персоналистического типа с акцентом на активном начале) — вербальный образ духовного органа слуха;
  3. Та, кто в форме (универсальное религиозное мировоззрение персоналистического типа с акцентом на пассивном начале) — вербальный образ духовного органа зрения;
  4. То, кто в форме (универсальное религиозное мировоззрение персоналистического типа с акцентом на абсолютном начале) — вербальный образ духовного органа вкуса;
  5. Те, кто в форме (универсальное религиозное мировоззрение персоналистического типа с акцентом на соборном начале) — вербальный образ духовного органа осязания;
  6. Это, что в форме (универсальное светское мировоззрение деперсоналистического типа с акцентом на относительном начале) — вербальный образ мирового органа мышления;
  7. Этот, кто в форме (универсальное светское мировоззрение персоналистического типа с акцентом на активном начале) — вербальный образ мирового органа воли и духовного равновесия;
  8. Эта, кто в форме (универсальное светское мировоззрение персоналистического типа с акцентом на пассивном начале) — вербальный образ мирового органа чувства и душевного равновесия;
  9. Это, кто в форме (универсальное светское мировоззрение персоналистического типа с акцентом на абсолютном начале) — вербальный образ свободного индивидуального духа;
  10. Эти, кто в форме (универсальное светское мировоззрение персоналистического типа с акцентом на соборном начале) — вербальный образ свободного коллективного духа.

Это сжатые определения информационных архетипов реальности, для краткости и философской технологичности я называю инфотипами, хотя в поэтическом смысле мне больше по нраву называть их «жузами», про данный термин пишется далее и в этой, скорее философско-поэтической, чем философско-научной книге будет чаще применяться именно последнее понятие.

Итак, мы пришли к тому, что понятие информации через призму векторного, архетипического понимания является подлинными вратами в Миры Истины. Если мыслить каждое из связок — инфотипов мировоззрений — «то, кто», «то, что» и т.д. — тотальной абстракцией, то информация как органичное объединение мировоззренческих инфотипов становится символом векторных уравнений Миров Истины:

ИНФОРМАЦИЯ = МЕСТОИМЕНИЯ-ВЕКТОРЫ

ИНФОРМАЦИЯ = Тот (То, Та, Те) = МЕСТОИМЕНИЯ-ВЕКТОРЫ = ДУХОВНЫЙ МИР

ИНФОРМАЦИЯ = Этот (Это, Эта, Эти) = МЕСТОИМЕНИЯ-ВЕКТОРЫ = СВЕТСКИЙ МИР

ДУХОВНЫЙ МИР + СВЕТСКИЙ МИР = ИНФОРМАЦИЯ

Из второго равенства становится ясно, почему не только каждая из религий, использующая в качестве мировоззренческого ядра то или иное указательное мировоззрение или их комбинацию, имеет полное право на тотальное утверждение своей истинности, но и даже каждый человек либо иное духовное существо! А из третьего равенства можно уяснить, что смысл общества и более всего государства (в отличие от религиозных организаций) как такового состоит в культивировании светского мировоззрения, которое тоже имеет полное право на тотальное утверждение своей истинности. Однако вместе с тем применение каждой комбинации имеет свои естественные пределы, которые ограничиваются законами духовного равновесия.

1.5. Онтология духовной и светской реальности

Для понимания как происходила расшифровка каждого из определений высших мировоззрений и нахождения им соответствий среди мировых религиозных традиций необходимо вспомнить первое векторное уравнение абстрактной реальности и очерченные в нем местоимения-мировоззрения, в векторной форме указывающие на различные аспекты Единой Духовной Сущности Мира:

То (что) и Тот и Та и То (кто) и Те = ДУХОВНЫЙ МИР

Вглядываясь в это несложное уравнение можно заметить невидимые на первый взгляд, но логически вытекающие из векторного характера уравнения выводы. Итак…

Первое (то, что) мировоззрение отнесем к структурам духовного обоняния, то есть органа, познающего деперсонализированные (пробуддийские и даосические?) системы реальности.

Второе (тот, кто) мировоззрение как четко персоналистическое и имеющее акцент на активном мужском начале классифицируем как яньскую структуру духовного слуха, распознающего незримое, но вибрирующее изначальное совершенство (Аллаха?).

Третье (та, кто) — четко определим как по-женски пассивную, иньскую структуру духовного зрения, выступающего в паре (по принципу двайты?) с духовным слухом и органично дополняющее его в изучении уже сверхвидимого совершенства мира.

Четвертое (то, кто) — это мировоззрение, теряющее свои внешние очертания, поэтому логично предположить его как структуру духовного вкуса, уходящего в таинство сугубо внутренних языковых (или каббалистических?) истин тела информации.

Пятое (те, кто) — мировоззрение, исключительно добровольно объединяющее предыдущие четыре — автоматически выступило аналогом органа осязания, являясь своего рода духовным кожным покровом (непорочно зачатым Ребенком?), защищающим и спасающим духовное тело мировоззрений от различного рода нежелательных посягательств или неблагоприятных духовных обстоятельств.

В результате, нами очерчена векторная, сущностная (духовная), отвечающая на вопрос «кто и что есть духовный мир?» классификация мировых религиозных направлений, указующих на Единую Сущность Мира. Отсюда, из этих интуиций рождается понимание точечно-объемного, векторного глобуса мировоззрений в контексте духовного организма человечества и человека в частности. Так, если логически домыслить векторную классификацию основных мировых религий, то мы увидим, что эти мировые религии в своих основных доминантах (вспомним теорию доминант Алексея Ухтомского, но в приложении к психическим процессам в телах религиозных организаций!)  — это духовные Уши, Глаза, Нос, Язык, Кожа Человечества.

В свою очередь, общемировые феномены светской культуры человечества можно выразить следующим уравнением:

Это (что) и Этот и Эта и Это (кто) и Эти = СВЕТСКИЙ МИР

В данном равенстве вычленяем следующие смысловые инверсии:

Шестое (это, что) мировоззрение отнесем к структурам всемирной разумности, то есть органа, познающего деперсонализированные системы консенсусной (согласованной или светской) реальности.

Седьмое (этот, кто) мировоззрение как четко персоналистическое и имеющее акцент на активном мужском начале классифицируем как яньскую структуру светской власти, архетипа идеальных шаблонов управления (Бога-Царя?).

Восьмое (эта, кто) — четко определим как по-женски динамичную, энергетическую структуру искусной, эстетически прекрасной деятельности, выступающего в паре (по принципу двайты?) с Богом-Царем и органично дополняющее его Правила Игры безмерным количеством вариаций их исполнения.

Девятое (это, кто) — это мировоззрение, обретающее свои внешние очертания, поэтому логично предположить его как структуру извечно бытийствующей и становящейся индивидуальности, приходящей к обнаружению и выявлению все новых истин персональной информации.

Десятое (эти, кто) — светское (консенсусное) мировоззрение, невероятно согласованно объединяющее предыдущие четыре — в рукотворном (искусном) режиме выступило катализатором объединения в Коллектив во славу правильного, интегрированного и точного освоения новых пространств реальности.

В результате, мы видим классификацию мировых общечеловеческих направлений, которые на практике дают нам реализацию Разумности, Духовности, Душевности, Индивидуальности, и Коллективности Человека.

И если подытожим нить наших размышлений, то поймем, что Древо религиозно-светстких мировоззрений дает начало следующим духовно-коммуникативным специализациям мировых векторов универсальных мировоззрений:

1.         мирообонянию (аэроспецифика — буддизм, даосизм),

2.         мирослышанию (аудиоспецифика — ислам, зороастризм),

3.         мировидению (видеоспецифика — индуизм),

4.         мировкушению (интроспецифика — иудаизм),

5.         мироосязанию (телеоспецифика — христианство),

6.         миромышлению (нооспецифика — разумность),

7.         мирооуправлению (кратиоспецифика — духовность),

8.         мирочувствованию (сенсоспецифика — душевность),

9.         миросознанию (неймоспецифика — индивидуальность),

10.       миросуществованию (культуроспецифика — коллективность).

Объемный контур качественных специализаций мировоззрений представляет собой подвижную масштабируемую сферу, которая в духовном плане то расширяется, то сжимается радиальными векторами местоимений, духовно указующих на Единого Бога, Единое Древо Мира.

2
645
0