Казалось бы, какой только бандитской романтикой Голливуд нас не кормил, а веселье все продолжается. Уже и кучка аферистов не раз обводила вокруг пальца очередного жадного богатея, и гонщики-угонщики всех мастей с ветерком промчались по всем мировым столицам. Кино снималось даже про грабителей-серферов. А уж фильмы о том, как группы малолетних гопников вырастают в целые мафиозные структуры, можно перечислять бесконечно. Это все хорошо, но зрителю каждый раз подавай чего-нибудь нового и оригинального. Но, поскольку боссы не очень любят риск, все новое всегда подается с уже старой и проверенной временем начинкой. Так случилось и с «Контрабандой» Балтазара Кормакура.
Адаптированная для американского зрителя картина исландского режиссера Оускара Йоунассона «Рейкьявик-Роттердам» – ярчайший пример залихватского криминального экшна, где в больших количествах присутствуют динамика, напряжение, героизм и юмор. Оригинальный фильм, где Кормакур, кстати, сыграл главную роль, вышел на экраны в 2008 году и большой славы в мире не снискал, но дал Голливуду возможность еще раз проехаться по всем знакомой тематике. Можно считать, что Фабрика грез со своей задачей справилась.Бывший контрабандист Крис Фарадей завязал с грязным бизнесом и открыл свое дело. У него двое детей, красавица-жена и домик в Новом Орлеане – в общем, мечтать больше не о чем. Но когда непутевый шурин во время облавы сбрасывает в море партию кокаина, заказанную серьезными и беспринципными дядями, «Гудини контрабанды» Крису приходится вернуться на скользкую дорожку, чтобы спасти свою семью. Что он, кстати, делает с большим удовольствием.
С первого взгляда, фильм сильно напоминает брукхаймеровский «Угнать за 60 секунд» (оригинальный фильм-то совсем о другом). Здесь та же сюжетная схема – родственник попадает в беду, вынуждая авторитета в завязке тряхнуть стариной. Усиливает схожесть присутствие в обоих проектах замечательного Джиованни Рибизи, который в этом фильме вместо жертвы исполняет роль охотника (причем, как первое, так и второе актер отыгрывает блестяще). Точнее, одного из охотников, но это знать перед просмотром не желательно.
По сути, никакого откровения зрителю ждать не стоит. Ведь фильм шаблонен абсолютно во всем – как в плане сюжетной структуры, так и в плане персонажей и исполнения. Но режиссер Кормакур, понимая, что новизны никакой внести не сможет, акцентирует внимание зрителя на той самой романтике, заставляя персонажей ностальгировать по былым временам. Главному герою то и дело отвешивают поклоны, припоминая былые заслуги, а сам он долгое время не может унять дрожи в ногах, осознавая, что снова в седле. Тут уже ни жена, ни дети, ни размеренная сытая жизнь не будут представлять никакого интереса.
Само действие фильма развивается по нарастающей – одно приключение за другим. В итоге простое на первый взгляд дело, превращается в огромный снежный ком из смертельных опасностей, который становится все больше с каждой секундой. Между героем и хэппи эндом то и дело появляется большое препятствие, которое нужно преодолеть, да еще и уместиться в рамки отведенного времени. Может, все эти вещи и не тянут на одобрение снобствующих кинокритиков, но свою работу выполняют на отлично – кино и смотрится, и переживается. Саспенс и действие выполнены в картине на высоком уровне, что позволяет не воротить носом, а с интересом наблюдать за перипетиями.
Вроде, при таком актерском составе фильм обречен на успех, и одни имена уже повысят уровень качества фильма. Но создатели не стали халтурить и не только нашли нужные лица, но и распределили роли так, что и не припомнишь сходу никого, кто мог бы заменить любого из героев. Персонаж Лукаса Хааса, к примеру, идеально справился не только с должностью сайдкика, но и пронес на себе большую часть юмора картины. Бен Фостер, которому лучше многих удается пережать многослойность характера, как всегда справился с поставленной задачей. Зная, что в оскаровской гонке «Контрабанда» участвовать может лишь в его мечтах, Фостер все равно работает так, будто шанс получить статуэтку у него, все же, имеется. О Джиованни Рибизи говорить бессмысленно – это безумно талантливый актер, человек с тысячей лиц. Его исполнение, как и всегда, безупречно. Уж он-то умеет играть негодяев. Джей Кей Симмонс в роли капитана судна такой же нелепый и смешной, как и в большинстве предыдущих фильмов, но только с виду. Тех, кто мешает ему, капитан убирает с такой же легкостью, с какой похлопал бы по плечу. Нельзя не упомянуть и небольшие, но весьма колоритные роли Дэвида О’Хара и Диего Луна, которые являются настоящим украшением фильма, хоть и персонажи у них не самой высокой морали.
Конечно же, исполнитель главной роли, Марк Уолберг, здесь хорош, как и везде. Кто-то скажет, что персонаж плохо прописан и не так хорошо исполнен, но Уолбергу, как никому другому, удается играть своих парней. Да так, что каждый его персонаж видится, если и не близким товарищем, то уж хорошим знакомым точно.
Кино понравится, в первую очередь, любителям жанра. Женщинам, думается, будет приятно лицезреть крепкого и сильного мужчину в центре повествования, и попереживать за его семью. Все остальные могут приятно провести время за просмотром – благо, картина имеет идеальный хронометраж для будничного похода в кино.
Единственный минус «Контрабанды» заключается в том, что само кино, в том виде, в котором оно было преподнесено, уже безнадежно устарело, и подобных фильмов на экраны выходит катастрофически мало. А потому предупрежу еще раз – никакой новизны ждать от фильма не стоит.