Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
16:39, 01 декабря 2011

Высоцкий. Тайна, покрытая гримом

Внимание. Возможны незначительные спойлеры.

Blog post image

Вот и дождались жители постсоветского пространства громкой премьеры. Вышел-таки «Высоцкий» на экраны. В сети уже появились и кучи проклятий от россиян в адрес создателей, и хвалебные оды смотревших кино в других краях. А что же в этом кино действительно интересного? Все по порядку.

Blog post image

Фильм, как всем уже известно, повествует о похождениях Владимира Высоцкого и его товарищей в Бухаре, где они в течение нескольких дней должны были дать серию концертов. Там же, во время одного из выступлений, Высоцкий начинает испытывать острую нужду в допинге. То есть, в морфине, на котором он в то время плотно сидел. К тому времени артист уже находился в глубокой зависимости – без укола даже не держался на ногах. Но, отложив дорогостоящее лечение в столице Франции, Владимир Семенович, все же, принял решение отправиться развлекать свой узбекский фан-клуб. В этом нелегком (исходя из состояния главного героя) деле ему помогают личный врач Анатолий Нефедов, друг и соратник Всеволод Кулагин и директор Павел Леонидов. У каждого из спутников артиста своя цель. Леонидов, как менеджер Высоцкого, желает срубить как можно больше «левого» рубля. Сева Кулагин, как верный товарищ, оберегает Володю, и всегда готов принять огонь на себя, если этого потребует ситуация. Нефедов же призван контролировать процессы жизнедеятельности Высоцкого и, в случае чего, оказывать необходимую медицинскую помощь. Но такой благородной (отчасти) команды оказывается недостаточно, когда кумира миллионов советских граждан начинает «ломать». Поэтому, ребята втягивают в эту мутную историю Таню – молодую возлюбленную героя, которая должна, во что бы то ни стало, привезти с собой из Москвы запасы вожделенного «лекарства». Все бы ничего, но Высоцкого в Бухаре ожидали не только почитатели творчества барда, но и хитрые сотрудники КГБ…

Blog post image

Начну с того, что атмосфера той эпохи передана хорошо. Это аутентичные городские пейзажи, интерьеры, одежда и ощутимый дух совка – в лицах, репликах и действиях персонажей. В 1979-м я не жил и уже вряд ли смогу, но точно знаю – в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» показана реальность отличная от нашей, совершенно другая эпоха. И это чувствуется. В это даже очень верится. А потому я выражаю большую благодарность замечательному режиссеру Петру Буслову и еще более замечательному оператору Игорю Гринякину за такой серьезный подход к созданию окружающего героев мира.

Blog post image

Что же до Высоцкого, то тут все сложно. С одной стороны – да, это будто бы был Владимир Семенович собственной персоной. С другой – каменная маска Высоцкого (создававшаяся, кстати, с посмертной), которая не давала необходимой свободы мимике актера. Мимике, которая, если и была задействована, то так и осталась под толстым слоем силикона и CGI. Но схожесть, как я уже сказал, потрясающая!

Blog post image

Еще в самом начале, когда я только увидел первый трейлер фильма, подумал, что на лицо актера, игравшего Высоцкого, просто наложили компьютерною маску, а мимика считывалась с самого исполнителя. Даже не знаю, возможно ли такое в наше время, но, других мыслей не было.

Blog post image

Уже позже, когда появились новые материалы, где лицо артиста выглядит реалистичнее, я решил, что, вероятно, это аниматронное лицо. Почему нет? Технологии позволяли механическому Тиранозавру выглядеть реалистично еще в 1993-м году. Причем, настолько реалистично, что до сих пор мало кто в состоянии переплюнуть этого знаменитого робота. Вот и наши ребята могли бы использовать аналогичные технологии.

Blog post image

Но нет, все оказалось проще – Высоцкого играл актер в маске за миллион рублей. Только вот, что это за актер, создатели умолчали. И решили вытянуть на этой тайне всю рекламную кампанию фильма. Люди в соцсетях и форумах чего только не делали – и мочки ушей сравнивали, и покадрово сканировали трейлеры в поисках той или иной анатомической особенности исполнителя. В итоге все свелось к одному варианту – Сережа «Ох, как я сыграл!» Безруков. До сих пор зрители склоняются именно к этой версии, да и при просмотре это было очевидно. А что – Безруков собаку съел на игре в русских классиков и современников. К тому же, его актерский талант успели оценить по достоинству не только академики, но и более четкие ребята. По словам поклонников Сергея, нет задачи, с которой он бы не справился – и любую роль сыграет на ура, и любую награду отхватит. Эдакий русский Лон Чейни. С таким резюме просто грех Высоцким не стать!

Blog post image

Не знаю, было ли официальное заявление о Безуркове из уст продюсеров проекта. Скорее всего, время этого заявления наступит лишь тогда, когда господин Эрнст и партнеры будут удовлетворены сборами, но хотелось бы надеяться, что это произойдет скоро. А пока и Википедии мониторятся, и различные базы данных – все чистится от «спойлеров».

Blog post image

С технологией создания такого реалистичного лица разобрались, но осталось множество неясностей. Зачем добиваться такого соответствия, когда в кинематографе уже много лет практикуются не менее эффективные методы? К примеру, использование сходства актера с личностью, им изображаемой. Просто, пара узнаваемых черт и все! Так можно из актера Бруно Ганца, предварительно зачесав ему челку и приклеив усики, приготовить отменного Адольфа Гитлера. Или, нарядив Майкла Пита в грязный свитер и добавив щетины, сделать идеального Курта Кобейна. А Мишель Уильямс легким движением кисти (родинка над губой) тут же превращается в Мэрилин Монро. Проще некуда! Тут и личность читается, и актер. А в случае с Высоцким создается впечатление, что глаза всячески пытаются компенсировать ограниченность мимики, маниакально бегая чуть ли не по всему лицу, которое, в свою очередь, практически неподвижно.

Blog post image

Ну, если без грима совсем никак, то и тут об актере обычно никто не забывает. Если кто-то из читателей вспомнит Тима Карри и его гениальные образы в «Легенде» и «Оно», то сразу поймет, о чем идет речь. Вроде и лицо другое, вроде и грима тонны, но актер и его мимика в качестве основы для образа, свою работу делают.

Blog post image

Но в итоге создатели вспомнили о том, что пластика актера тоже играет важную роль в подаче образа. Лицо персонажа может быть любым (его может даже не быть вовсе), но движения и жесты порой могут, рассказать о нем куда больше, нежели гримасы. Эту методику тоже использовали множество раз, причем, очень успешно. А удалось ли достичь успеха гримерам «Высоцкого»? Думаю, да. По крайней мере, аналогов подобному в российском кинематографе еще не было. Хотя, прекрасные мастера были в советском и российском кино всегда.

Blog post image

В общем, лицо Высоцкого и его пластика удались. Актер и мастера по гриму сделали артиста на твердую пятерку, хотя, местами, конечно, перестарались.

Что касается остальных персонажей, то все здесь на своих местах. Леонидов, с детства вызывающий у меня неприязнь, такой же унылый и вообще не очень, что помогло в восприятии образа. Андрей Панин, который будто бы играет одну и ту же роль из фильма в фильм, в очередной раз показал класс. Иван Ургант, к вездесущности которого уже можно привыкнуть, а посему не обращать внимания, тоже проявил себя, как мог. Но, к сожалению, на фоне ярких персонажей, сыгранных яркими актерами, Ваня получился своеобразным гадким утенком, хоть и славным. Исхудавшая Оксана Акиньшина, самоотверженно бросившаяся спасать любимого, тоже смотрится вполне на уровне – играет достоверно, но не прыгая выше головы. Режиссер Дмитрий Астрахан, сыгравший иуду-администратора оказался неожиданно крут. Не зря считается, что главное мастерство, которым обязан овладеть режиссер – актерское. Астрахан, снявший кучу фильмов с участием Збруева, подтверждает это на деле, причем, делает это мастерски. Андрей Смоляков в роли хорошего копа также вызывает доверие, а местами даже сочувствие. Его поступок в финале также выглядит очень достоверно, и нисколько не притянут за уши. Интересно, что Смоляков внезапно стал лидером по запросам на КиноПоиске. Имена исполнителей какое-то время были указаны в порядке появления героя на экране, и актер находился в самом начале этого списка. Видимо, многие пользователи, будучи плохо знакомыми с актерами второго эшелона, посчитали, что Смоляков и изображает Высоцкого в кадре. Получилось довольно весело.

Blog post image

Помимо актерского состава фильму может похвастаться просто идеальной картинкой и довольно мощным саундтреком. Причем, основная часть зрителей ругает и то, и другое, за ненужные масштабы и пафос. Но это играет! И шикарные, по-настоящему голливудские панорамы, и прекрасная финальная мелодия – все пошло картине только на пользу. В одном интервью оператор рассказывал про оптику, которую использовали в советское время наши кинематографисты, и с которой сейчас работает Европа и Америка. Эта оптика в России не используется, но для съемок «Высоцкого» команде все-таки удалось раздобыть кое-что. Потому и выглядит все здесь не как в рядовой российской картине. С музыкой та же проблема. Она звучит как-то слишком по-голливудски. Но это лишь показатель хорошего уровня, которого давно не мог достичь весь остальной российский кинематограф. А у Буслова и компании получилось.

Blog post image

В самом фильме очень мало Высоцкого. А именно его внутреннего мира. То есть, из разряда байопиков фильм выпадает автоматически. Поскольку он не о Высоцком конкретно, а скорее о тех, кто его окружал. Именно через них рисуется образ артиста. Образ товарища и брата, любящего мужчины, великого творца и просто человека. Не удивительно, что сам Высоцкий вливается в сюжет лишь в конце, когда мы узнаем о нем практически все от его близких. И именно тогда его ночная молитва обретает истинную силу. Именно тогда стихотворение, которое он создает под впечатлением от случившихся событий, наполняется смыслом. Сын Высоцкого Никита в течение всего фильма будто бы подносил зрителю своего отца на блюде, и уже под конец смотрящий смог-таки вкусить его сполна. Высоцкого, настоящего, живого. Хоть и смотрится Высоцкий каким-то маленьким и слабым в эти моменты, в его слова вслушиваешься. И все потому, что персонаж весь фильм шел к этому. Весь фильм его вели к финалу люди, без которых он не смог бы уже творить и вообще оставаться живым. И уже в конце, когда накоплено достаточно сил, герой громогласно произносит свое слово.

Blog post image

А вот, что в фильме сразу вызвало отторжение, так это имя Владимира Высоцкого в финальных титрах. Причем, в фильме не было даже ни одного архивного кадра с артистом. Это дает понять, что и силиконовое лицо, и попытка скрыть имя актера – все призвано помочь продюсерам нажиться на образе Владимира Семеновича. И зачем? Зритель у фильма  в любом случае будет – только мертвый не мечтал о фильме про Высоцкого.

Другой момент, который не столько раздражал, сколько вызывал вопросы, касается имен персонажей – они все вымышлены, но, опять-таки, имя Высоцкого не тронуто. И тут явная жажда наживы... В общем, пусть это останется на совести создателей.

Blog post image

В принципе, это все, что могло не понравиться по той или иной причине. По остальным критериям, «Высоцкий. Спасибо, что живой» для меня  - лучший российский фильм этого года.

А кино, если кто еще стоит в очереди к кассе, смотрите без всяких сомнений. Там уже не важно - понравится или нет. Это надо увидеть в любом случае.

5
1419
5