место в рейтинге
  • 378918
  • 503
  • 39
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Александр Митта. Экипаж картины боевой

«Спецэффекты в «Экипаже» делали китайским способом»

Одним из главных событий года в образовательном кинопроцессе Казахстана стали мастер-классы известного российского режиссёра Александра Митты. Своей серией занятий в Алматы, посвящённых созданию кинодрамы, он напомнил, что является не только талантливым режиссёром (достаточно вспомнить его «Экипаж»), но и великолепным педагогом и автором книг, рассказывающих о том, как создать экипаж картины боевой.

- Александр Наумович, в Казахстане снимают много фильмов, но вы критично относитесь к этому буму. Чего не хватает нашим кинематографистам?

- Не хватает динамизма в мышлении, усердного просмотра конкурсных работ на кинофестивалях. И ещё одна важная вещь: Сергей Эйзенштейн сказал, что самое главное - не снять, нужно иметь чёткий предварительный план, точно понимать, что вы будет делать с материалом после съёмок. Пока вы не освоите нелинейный монтаж, все ваши надежды о том, что вы станете заниматься кинематографом, будут беспочвенны. С материалом вас связывают интуитивные связи, из этой отснятой кучи нужно создать некий визуальный порядок. И предварительный монтаж –дело рук режиссёра. Жанры у нас есть - полный винегрет. Могут спародировать, сымитировать любой американский фильм. А вот увидеть в родной жизни простое развитие человеческих конфликтов и организовать их хотя бы в маленькую короткометражку - не могут. Это не так просто. Надо просмотреть множество картин. Вытащить из них структурную основу. И попытаться на этой основе создать свой неповторимый фильм.

- Правда ли, что после «Экипажа» американцы заинтересовались вашими спецэффектами?

- Ну что вы. Эти спецэффекты были сделаны китайским способом. Фактически никаких спецэффектов не было. Для этого у нас отсутствовала специальная техника. Поэтому мы всё делали, как я это называю, по-китайски. Строили декорации города, а потом его разрушали. После этого я уезжал на неделю снимать актёрские сцены, а когда возвращался, за это время группа строила следующий город, и мы его снова разрушали. Вот такая была усердная работа, но были помоложе, и сил было много.

- В 90-е годы в постсоветских фильмах появились матерные слова. Как вы относитесь к их использованию, не считаете ли это конъюнктурой?

- Это инструмент выражения авторской идеи. Для американцев в этих словах вообще нет чрезмерной вульгарности. В жизни их обычно не употребляют, а в кино - сплошь и рядом. В России это связано с тем, что жизнь более тяжела, и маты появляются, когда есть сильная эмоциональная реакция. Кино – это некое условное сконцентрированное выражение жизни. И если нецензурная лексика - элемент художественного выражения, то это нормально.

- Цифровая видеотехника становится всё более доступной, а уровень кино не дотягивает до уровня советских времён. Как вы это объясните?

- Техника развивается невероятно быстро. К нашему сожалению и к вашему счастью, работа на плёнке уходит в далёкое прошлое. «Цифра» позволяет делать кино с доступностью карандаша. Пройдёт пара лет, и будут снимать полноценные фильмы уже на мобильные телефоны. В настоящее время по своему развитию любительская техника обгоняет профессиональную. Миллионные тиражи позволяют выпускать высококачественную компактную технику, которая доступна широким слоям населения. Сегодня можно за 150 тысяч долларов снять серьёзный профессиональный фильм. Но несмотря на доступность технических инструментов, настоящий кинематограф – это по-прежнему удел талантливых людей. Взять, например, фотоаппараты: снимать можно в одно мгновение, а высококлассных фотографов – десяток. Только когда у вас есть идея, серьёзная жизненная тема, вы всегда найдёте зрителя, который захочет это посмотреть. Главное, чтобы вам было что сказать.

Начинать с короткого

- В Казахстане нередко дебютирующие режиссёры начинают снимать сразу полнометражные фильмы. Насколько важен короткий метр в становлении кинематографистом?

- Начинать нужно с малых форм. Все серьёзные режиссёры, которых я знаю, прошли большую школу, создавая рекламные ролики, клипы, документальные, короткометражные фильмы. В этом ремесле надо уметь разумно тратить большие деньги. Надо уметь общаться с разного рода актёрами, определяя им действенные задачи, уметь контактировать с продюсерами, людьми, которые дают деньги. Надо уметь контактировать с инвесторами, которые хотят получить эти деньги обратно и заработать. В общем, находиться в позитивном контакте с большим количеством людей.

- Наверняка у вас есть такой опыт. Но почему ваша попытка вписаться в систему американского кино оказалась неудачной?

- У меня был опыт надежд и неудач в Америке. Но я быстро понял, что мне там делать нечего. Я работал там полтора года, когда меня пригласили на картину. Я быстро привел сценарий в нормальное состояние. Продюсер собрал деньги. Я спрашиваю: «Что мне делать дальше?». Он говорит: «У вас должно быть по пять рабочих вариантов на каждую сцену». Я интересуюсь: «Зачем?». Он отвечает: «Придёт звезда, захочет переделать. Или инвестор пожелает что-то изменить. Нужно будет расширять сценарий. И если изначально будет недостаточно вариантов, мы не впишемся в бюджет». Вот так они и работают. У меня воображение богатое, для меня пять вариантов написать - не проблема. Я говорю: «А что дальше?» Он отвечает: «Дальше пиши другие проекты, ведь этот может рухнуть». И они с утра до ночи делают 5-8 проектов каждый день. Если у вас нет опыта, умения находить компромиссы, вы ничего в этом бизнесе не сделаете. Мы здесь находимся довольно далеко от реально существующей киноиндустрии.

- Кто, на ваш взгляд, сумел освоить современный язык киноиндустрии?

- Один из самых успешных людей в кино на постсоветском пространстве - ваш соотечественник Тимур Бекмамбетов. Он настойчиво, неторопливо шёл от малых форм к большим проектам. Он снял сотни рекламных клипов, и только после этого пошёл на телевидение, предложил проект «Ночной дозор». Затем он снял «Дневной дозор». Попал в Америку с этой картиной. Поднял за счёт своей инициативы бюджет с 10 млн. до 50 млн. Хотя сначала никто не собирался давать ему этих денег. Но каждый раз он предлагал решения, от которых не могли отказаться. Он даже вовлёк Анджелину Джоли в картину. Но в Америке эта картина не имела такого успеха, которого ожидали. Однако это не остановило Тимура. Его картины прогрессируют, он делает крупные проекты. Конечно же, его малые формы в начале пути дали ему неоценимый опыт.

- Не кажется ли вам, что статус режиссёра на постсоветском пространстве понизился и главную роль теперь играют продюсеры?

- В СССР и затем в России эта профессия получила неоправданно высокую репутацию. Я на этой репутации прожил. Сейчас она съёжилась до нормального уровня. Теперь хозяин - тот, у кого деньги. Эти люди не глумятся над художниками, им просто надо зарабатывать. Им нужны профессионалы. Это серьёзное ремесло. А то, что это искусство – для кого-то да, а для кого-то нет. Есть мнение, что режиссёр - это вообще не профессия, это способ управлять определённым сегментом кино. Так что режиссёр – это каждый, кто не доказал противного.

 

Олег БЕЛОВ

Коллаж Игоря ЛОГВИНА

Аргументы и факты Казахстан, №47, 23.11.11

Другие материалы на эту тему:

http://ottow.narod.ru/zvsh2011.html

alen_barre
23 ноября 2011, 16:37
972

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. А еще говорят что, все великие люди меняют судьбу своего народа. Так давайте узнаем больше о русских женщинах, навсегда изменивших жизнь...
Shala-Kazakh
17 февр. 2017 / 23:21
  • 34408
  • 81
Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Насобирал разных фотографий про наш город, из семейного архива. Фотографии не от сканированные, а пересняты на телефон. Давно хотел выставить, но не решался) Сейчас уже мы все поменялись, уже...
Ispanec
вчера / 11:05
  • 8052
  • 16
Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Среди моих знакомых есть одна милая девушка, она тоже молодая мама как и я. Очень открытая, видная, недавно вышла на работу. У нее счастливая семья и все, тьфу-тьфу, складывается хорошо.
Roza_pvl
19 февр. 2017 / 11:49
  • 5228
  • 43
Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Казахстанцы отдохнут около полумесяца в грядущем марте. В связи с праздниками в марте ожидается четыре дополнительных выходных дня. Первый, разумеется, выпадает на главный женский день в году, а...
Seattle
17 февр. 2017 / 13:20
  • 4543
  • 4
«Казахстанцы больше не смогут приобрести недвижимость за рубежом»

«Казахстанцы больше не смогут приобрести недвижимость за рубежом»

Так мог бы звучать заголовок этой публикации, откажись Европа, Турция, ОАЭ, США и другие от фундаментального права человека на имущество. Пост про то, кто заработает на поправках в Конституцию РК...
lyalusha
16 февр. 2017 / 14:45
  • 3692
  • 31
Секреты женского оргазма или Почему вокруг так много фригидных женщин

Секреты женского оргазма или Почему вокруг так много фригидных женщин

Просьба отключить режим высокой морали и узколобия, а внять советам, дабы сделать немножко счастливей и свою жизнь, и жизнь партнера. Всем уят! :D
kami_princesska
16 февр. 2017 / 11:39
Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Итак, по просьбам трудящихся и по крикам души коллективного бессознательного решила я написать пост на эту тему. Вводные данные: 1) нет имущества, которое можно продать для покупки собственного...
DanaJarlygapova
20 февр. 2017 / 16:17
  • 3533
  • 45
50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

Друзья, представляю вашему вниманию второго героя моей рубрики "50 бизнес-встреч с лучшими (по моей версии) предпринимателей Астаны за 100 дней" - Асхата Солтанова!
Kultursyn
20 февр. 2017 / 12:46
  • 3276
  • 15
Я не националист, но выйду замуж только за казаха. 22 факта обо мне

Я не националист, но выйду замуж только за казаха. 22 факта обо мне

Всем доброго времени суток! Поскольку сейчас долгожданные выходные, я болею и имею полное право ничего не делать за чашечкой горячего чая, то решила все-таки написать этакий скромный пост о себе...
Sserikyzy
18 февр. 2017 / 16:35