Как-то в столовой нашего университета я услышал разговор мачо - парня и девушки – кокетки.
- А на какой специальности ты учишься? – интересовался он.
- На менеджменте – с гордостью выпарила она.
- В какой области менеджером будешь?
- Я не знаю… – она пожала плечами.
- А почему туда пошла?
- Я хочу управлять людьми! – заявила она без ложной скромности, выронив вилку из рук, не справившись с ней.
Эти слова глубоко врезались мне в память. Оценивая свой небольшой опыт ведения группы людей к определенной цели, я решил написать эту статью, в которой излагаю всё, что мне известно об этом нелегком деле – управления людьми.
- Не давайте задания, которые не будут выполнять!
Один из наших интернет проектов начал застаиваться, и нуждался в срочном обновлении, которое смогло бы его реанимировать. Это задание решено было поручить мне, вопреки всем моим отговоркам и отмашкам, как одному из самых ответственных членов нашей команды. В итоге, вместо положенных трех дней, я занимался эти полтора месяца. Оттягивал, как мог, пока окончательно не растерял доверие нашего руководителя.
Наверняка Вам это знакомо. В тот день, когда я все-таки завершил эту ненавистную работу, я отметил для себя очень важную вещь: есть задания, которые мне не по душе. Я с удовольствием разработаю дизайн плакатов, но, ни за что не стану обзванивать людей. Возможно, слово «ни за что» здесь звучит слишком ультимативно и мне все равно придется это делать, но с каким качеством и эффективностью я выполню эту работу?
Как лидер, я определили для себя, что давать задания нужно людям, которые им близки. Разделение труда придумали ещё в неолите. Так почему же мы этим не пользуемся?
- Берите в проект только «горящих» этим людей.
В проекте, который я реализовываю сейчас, всего лишь два человека. Но мы действительно страстно работаем над ним! Наша эффективность намного больше, чем у проектов, в которых в десять раз больше людей! Мотивация, идущая изнутри - энтузиазм, намного сильнее, чем мотивирование материальными ценностями из вне.
Любой проект это люди. Целевая аудитория, члены команды, спонсоры и т.д. Важно понять каждого, определить его мотивацию, зажечь в нем огонь!
- Не распыляйтесь.
Практически еженедельно мне поступают приглашение принять участие в новых проектах. Поступая в вуз, я давал себе слово, что буду хвататься за любую возможность. В итоге, к концу первого курса, мне уже не хватало никаких конечностей, что бы удержать всё. А возможности все появлялись вновь и вновь. Тогда на одном тренинге, я услышал о принципе приоритезации. Я начертил линию жизни, отметил на ней все важные события, и выявил, с какими ценностями они связанны. С тех пор я точно знаю, что для меня важно, а что нет. Я расставил приоритеты и отбросил все лишнее из своей жизни. Работа над тем, что для меня на самом деле ценно, стала намного эффективнее.
- Не выполняйте работу вместо других.
Моей большой сложностью в работе с командой всегда являлось то, что я не доверял людям. Давая кому то задание, я всегда размышлял о том, что будет, если он его не выполнит. При этом мои размышления всегда доходили до того, что я сам брал и делал то, что уже кому то поручил. И не удивительно, что человек меня подводил. В целом сказать, мне всегда было легче работать одному. Но мною было решено, что поручая верное задание нужному человеку, он его выполнит. Если нет, то разузнайте причину, может в этом Ваша вина?
- Контролируйте.
Важная функция руководителя именно в контроле. При этом наблюдайте за процессом. Не удовлетворяйтесь отговорками «все готово!», «мы на последней стадии», «скоро, скоро, совсем скоро!». Возможно, за этими словами скрывается абсолютно не сделанная работа.
- Установить крайние сроки с запасом, прежде всего для себя.
В моем блокноте напротив списка заданий всегда стоит две даты. Первая реальный deadline, вторая, предназначена для делегирования. Поручая кому-то задание, я заведомо называю ближнюю дату. Прежде всего, для подстраховки. Создавая «временную подушку» я могу не переживать о несвоевременно выполненных работ.
- Решайте конфликты сразу!
Мы готовились к одному мировому событию. Приходилось буквально не спать ночами, работать на износ по 18 часов в сутки. Сроки все больше и больше поджимали. Обстановка обострялась с каждым днём. Напряжение не могло расти вечно и конфликты между нами вспыхивали, время от времени.
Ещё одна бессонная мучительная ночь, и я с утра опаздываю на полчаса на общее собрание, с порога на меня вылили весь гнев, скопившийся за время нашей подготовки.
Да мне было очень неприятно, но я нашел в себе силы подойти и сказать, что я чувствовал в тот момент, и чего я ожидал. Обсуждая конфликт, надо видеть не себя в нем, а ситуацию со стороны. Взглянув именно так, я понял, что этот человек устает на меньше меня. Взаимопонимание возникло сразу, как только мы это осознали.
- Делегируйте правильно.
Наверняка, многие из нас при перепоручении, как бы сбрасывают гору с плеч. Очень легко переложить ответственность за провалившийся проект на своих подчиненных. Но важно понимать, что делегируя, ответственность не переходит, а остается на Вас. При делегирование важно фокусироваться не на процессе, а на результате. Описывайте подробно результат, а не то «как это делается».
- Прежде чем запускать проект подробно распишите его.
Вести за собой людей – колоссальная ответственность. И важно продумать максимально всё. Расписывая на листе бумаги Ваши дальнейшие действия, Вы придаете жизнь проекту. Вы можете увидеть ещё больше возможностей. Не приуменьшайте значение планов.
10. Деятельность ради деятельности – не эффективна.
Из-за избытка людей в некоторых наших проектах, часто получалось, что задания, которые мог бы выполнить один, поручались нескольким людям. С формулировкой «сделайте вместе». С одной стороны, это хорошо! Работа в команде. Но часто процесс заходил в тупик, потому что люди должны были встретиться и выполнить задание, по условию, вместе. И зачастую работа оставалась невыполненной, потому что ждали друг друга.
11. Целое всегда больше суммы его частей – говорил Аристотель.
Это глубокая философская мудрость, которая безумно мне нравится! Только в команде можно достичь высот, свернуть на своем пути горы, обрести мечты! Никогда никого не забывайте в своей команде. Кроме того не старайтесь, как это сейчас модно, манипулировать людьми. Манипуляции – это игры, в конце которых, всегда будет расплата. Это слово со всей его агрессивностью и угрозой, как нельзя лучше подходит сюда. Из-за сиюминутной выгоды, возможно, Вы потеряете члена команды.
12. Есть две оценки: «пять» и «поработай ещё».
Именно этот принцип дал мне возможность, сделать работу максимально приближенной к совершенству.
Это крошечная часть того, с чем Вам и мне ещё предстоит столкнуться. Порой бывает трудно понять, как поступить правильно. Иногда совершенно не ясно, что будет дальше. И так случается, что, кажется, всё заканчивается. Но помните о самом главном правиле не только в управлении людьми: Никогда! Никогда! Никогда! Не сдавайтесь!