Вступление.
Давно хотел открыть такую рубрику, которая будет рассказывать о бизнесе в РК. Тем более на Юви уже давно появились читатели и блоггеры, которые хотят видеть аналитику и статистику, а так же перспективы, проблемы, конкурентную среду и самое главное - это возможности. Так получается, что судьба меня все время бросает из одной крайности в другую, из одной отрасли в другую, из одного бизнеса в другой бизнес. И при этом мне приходиться во все это вникать. Я не хочу, чтобы мои все эти познания куда-то пропадали и поэтому открыл такое сообщество. Надеюсь, что вы меня поддержите.
Начало (не на правах рекламы)
Благодаря команде из Yvision вы все познакомились с KFC, так скажем подсмотрели кухню. При этом были негативные высказывания, нелюбовь к рекламе, нелюбовь к фаст-фуду и т.п.
Я тоже писал во время конкурса в Твиттере:
Как говорится: напросился))))) - позвали посетить KFC в Астане.Не буду писать о вредной пище. Пускай каждый сам решает. Скажу только, что я уже лечусь. Вот моя суточная доза лекарств, которые я сейчас принимаю:
Это результат моей службы в армии, национальной пищи, фаст-фудов, пикников на рыбалке и т.п. (я особо не пью - заметка автора)))
Главная моя задача посещения - это изучение данного бизнеса и перспективы развития в РК. Тем более я был свидетелем вхождения данного бренда в Казахстан. Работая в Торговом доме КазМунайГаз в департаменте корпоративного развития, я вел переговоры с компанией, которая приобрела франшизу. Они хотели открывать KFC на заправках КазМунайГаз. При этом были очень хорошие предложения для нас. Но что-то не сложилось.
Сразу хочу сказать: ЭТО НЕ РОСТИКС, а компания, которая приобрела франшизу у корпорации “Americana Group”. Это компания с Кувейта - региональный центр “Yum! Brands, Inc.” и имеет в 15 странах более 1000 ресторанов. И те стандарты, бизнеса и технологий, которые они здесь применяют, в корне отличаются от Ростикса. (хотя сейчас Ростикса уже нет - они передали все свои права). Наконец крупные мировые бренды начали обращать на Казахстан, как на потребительский рынок. Ведь мы думали, что они к нам сразу зайдут и будет у нас Макдональдс, KFC, Zara, H&M и т.п. А не тут-то было. Мы ведь сырьевая страна((((. И только сейчас у нас появляется нормальный потребительский рынок, который становиться интересным для них.
Ведь с приходом вышеперечисленных брендов в РК, даст возможность развитию бизнеса, образованию, развития в целом рынка, рынка рекламы, роста здоровой конкуренции и т.п.
Вспомним хотя бы приход в РК таких монстров, как Procter&Gamble и Филипс Морис. Ведь они дали многое на начальном этапе развития Казахстана - это рекламный рынок, кадры, стандарты, "возможность посмотреть как делается у них на Западе" и т.п.
Так вот я считаю, что с приходом KFC, они поднимут планку качества и возможностей для нашего рынка сферой услуг: рестораны, закусочные и конечно: фастфуды.
Первый ресторан они открыли в Астане в Меге. Сейчас у них 8 точек (в Алматы и в Астане). Планируется открытие 50 точек по всему Казахстану. На данный момент у них работает более 600 человек и эта цифра будет расти. Они могут в скором времени обеспечить работой более 3 500 человек. У них так же как и у Макдональдса есть система мотивации кадров, т.е. карьерный рост по типа армии (рядовой, сержант, офицер ...). Их можно различить по форме.
Коммент: обратите внимание, как рук-во держат руки))))))
Рядовой сотрудник на данный момент получает около 40-50 тыс. тенге, а уже на 3-4 ступени они получают уже приблизительно 200 тыс. тенге. При этом рядовые сотрудники в праве выбирать время работы, т.е. у них нет жесткого графика работы. Есть у них соц.пакет и кажется еще бонусы. Так что у кого-то есть возможность туда устроиться и сделать карьеру. (Например: у Макдональдса в России весь топ-менеджмент прошел все ступени с рядового).
Казахстанское содержание
Сейчас много кричат в СМИ о казахстанском содержании (замена импорта товаров и услуг) в сырьевом секторе. Но как-то государство не задумается о казахстанском содержании в МСБ. Ведь это еще большая проблема, чем трубы и станки. Ведь МСБ развивает МСБ, а успех государства зависит от развитого МСБ. Ведь мы вступили Таможенный союз, планируем вступить в ВТО. Что будет дальше, если мы не будем думать о развитии МСБ?
У KFC и вообще у ресторанного бизнеса это громадная проблема. Давайте рассмотрим.
Курица.
В Казахстане в 2011 году планируется сделать план производства на 21 птицеферме более 100 тыс. тонн птицы в живом весе. При этом на курицу в мясе выйдет примерно 70-80 тыс. тонн.
Потребление внутри РК птицы ежегодно составляет примерно 400 тыс. тонн, т.е. 300 тыс.тонн поставляется из-за рубежа. При чем наши производители не делают курицу по мировым стандартам (вес и размер тушек и частей). Таким образом, есть огромный дефицит куриного мяса. KFC только недавно перешла на отечественного поставщика. Ей ранее приходилось возить мясо из России и даже Бразилии, что придерживаться стандартам их кухни и тратить огромные деньги на импорт и транспортировку. Ежегодно они закупают более 800 тонн мяса и планируют с 50 точками закуп в количестве 5-6 тыс. тонн. При этом куски идут только определенного стандарта и не каждая курица им подойдет. Таким образом, нашим уважаемым работникам сельского хозяйства надо приспосабливаться на потребителя и планировать показатели в зависимости от потребностей.
Картошка.
Вся импортная из Польши.
Что мешает нашим предпринимателям закупить оборудование на обработку картофеля. У нас картофель дармовой почти 3 млн. тонн и более 40% гниет на складах. Только в одном ресторане KFC за пару часов съедается около 200 кг. картофеля. Перспективные возможности для развития производства.
Хлебобулочные изделия.
Завозят из Польши и России - полный маразм для нас. Ну что трудно начать изготавливать булочки и их поставлять ресторанам?
Соусы.
Привозят в основном из России и Турции.
Растительный жир для жарки - Россия
У нас его не делают.
Упаковка. Тоже завозят из-за рубежа.
Наверное что мы увидели отечественное - это салфетки и влажные салфетки.
И еще главная наша особенность - это перебои с поставкой. Кофе, чай, салфетки, кетчуп.....
Так что нам надо учиться и работать и работать.При этом я не только имею ввиду KFC, а весь бизнес у нас так построен - не готовы мы так работать, как в развитых странах.
А теперь у меня есть предложение друзья!
У меня как у потребителя (надеюсь не бывшего потребителя) есть претензии и предложения к KFC.
1. Это круглосуточная доставка (они сейчас доставляют с 10-00 до 23-00)
2. Сделать ремонт авто-экспресса в Астане и нормализовать ее работу. (у них сейчас проходимость более 180 машин в сутки и ночью 60-70, при этом количество растет и появляются очереди)
3. Многих и меня тоже не устраивает качество Пепси - надо усилить контроль за настройкой аппаратов и своевременной замене фильтров воды, специалистами компании Пепси. На текущий момент KFC не отвечает за качество и не вмешиваются в процесс настройки аппаратов разлива.И еще меня смущает фильтр воды (он не мембранный и плохо фильтрует воду - я чувствую привкус водопроводной воды в Астане)
4. Побольше новых продуктов - новых блюд
5. Сделать новое блюдо для детей - менее вредное.
6. В меню необходимо указывать калорийность пищи, вплоть до напитков.
7. При использовании наших продуктов пересмотреть сроки хранения и использования. Наши быстрее портятся.
8. Еще проблема - очереди. (я знаю, что у них есть время - 5 минут с момента, когда клиент стал в очередь и до момента когда взял поднос). Эти сроки не придерживаются, особенно в час-пик.
KFC - это лидер. Можно не вооруженным глазом увидеть, что на фудкорде люди собираются рядом с ними. Они теперь будут задать стандарты фастфуда в РК. И если мы сейчас их не будем поправлять, то весь этот ресторанный бизнес не будет идти на встречу нам - потребителям. Поэтому, друзья, давайте соберем все претензии и предложения компании и сделаем письмо-обращение. Я его передам руководству компании. И надеюсь они в ближайшее время сделает все, чтобы удовлетворить наши потребности и пожелания.
"Я готов, я готов, я готов....."
Жду от вас в комментариях пожелания и предложения.
Благодарю сотрудников компании KFC, особенно Дениса, который ответил нам на все коварные вопросы. Ребятам-блогерам, которые составили мне компанию. Ну и большой привет и спасибо Бакуне.