место в рейтинге
  • 691978
  • 4909
  • 541
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Нефть, поездка и бензин

Этот пост должен был появиться еще месяц назад. Но публикуется только сейчас. Причин для задержек было несколько: начиная c банальной лени, и заканчивая желанием все обстоятельно рассказать, собрать нужный материал, обдумать. И рассказать не только о поездке на месторождение РД КМГ, но и в целом про то, почему бензин у нас такой дорогой.

А теперь обо всем по порядку.

Так как у меня совсем немного фотографий, то для начала предлагаю посмотреть эти фоторепортажи:

  1. Фоторепортаж Григория Беденко и фоторепортаж Юлии Пивоваровой по поездке в Атыраускую область
  2. Нефть Казахстана. История в фотографиях
  3. Две стороны медали. Фоторепортаж на Voxpopuli
  4. Как добывают нефть. Сергей Доля
 

Часть первая. Нефть Казахстана

Общепризнанно, что высокие темпы экономического роста за последние годы достигнуты за счет благоприятной внешней конъюнктуры, высоких цен на нефть, черные и цветные металлы, которые составляют основу казахстанского экспорта. Если исключить ценовой фактор, то среднегодовые темпы экономического роста составят, в лучшем случае, не более 2-3%, причем значительная часть прироста продукции получена в добывающей промышленности посредством увеличения объемов добычи нефти. Вклад обрабатывающей промышленности, несмотря на высокие темпы роста, незначителен из-за ее низкого удельного веса в промышленности в целом. Вообще по некоторым оценкам более 80% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста экспортных цен на казахстанское сырье и продукты неглубокой переработки, в первую очередь, экспортных цен на нефть.

И мы все хорошо осведомлены что в нашей стране есть нефть, она добывается и экспортируется. При этом налоговые и экспортные поступления составляют значительную часть бюджета и нацфонда. К примеру за 2010 год в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 2 407 723 392 тыс. тенге (или $16,6 млрд), из них за счет поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора  – 2 256 345 640 тыс. тенге (или $15,5 млрд), что составляет порядка 94%. Т.е. в прошлом году поступления в Нацфонд были сформированы на 94% от прямых налогов ($15,5 млрд) нефтяных компаний.

В сети много информации о нефтяном секторе Казахстана, поэтому приведу лишь основную:

  • Основная доля запасов сосредоточена в Прикаспийском и Мангышлакском нефтегазоносных бассейнах на северо-востоке Каспийского моря
  • Казахстан занимает 18-ую позицию в мире и 2-ую в СНГ по добыче нефти и газа, а также 10-ое место в мире по объему доказанных запасов (категория 1P)
  • Согласно прогнозам 70% добычи нефти и 85% добычи газа в Казахстане будут обеспечиваться крупнейшими месторождениями Тенгиз, Карачаганак и Кашаган

В мировом масштабе наша доля хоть и не значительная, но вполне ощутимая:

И если в 1992 году почти всю добытую нефть мы потребляли сами, то на сегодняшний день перерабатываем не более 15% добытой нефти:

При этом в отличие от многих стран мы наращиваем объемы производства:

Ну и один из самых интересных графиков, это структура добычи нефти по компаниям. Почти треть всей добываемой нефти приходится на КМГ, немногим менее 21% Шеврон (речь идет о Тенгизшевройл) и далее по убывающей:

Рейтинг крупнейших компаний нефтяного сектора по итогам 2009 года по версии журнала National Business

Крупнейшие компании Казахстана

(кликабельно)

 

Часть вторая. Поездка в Атыраускую область

В сентябре по приглашению АО «РД КМГ» я совместно с другими блогерами имел возможность посетить одно из месторождений в Атырауской области.

Для точности приведу цепочку владений (кто как взаимосвязан):

Правительство РК владеет 100% в АО «ФНБ «Самрук-Казына», которое владеет АО «НК «Казмунайгаз», а КМГ в свою очередь владеет частью акций (58% на конец 2010г) АО «Разведка добыча Казмунайгаз». В РД КМГ есть производственный филиал Эмбамунайгаз, в который входит НГДУ Жайыкмунайгаз.

Здесь хотелось бы внести ясность - у РД КМГ есть два производственных филиала - Эмбамунайгаз (ЭМГ, куда мы ездили) и Озенмунайгаз (ОМГ, там где бастовали):

Так вот в это нефтегазодобывающее управление и входит посещенный нами Блок «Лиман» (точки B, C, D).

(координаты я отмечал с помощью своей Nokia E7. Фотографировал этим же аппаратом)

Данный блок был приобретен РД КМГ в декабре 2005 г., его площадь составляет 6030 кв. км. На протяжении нескольких лет происходила геологоразведка, и только год назад (октябрь 2010 г) была открыта залежь нефти. Залежь располагается на южном склоне соляного купола Новобогатинск и находится в непосредственной близости от месторождений ПФ «Эмбамунайгаз. Как сообщают в самой компании, это первое серьезное открытие на суше, сделанное РД КМГ с момента ее создания.

В настоящее время портфель геологоразведочных проектов РД КМГ состоит из трех проектов: Лиман, Р-9 и Тайсойган. На этих объектах РД КМГ анализирует геологические данные, осуществляет бурение разведочных скважин и проводит двухмерную и трехмерную сейсморазведку.

В целом расходы на геологоразведочные работы в 2010 году составили 5,0 млрд. тенге (33 млн. долларов США). В 2011 году бюджет геологоразведки составил 17,6 млрд. тенге (117 млн. долларов США).

Кстати, в прошлом году компания РД КМГ показала такие вот результаты:

  • Добыча (включая долю в СП) – 270 тыс. б/с, на 16% выше чем в 2009 году
  • Экспорт (включая долю в СП) – 215 тыс. б/с, что на 20% выше чем в 2009 году
  • Выручка выросла на 26% (25% в тенге) с 3 291 млн. долл. США в 2009 до 4 135 млн. долл. США в 2010 году
  • Чистая прибыль выросла на 12% с 1 422 млн. долл. США в 2009 году до 1 591 млн. долл. США в 2010 году.
  • Экспортно таможенная пошлина (ЭТП) введена в августе 2010 года по ставке 20 долл. США за тонну и увеличена до 40 долл. США за тонну с 1 января 2011 года

Однодневный визит был очень насыщенный. Первым пунктом стала одна из установок, где производился отбор нефти для последующего анализа (точка B на карте):

Далее нас повезли в производственный цех №2 месторождения Юго-Западное Камышитовое, куда поступает информация суточной добыче нефти. (точка С на карте)

Помимо этого здесь работают геологи и операторы, которые отслеживают все сопутствующие параметры.

Ситуационный план НГДУ «Жаикмунайгаз»

Так выглядит годовой график добычи. Месторождение старое (разрабатывается с 1972 г), поэтому видно, что добыча снижается (темный график):

Далее на повезли в столовую (точка D на карте) посреди степи, где как раз начинался обед для рабочих:

Как можно заметить администрированием точек питания занимается отдельная компания KMG EP-Catering:

Так выглядит обед нефтяников

Надо заметить, что с утра и в обед каждому рабочему выдается 1,5 бутылка воды. Летом здесь очень жарко. Далее нас повели в административное здание, где живут нефтяники, работающие вахтовым методом. В НГДУ Жайыкмунайгаз работают либо вахтовым методом – 14 на 14 (те кто живет далеко), либо нормировано с понедельника по пятницу (жители близлежащих аулов). Начальники цехов живут в основном в Атырау, но чтобы каждый день не ездить по 140 км туда и обратно, в будние дни находятся на объектах, а в субботу-воскресенье отдыхают дома.

Кстати, здесь же есть библиотека и музей:

В музее висит занимательная картина

На ней изображены все руководители нефтегазодобывающего управления с момента его создания (слева-направо в хронологическом порядке). Правда проводивший экскурсию нынешний глава НГДУ с досадой отметил, что на картине он пока не изображен.

Поразительным является то, что здесь с особым трепетом относятся к истории своего предприятия: чтят и помнят бывших руководителей, хранят все грамоты, дипломы спартакиад и соревнований.

Статьи и вырезки старых газет

После плотного обеда с шубатом нам показали РВС (резервуары вертикальные стальные), где хранится и становится товарной добытая на месторождении нефть (точка Е на карте)

Все автоматизировано. Управляют только 3 оператора

и несколько техников

На том же месте функционирует лаборатория, где ежедневно делают анализ нефтИ (Работницы лаборатории почему-то делают ударение на "И")

Кстати, завлаборатрией работает здесь с 70-х годов. Говорит, что приехала по направлению и осталась.

Потом нас повезли на одну из "качалок" (точка F на карте) и в медпункт (точка G на карте)

Завершающим объектом, который мы посетили была буровая установка

За все время поездки мне удалось поговорить не только с экскурсоводами и представленными начальниками, но и с обычными рабочими. Хотя они не сильно шли на контакт. С каждым с кем мне удалось поговорить я неизменно спрашивал касательно забастовки их коллег из ПФ Озенмунайгаз и об условиях труда. Общее впечатление сложилось такое:

  • Тяжелые климатические условия
  • Бастующих не понимают. Считают, что люди там либо жадные, либо их кто-то подстрекает
  • Заработной платой удовлетворены, но с усмешливой оговоркой "денег много не бывает :)

За все время поездки встретил лишь одну обиженную работницу. Но обиженную не условиями труда или ЗП (ЗП говорит достаточно), а потому что грамоты у нее нет. Однако думается мне, что связано это не с конкретной компанией, а с характером человека.

После поездки мое отношение к бастующим не изменилось - все споры нужно решать в правовом поле. Покопавшись в отчетах РД КМГ это отношение закрепилось. И вот почему:

В 2010 году затраты на соцнужды в Атырауской (там где находится ПФ ЭМГ) области были даже меньше чем в Мангистауской (там где ПФ ОМГ):

Также, основываясь на исследовании Рейтинга добывающих компаний и местной власти население Атырауской и Мангистауской областей оценивает ситуацию на вполне приемлемом уровне:

 

 
 

Часть 3. Немного о бензине

В текущем году в стране получил развитие очередной топливный кризис, контроль над которым на некоторое время был взят в конце 2009-го. Дефицит ГСМ вызван отнюдь не форс-мажорными обстоятельствами, а системными хроническими проблемами в нефтепереработке и регулировании внутреннего рынка. Реальным и относительно быстрым решением улучшения его функционирования на сегодняшний день является интеграция. Интеграция внутреннего рынка нефтепродуктов с российским. Но цена избавления от изолированности и несамодостаточности – увеличение стоимости бензина в рознице еще на 20%.

Небольшой экскурс:

  • В 2009 году регуляторы обвинили в сложившемся тогда дефиците топлива как производителей, так и поставщиков и реализаторов ГСМ. Тогда наши чиновники объяснили недостаток сезонностью, а еще тем, что осенью и летом, когда резко возрастает потребность в бензине и дизтопливе, один из трех нефтеперерабатывающих заводов встает на ремонт. Тогда чтобы предупредить сговор и необоснованную спекуляцию основными видами топлива на розничном рынке, цены заморозили – к примеру, на марки бензина АИ-92 и АИ-93 – до 82 тенге за литр. Тогда же действовал запрет на экспорт нефтепродуктов.
  • Весь 2010 год рынок ГСМ функционировал по тому же плану, что и в 2009 году.
  • Ситуация стала выходить из-под контроля весной 2011 года – сразу после разразившегося в России топливного кризиса, связанного с увеличением экспорта нефтепродуктов на 67%, а также с удержанием топлива крупными компаниями.

Факторы и предпосылки топливного кризиса:

Во-первых, вследствие повышающейся ликвидности на сырьевых рынках, а также на фоне ближневосточной нестабильности цены на нефть продолжили рост, перевалив отметку в $100 за баррель. Как это повлияло? Все дело в том, что стоимость нефти российских поставщиков для ПНХЗ рассчитывается по определенной формуле, которая, в свою очередь, привязана к котировкам марки Urals на мировых рынках. Цена российского сырья для Павлодарского НХЗ, по данным Argus, в феврале увеличилась до $364-$365 за тонну, тогда как декабрьские поставки 2010 года проходили в пределах $333-$334 за тонну.

Оптовая партия высокооктанового бензина (АИ-92/93) производства ПНХЗ на внутреннем рынке уже только в этот период составляла $710-$735 за тонну (80-83 тенге за литр), в то время как та же марка производства Атырауского и Шымкентского НПЗ была в среднем на уровне $670-$690 за тонну, или 75-77 тенге за литр. При этом основным производителем высокооктанового бензина в Казахстане (и 55% от общего объема нефтепродуктов) является ПНХЗ, а средняя цена российской нефти марки Urals в январе-июле 2011 года сложилась в диапазоне $109,17 за баррель, или $794,7 за тонну.

Итого, нефть в цене растет, следовательно растет и нефть поставляемая россиянами на Павлодарский НПЗ. А Павлодарский НПЗ основной производитель высокооктанового бензина. При этом другие два казахстанских НПЗ отпускают бензин по низкой цене, потому что перерабатывают нашу нефть.

Во-вторых, другие два НПЗ с начала года снизили переработку нефти из-за затоваривания хранилищ мазутом и вакуумным газойлем (в основном поставляющихся на экспорт). В АНПЗ затоваривание произошло из-за нехватки цистерн, которыми перевозится мазут в Украину и страны Прибалтики. После того как резервуарный парк заполнился, завод был вынужден остановить установку по первичной переработке нефти ЭЛОУ-АВТ-2, а затем снизить производительность некоторых других установок на 50%.

Стоит отметить, что дефицит подвижного парка для вывоза нефтепродуктов, находящегося в ведении «КазахстанТемирЖолы», вызвал и снижение загрузки Шымкентского НПЗ. Кроме того, незадолго до этого, в ноябре 2010 года, завод был остановлен на плановый ремонт. В результате ненасыщенности рынка в Шымкенте оптовые партии бензина марки АИ-80 и АИ-92/93 подорожали в среднем до 76 тенге и 94 тенге за литр соответственно. Цена на дизель также пошла в сторону увеличения: 77 тенге за литр против 75 тенге в 2010 году.

Итогом этой ситуации стало сокращение казахстанским нефтеперерабатывающим сектором за первый квартал 2011 года выпуска автомобильного бензина на 23,4% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года – до 616,92 тыс. тонн. В том числе Павлодарским НХЗ – 224,97 тыс. тонн (60% к уровню I квартала 2010 г.), Шымкентским НПЗ – 247,69 тыс. тонн (93,1%), Атырауским НПЗ –144,26 тыс. тонн (87,9%).

Выпуск дизельного топлива составил 894,77 тыс. тонн (85,2%), мазута – 897,46 тыс. тонн (99,1%), вакуумного газойля – 171,84 тыс. тонн (81,8%) и авиакеросина – 99,26 тыс. тонн (82,4%).

В-третьих, удорожание импорта с России. Обычно нехватку ГСМ на внутреннем рынке мы традиционно восполняли за счет российского импорта.

До осени прошлого года для закупа основного его объема не было нужды пересекать границу. Дело в том, что на территории Северного Казахстана находится так называемая линейно-производственная диспетчерская станция (ЛПДС). Это проведенная еще во времена СССР российская труба для подкачки и слива ГСМ. Тут же находились нефтехранилища. Большая часть оптовых поставщиков получала российский бензин по данному маршруту, и далее топливо развозилось по территории Казахстана. Через ЛПДС импортировалось 40-50 тыс. тонн бензина и дизеля в месяц.

С ноября 2010 года департамент таможенного контроля Северо-Казахстанской области перестал подтверждать необходимые для оформления импортных партий сопроводительные документы. Станция, которая принадлежит «Транснефтепродукту», как оказалось, не прошла сертификацию и-за отсутствия приборов учета. Оптовым поставщикам пришлось менять маршрут перемещения нефтепродуктов, транспортировка по железной дороге при этом существенно увеличивала себестоимость продукции.

из статьи Natonal Business

Окончательно ситуацию на рынке нефтепродуктов в Казахстане подкосил топливный кризис, начавшийся в апреле в России. Из-за возрастающей рентабельности экспорта нефти и нефтепродуктов на внешние рынки дефицит сложился практически во всех регионах РФ. Пока местные органы власти принимали меры, а казахстанское правительство просило страны ТС ввести запрет на экспорт ГСМ, к июлю импорт российского бензина в Казахстане упал на 35%, дизеля – на 23%.

Ну и и что делают в такой ситуации оптовики? Правильно, прекращают реализацию ГСМ в ожидании повышения цен. Таким образом, летом большая часть нефтепродуктов на АЗС регионов была завезена акиматами в качестве зарегулированных обязательных поставок на внутренний рынок - как ответная мера.

Постепенно цены пришлось поднимать, чтобы как-то выравнить с российскими.

В-четвертых, планы по отгрузке ГСМ в регионы проваливаются:

Согласно таблице видно, что почти все регионы недополучили необходимые объемы ГСМ. Средний показатель исполнения плановых поставок составил 45,7%. Например, в августе Алматинцы получили всего 58% от необходимого объема, а Астана - 25%.

Ну и в завершении хочу привести рейтинг стран по ценам на бензин. Мы в конце Европы всей :-)

 

Спасибо, что дочитали до конца

Я в твиттере

 
27 октября 2011, 17:38
16681

Loading...

Комментарии

очень информативно, профессионально. особо заинтересовали рейтинги, графики, доли и все такое.
Отличный пост, Бага!
Спасибо, в избранное))
Очень интересно,спасибо!
Уау, это афигенно. Я бы и за месяц столько не написал.
Как всегда интересный пост.
силён, силён! вот, кто по праву зовется лучшим блогером КЗ! +100!
Samson
0
0
как же долго я ждал этот пост) Спасибо, Баглан!)
Картинки посмотрел. Ничо так.
"Почему то нефтИ" - А как они говорят в единственном числе? Элементарно же, не?

Сравнение цен на бензин - туфта, потому что не корректно сравнивать цены импортирующих стран и экспортирующих, глупо же =) Видимо табличка делалась, для полных болванов, т.е. полных патриотов =)
По моим наблюдениям, в единственном числе слово "нефть" они произносят крайне редко.

Из всего поста вы увидели только последнюю таблицу про сравнение цен? И еще на счет импортирующие/экспортирующие страны: будет вам известно, что Норвегия и Дания являются одними из крупнейших добывающих нефть стран.
в Норвегии и Дании, также как и в др странах Европы, составляющих топ этой таблицы действуют иные механизмы ценообразования. Налоги, акцизы и прочие сборы для повышения стоимости и соотв снижения потребления.
это понятно, человек сделал акцент на импорт-экспорт
в ед.числе так и остается - нефть, ибо она и в Африке нефть :))

нефтИ, также как и дОбыча - терминология нефтяников
zeinul
0
0
из akteon.livejournal.com "Российские НПЗ, за единичными исключениями, современной конфигурацией не блещут, мощности установок вторичных процессов на них сильно уступают мощностям первичных дистилляционных колонн, да и уровень этих установок вторичных процессов не самый современный. В итоге получается вот что – российский завод перегоняет нефти столько, чтобы получилось достаточно бензина для покрытия потребностей внутреннего рынка. А попутно у него образуется огромное количество дизтоплива (низкокачественного) и еще большее – мазута. Бензин продается на внутреннем рынке, а дизтопливо и мазут отправляются на экспорт, где они становятся сырьем для установок вторичной переработки европейских НПЗ. Мазут продается по цене 70% от цены нефти, дизтопливо этого качества – 110%.

Тут, видимо, нужно рассказать о понятии «маржа переработки». Определяется оно так – сравним стоимость тонны нефти и продажную стоимость тех продуктов, которые на том или ином заводе из этой тонны нефти можно получить. Отношение и будет этой самой маржой переработки. Заметим несколько вещей – во-первых, эксплуатационные затраты в это понятие не входят, их нужно будет вычитать отдельно. Во-вторых, маржа сильно зависит от того, сколько того или иного продукта в результирующей корзине завода и почем продается тот или иной продукт. Соответственно, если в корзине завода превалируют бензин и дизтопливо, которые продаются на 20-25% дороже нефти, то маржа у него будет повыше, а если все больше высокосернистый мазут, за который дают 70-80% от цены нефти, то эта маржа может быть и вовсе отрицательной, даже без учета затрат. Да, это вполне возможно, взять нефть, пропустить ее через НПЗ, потратить рабочее время людей, энергию, загрязнить атмосферу и получить на выходе комплект продуктов, которые можно будет продать лишь дешевле, чем ту нефть, из которой они сделаны. Ситуация не уникальна – в старое время «Москвошвея» и «Скороход» переводили вполне добротное сукно и натуральную кожу в похоронного вида костюмы и ботинки, в котрых никто не хотел ходить. Именно так устроено большинство российских НПЗ, результат их работы стоит на мировом рынке дешевле, чем сырье, которое они потребляют. Их продукцию покупают в основном в качестве сырья европейские НПЗ и делают нормальные продукты.

А почему ж тогда российские нефтяные компании предпочитают экспортировать нефтепродукты, а не нефть, там, чай, не идиоты сидят? Там действительно не идиоты и деньги считать там умеют. Дело все в том, что экспортная пошлина на нефтепродукты существенно ниже, чем на нефть. В среднем она составляет 55% от пошлины на нефть, при этом на мазут она всего 38%, а на светлые нефтепродукты – 70%. Т.е. если бы речь шла о деревообработке, ситуация была вот какой – вывозя бревно целиком, нужно б было заплатить $100 пошлины с бревна. А порезав бревно на несколько кривых чурбанов, да переведя половину бревна в опилки, с чурбанов, составляющих половину бревна, $35, да с опилок $17. Бревно б можно было продать за $150, а чурбаны с опилками за $130. Но наша-то выручка, после уплаты пошлины, $77, а с бревна б была всего $50. Ну да, эксплуатация пилорамы чего-то стоит, скажем, $10, чурбаны и опилки возить дороже, чем бревна, на этом потеряем еще $7. Но свою десятку против продажи бревна-то мы всяко имеем. Итого – мы из товара стоимостью $150 сделали товар стоимостью $130, совершив для этого мартышкиного труда на $17. И за эту общественно-полезную деятельность государство выписало нам субсидию в размере $48 – это как раз разница в пошлинах. Заметьте, что нам даже не выгодно тратить деньги на повышение доли чурбанов и уменьшение доли опилок, от этого субсидия уменьшится. С нового года, правда, эту систему сделают чуть менее иррациональной, уравняв пошлины на темные и светлые нефтепродукты, но все равно, система продолжит иметь смысл – возвращаясь к аналогии с чурбанами и опилками наша чистая выручка составит $75 вместо $77 до введения уравнивания, что по-прежнему сильно больше $50 за цельное бревно, но унас хотя бы появится минимальный смысл повышать долю чурбанов. Много говорится о необходимости создавать рабочие места, экспортировать товар, а не сырье и т.д. Задумайтесь еще раз над этим чурбанным примером, стоит ли действительно создавать и поддерживать рабочие места, на которых люди будут приносить не пользу, а вред? Ведь дешевле б было бы просто платить им зарплату, чтобы они не работали и не переводили хорошие бревна на чурбаны и опилки.
"

как с этим делом в казахстане?
а если своими словами?
Zufar
0
0
Очень профессионально, последовательно и информативно, спасибо, узнал много нового.
Знакомые места))) в понедельник ездил туда по работе))) столовая находится в мартышах) и карты немного не верная) точка е не так уж и далеко от Аккыстау) а ударение на И в слове нефти,это профессиональное у нефтяников)))
Отличный пост
Vpusk
0
0
А так ничо так )))
Спасибо большое. еще раз убедился в том, что как бы мы не хвалили или ругали власти - они не такие уж и страшные, но и милашками их тоже никто не назовет - работа у них такая.
alb
0
0
недавно смотрел про байкеров побывавших в саудовском аравии. там бензин 0,16$
нам бы так, 1000тенге и полный бак
DotBot
0
0
СТЫДНО !!! Когда:
1). По ценам на бензин мы на 31 месте по дороговизне, а по запасам в десятке
2). Когда из-за отсутствия нужных "китайских" приборов учета не можем использовать станции
3). Когда мы делаем "ПЛАНОВЫЙ" ремонт МПЗ предварительно без запасов и без расчетов, как будто ремонт и не плановый
4). Стыдно когда 90 % ВВП состоит из запасов

Главное не помереть не поняв смысл жизни.
А вы в бложиках не сидите во время рабочего дня, лучше работайте(учитесь) на благо экономики. Глядишь и производительность труда вырастет и ВВП вслед за этим, и распиздяйства с долбоебизмом станет поменьше.
«4). Стыдно когда 90 % ВВП состоит из запасов »
Вот так начинаются все сплетни и паника.
Речь шла о вкладе в рост, и то, « за счет роста экспортных цен» понятие растяжимое, рост экспортных цен вообще на экономику влияют. Статья хорошая, правда, сам ничего нового не вынес, кроме затоваривания мазутом.
kaska7
0
0
сколько бы не были хороши бумаги рдгз на рынке но их бумаги смотрят на цену мировой нефтянки. куда рынок туда и цена на бумаги (акции).
вывод: покупать акции рдгз только на долгосрочку. а при кризисе на спекуляцию.
Отличный пост! Хорошая работа!
Добротный материал
хороший обзор, мало кто сейчас такие делает!
предлагаю следующий материал посвятить экологическим вопросам в нефтедобыче и переработке, их сейчас очень много!!

jE967eC15g63JSRReF5Zw0QyDDe073.jpg

зы. в РВС поступает уже товарная нефть
тогда буду ждать следующего приглашения от КМГ, чтобы рассказать об экологии :-)
это также как и ждать приглашения от табачной компании, чтобы рассказать о вреде курения :)))
zina05
0
0
Sympaticus, у меня к тебе есть очень важное предложение.Напиши свой E-mail. Спасибо
Капитальный пост!
По идее цены на бензин, газ, нефть в Казахстане должны быть дешевле чем на воду....потому что воды у нас мало, а промышленного богатства много. Почему так все дорого?потому что у нас же воруют тот же самый бензин и продают нелегально оптом в Россию и другие страны, изза этого дефицит, заоблачные цены, и неспособность государства оснастить регионы Казахстана хотя бы на 60% (если бы не было воровства оснащенность была б на 110%)

И зачем сравнивать с ценами в Европе? Чтобы посмотрев что у нас немного дешевле цены чем в Европе успокоились?Уровень жизни в Казахстане и заработная плата населения в несколько раз ниже....поэтому это сравнение бессмысленно.
# Закусил Иван Иванович бороду зубами и задумался. Такая у него была привычка! #

(с) Даниил Хармс "Иван Сусанин" )))
lenox
1
0
если смотреть по фотографиям и сравнивать условия труда и питания наших рабочих и рабочих зарубежных компаний, то видна оооооооогромная разница.
Не увидел на фотках такого.
lenox
0
0
я видимо не совсем правильно выразилась. я просто была на подобных предприятиях зарубежных компаний. теперь увидела, как у наших. вот и сравниваю :) к сожалению, не в пользу отечественных
заказная статья, что бы обелить КМГ и ее ТОП менеджмент, аки хорошие дяди, заботящиеся о своих рабочих, что даже ни у кого нет жалоб. Вообщем как всегда - "претензий никому не имею"
Спасибо за труд. Дочитал до конца. Очень интересно.

Правда выскажу свое мнение касательно жадных "бастующих". Жаль но никакие EIA или Short term outlook графики не покажут насколько безолаберным бывает руководство на местах.

Например, приехал министр на производство, говорит " чтоб всем не меньше 90тыс тенге платили".
На следующий день компания получает контракт и объем на найм ста человек, но в контрактах без зазрения совести пишут 60-70 (для примера). А раз ты подписался, то спорить толку нет. Ясное дело по контракту они получают будто платят работникам 90-100тыс.

Никакой правовой помощи или поддержки у рабочих в помине нет. Их могут попросить остаться на еще одну вахту " по братски" заменить его сменщики и "без обид получит" еще одну зарплату. Работник как правило соглашается, но начальники знают, что платить должны ему 2 зарплаты за такие сверхурочные, а не "еще одну".

Или ,например, Техника Безопасности.
Не дай бог какой-то из работников сломал руку, получил увечье и тд., что делает начальник в первую очередь?
Едет подмазывать областного инспектора, чтоб в результате расследования оказалось, что это была 100% вина работника. Ага сунул руку куда не надо, сам виноват, чо. Часто превентивно сын/дочь ключевых инспекторов уже нормально так работают в компании или учатся за границей за счет щедрых начальников.

Понимаете, инцидентов много, люди все время калечатся ( вспомните взрыв недавно на резервуаре), так что лучше сразу договориться и надолго.

Какие решение в правовом поле? Люди у нас молчат в тряпочку везде, лижбы не уволили, лижбы зарплату не урезали.
Когда им говорит, мол ты виноват, что ты получил увечье, ты бабки получишь на лечение и молчи - они молчат. лижбы не уволили.

Нет там никакого правового поля. Одни наебывают других и у меня, я думаю и у многих других, кто видел на деле что происходит, просто безнадега в душе. Когда этот беспредел закончится? Я бы не стал на вашем месте делать "популярный" вывод о жадных бастующих после одного дня на производстве.
ППЦ, так все подробно, что в любой конференции 1-м будешь... Ну и этим же постом можно воспользоватся))
вахахаха вот народ верят всему что напишут и пофоткают откройте глаза!Ты там наверное пару часов в столовой по гулял похавал пофоткал и преперся делится своим менением "жадные бастующие" да еще и "оралманы" треть населения. Там 75 % население казахов это ПРАВИТЕЛЬСТВУ выгодно чтобы вы так думали! считаете себя умными верите в то чего по напишут главное чтобы это вас не затрагивало вот когда это вас затронет и вы прикиньте что ВСЕМУ КАЗАХСТАНУ НА ВАС НАСРАТЬ и вы автоматом становитесь ОРАЛМАНОМ да вы скорее всего повеситесь чем пережить все это а ЛЮДИ то БОРЯТСЯ за ПРАВДУ
про оралманов вообще ничего не написано, это раз
второе - вы там были? общались с рабочими?
Самый умный прочитай внимательно! я там 6 месяцов работал
кем ты там работал? какая у тебя должность была?
Чувство второстепенности народа Казахстана. Пока государство зарабатывает за счет ресурсов нашей земли и народа, - бензин будет дорогой, а уровень жизни будет чуть ниже среднего, для того, чтобы революции не было, всё просчитано для получения максимальной прибыли. И эта стратегия не только в нефтяной промышленности, но и в банковской системе, социальном обеспечении, образовании, пенсии.
Поэтому всё что Вы здесь написали конечно интересно и увлекательно, но не решает сути проблемы которая копиться в душе уже давно. Вся эта лож по телевизору про счастливое будущее, полный бред, пока у руля не будет чел с четкой позицией, направленной на максимальное обогащение собственного народа Казахстана. А уж потом выгодные контракты для России, Китая, Европы, США. На сегодняшний день, обобщаются они, а не Казахстан.
Помню, мне рассказывали как в КМГ продали краны на скважины. Так вот в КМГ потом эти краны пять или шесть раз прокрутили туда обратно. Т.е. типа купили в 5 раз больше и установили их на 5 скважинах, а не на одной. Был там специальный человек, который возил туда сюда их в фурах якобы на установку и обратно уже с новыми документами.

А вы говорите почему так все дорого у нас. Деньги у нас в таких производствах, как вода, течет сквозь пальцы. А потом руководство таких компаний пальцами разводят - такие у нас убытки ой ой... Такое у нас производство накладное, ой бай...
5 копеек от инженера-нефтяника:
Во-первых, разработка нефтегазовых месторождений дело достаточно не простое. Крупнейшие Казахстанские месторождения (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) не могли быть разработаны в 90-е без привлечения иностранных компаний, и дело даже не в инвестициях, а в опыте и техническом подходе к разработке.
Все эти месторождения содержат сероводород, газ, который в мизерных концентрациях опасен для жизни, любой выброс нефти был бы чреват жертвами. Все месторождения имеют аномально высокое пластовое давление и не были разработаны в Советское время, только из-за отсутствия опыта и нескольких неудачных попыток бурения скважин.
Естественно иностранные компании заинтересованы в получении прибыли, поэтому они не будут инвестировать в нефтеперерабатывающие заводы для блага Казахстана. Долгосрочное соглашение разработки месторождения истекает лет через 20, так что их тоже можно понять. Справедливо заметить что, иностранные компании заинтересованы в поддержании соответсвующей репутации (в экологических, социальных и других аспектах), поэтому техника безопасности и обучение кадров стоит на первом месте. И это не просто слова. Здесь при выявлении инцидента или травмы, проводится расследование, делаются соответсвующие выводы и принимаются шаги для устранения рецидивов подобных проишествий. В этом аспекте, я думаю национальным компаниям есть чему поучиться.
О производстве нефтепродуктов более высокого качества нужно задуматься государству. Мне очень грустно, что страна входящая в 20 экспортеров нефти настолько зависит от Российского экспорта и не может самостоятельно обеспечить собственное население. Единственный технический пробел, я вижу в недостатке квалифицированного персонала.
Насчет заработной платы рабочих. Средней зарплаты я не знаю, но я на собственной шкуре испытал, что уровень жизни в Атырау или Актау, гораздо выше нежели в других городах (не считая, Алматы и Астаны). Я лично не представляю как в Атырау или Актау живут учителя или младший медицинский персонал. Мне трудно представить каким образом можно молодой семье купить квартиру по сегоднешним ценам.
Вообщем, есть над чем задуматься.
спасибо за комментарий! очень ценная информация

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 13415
  • 46
Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Первую пересадку сердца Рокфеллер пережил в 1976 году на 62-м году жизни. Последнюю пересадку ему сделали в августе 2016 года. Пересадка сердца такому старому пациенту не имеет аналогов...
Timur_Tregulov
21 марта 2017 / 23:10
  • 6841
  • 52
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 4675
  • 0
Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Мои волшебные 9 месяцев протекали в новой среде и далеко от всех родственников и подружек. Никто из моих знакомых в США на тот момент не успел обзавестись малышом, поэтому мне не с кем было...
Zarema_
23 марта 2017 / 9:25
  • 4340
  • 14
Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Париж, Рим, Барселона, Лондон, Алматы, Венеция – выберите город, который на ваш взгляд кажется лишним в этом списке. Если бы не было слова "урод", было бы легче определиться?
corridere
21 марта 2017 / 14:59
  • 4502
  • 75
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 3723
  • 31
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 3988
  • 34
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу.

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу.

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 2784
  • 14
Посчитав сколько я смогу сэкономить на еде, я понял, что это очень приличная сумма

Посчитав сколько я смогу сэкономить на еде, я понял, что это очень приличная сумма

Именно сейчас я начинаю понимать, как себя чувствуют иногородние студенты, которые живут общежитиях у нас в Алматы. Я не говорю, что они живут плохо, но многие из них рассчитывают только на свои...
noyanovmyras
23 марта 2017 / 0:18
  • 2874
  • 59