Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
03:45, 16 сентября 2011

Казахстанская практика ранжирования вузов по образовательным программам бакалавриата

Казахстанская практика ранжирования вузов

по образовательным программам бакалавриата

 

Б.М.Искаков,

исполнительный директор научно-образовательного фонда «Аспандау»,

профессор КазНТУ имени К.И.Сатпаева

эксперт Национального аккредитационного центра МОН РК

 

В настоящее время имеется общее понимание того, кому нужны рейтинги – абитуриентам, работодателям, государственным организациям и общественности в целом.  В то же время существует проблема построения рейтинга университетов и образовательных программ. Тому есть две основные причины. С одной стороны, образование – это услуга, качество которой нельзя впрямую ощутить или измерить инструментально – оно проявляется со временем (иногда, в течение всей жизни). С другой стороны, рейтинги являются значимыми рыночными инструментами, до некоторой степени влияющими на поведение всех заинтересованных в образовании сторон – будущих студентов, их родителей, промышленных предприятий, государственных организаций и собственно научно-педагогического сообщества. Сторонние наблюдатели, не участвующие в повседневной образовательной деятельности, не могут в полной мере оценить ход образовательного процесса. А если оценку образовательной системы будут проводить работники этой же системы, т.е. они будут оценивать самих себя, то это приведет к необъективности и недостоверности.

На сегодня сложились три модели рейтинга: рейтинг СМИ; рейтинг профессиональных ассоциаций и  государственный рейтинг. Сильной стороной рейтинга, подготавливаемого СМИ, является, несомненно, его независимость (оценку образования проводят незаинтересованные лица), но его справедливо критикуют за недостаточную научную обоснованность, низкий уровень профессионализма, пристрастность и возможный ущерб престижу оцениваемых вузов. Рейтинг, проводимый профессиональными ассоциациями, не будет вполне корректным из-за того, что, приняв участие в подготовке рейтинга, они будут способствовать развитию конкурентной борьбы между вузами вместо их консолидации. Третья модель – рейтинг, подготавливаемый государственным органом, ответственным за лицензирование, аккредитацию и руководство образовательной деятельностью в стране. Это высоко бюрократизированная процедура, в значительной степени опирающаяся на мнение квалифицированных экспертов, и еще сильнее – на различные количественные данные. В силу своей сущности подобный рейтинг сфокусирован, скорее, на образовательной стороне процесса, в меньшей степени учитывая интересы будущих работодателей.

Таким образом, оценить качество образования – достаточно сложная задача. Сравнительно просто оценить знания, полученные студентами в той или иной области, но чрезвычайно сложно оценить потенциал выпускников отдельных университетов, особенно их способности к самообразованию. Все попытки охарактеризовать результаты образования сталкивались со значительными сложностями при формулировании критериев оценки. В то же время общеизвестно, что полученное образование во многом определяет дальнейший ход жизни человека.

Сложности оценки результата образования подразумевают необходимость оценки образовательного процесса. Качество образования носит комплексный, многокомпонентный характер, поэтому оценка должна быть многомерной, т.е. необходимо учитывать все возможные характеристики качества обучения. Оценку качества любой услуги нельзя сводить к оценке результата. Для полной  и верной оценки качества образования необходимо оценить способность и потенциал оказания образовательных услуг: характеристики преподавательского состава, уровень технической оснащенности, финансирование вуза и т.д.

Все перечисленные выше трудности, возникающие при попытках оценить качество образования, приводят к осознанию важности разработки адекватной методики рейтингов, основанной на правильно выбранных критериях и показателях. В то же время, какой бы идеальной не была методика рейтинга, при ее практической реализации возникает множество проблем, которые трудно было бы вообразить разработчикам методики. Поэтому Национальный аккредитационный центр Министерства образования и науки Республики Казахстан (НАЦ) в 2009 году, впервые в Казахстане,  инициировал пилотный проект ранжирования вузов, наиболее успешно реализующих образовательные программы по специальностям бакалавриата. Целями проекта были: оценка готовности вузов к добровольной внешней оценке качества реализуемых ими образовательных программ через ранжирование, отработка методики рейтинговой оценки, информирование общества о вузах, наиболее успешно реализующих программы бакалавриата после перехода Казахстана на трех уровневое высшее и послевузовское образование.

Исходя из опыта других стран, для рейтинговой оценки вузов, реализующих образовательные программы бакалавриата, использовались критерии и соответствующие показатели, наиболее сильно влияющие на качество обучения по этим образовательным программам, и достоверность которых можно было  проверить.  В табл. 1 приведены использованные критерии оценки и показатели, по которым оценивались эти критерии.

 

Таблица 1 –вклад критериев и показателей в общую рейтинговую оценку  вуза

 

№№

Наименование критериев и показателей

Вес,%

1

Качество студенческого контингента

20

1.1

Число студентов, обучающихся по госзаказу (грантам)

 

1.2

Стоимость обучения студента за год, обучающегося по госзаказу (гранту)

 

1.3

Число студентов-иностранцев

 

1.4

Стоимость обучения студента-иностранца за год

 

1.5

Число студентов, обучающихся по заказу фирм

 

1.6

Стоимость обучения студента за год, обучающегося по заказу фирмы

 

1.7

Число студентов, обучающихся за счет собственных средств

 

1.8

Стоимость обучения студента за год, обучающегося за счет собственных средств

 

1.9

Средний общий балл по сертификату

 

2

Качественный состав преподавателей

20

2.1

Число преподавателей, имеющих международные гранты

 

2.2

Число преподавателей, обладателей государственного гранта «Лучший преподаватель вуза»

 

2.3

Число докторов наук, имеющих ученое звание профессора

 

2.4

Число кандидатов наук, имеющих ученое звание доцента

 

3

Эффективность научной деятельности ППС

20

3.1

Число учебников, имеющих гриф МОН или МЗ РК

 

3.2

Число учебных пособий, имеющих гриф МОН или МЗ РК

 

3.3

Число монографий, рекомендованных ученым советом вуза к опубликованию

 

3.4

Число публикаций в журналах дальнего зарубежья

 

4

Трудоустройство выпускников

10

4.1

Число выпускников, трудоустроенных в центральные исполнительные органы

 

4.2

Число выпускников, трудоустроенных в транснациональные компании

 

4.3

Число выпускников, трудоустроенных в национальные компании и государственные предприятия и учреждения

 

4.4

Число выпускников, трудоустроенных в частные фирмы и другие организации, кроме перечисленных выше

 

5

Отзывы работодателей

30

5.1

Число выпускников, показывающих высокий уровень знаний

 
 

5.2

Число выпускников, показывающих высокий уровень умения работать в команде

 
 

5.3

Число выпускников, имеющих высокий потенциал для карьерного роста

 
 

Эксперты Национального аккредитационного центра, помимо относительных весов критериев,  установили еще весовой коэффициент каждого показателя, который мог варьироваться от 1 до 10, в зависимости от степени влияния показателя на качество обучения.

Вузу, набравшему наибольшее количество баллов по первому, второму и третьему критерию, присуждалось по 200 учетных единиц. По четвертому критерию – 100 , а по пятому – 300 учетных единиц. Остальные вузы получали меньшее количество единиц, пропорциональное набранному числу баллов.  По всем 5 критериям один вуз мог набрать в сумме  максимум 1000 учетных единиц и занять первое рейтинговое место. Другие вузы могли занять последующие места в рейтинговом списке в зависимости от суммарного количества учетных единиц.

Какие были опасения и какие результаты были получены при реализации данного пилотного проекта?  Ожидалось, что вузы отнесутся пассивно к участию в этом проекте. Многие считали, что априори вузы, имеющие особый статус, и крупные региональные вузы займут все первые места в рейтинговом списке, а частным вузам будет отведена роль статистов. Полагали, что работодатели воспользуются данной возможностью для  оказания влияния на качество образовательного процесса в вузах, так как отзывы работодателей имели очень большой относительный вес – 30%.

Результаты ранжирования вузов по образовательным программам бакалавриата, опубликованные в номере газеты «Экспресс К» от 31 июля 2009 года, а затем в журнале «Высшее образование в Казахстане» [1], показали, что в реализации пилотного проекта приняли участие 80 вузов, т.е. более половины всех вузов Казахстана. На наш взгляд, вузы проявили достаточно высокую заинтересованность во внешней оценке их деятельности. Несостоятельным оказалось и другое опасение. Так, например, Казахский национальный педагогический университет имени Абая занял первое рейтинговое место только по 4 из 20 специальностей образования (по некоторым специальностям ранжирование не проводилось).  В то же время, Международная академия бизнеса была в тройке лидеров по 4 из 9 специальностей направления «Социальные науки, экономика и бизнес».

Неожиданными результатами оказались очень пассивное участие работодателей в реализации проекта  и порой безграмотное предоставление сведений вузами по соответствующим формам.

Все эти результаты способствовали дальнейшему совершенствованию методики рейтинговой оценки образовательных программ бакалавриата, реализуемых казахстанскими вузами. Было также решено расширить задачи ранжирования вузов с учетом современных требований к высшему образованию.

Так, помимо информирования общественности о качестве обучения в вузах при рейтинговой оценке ставится задача, чтобы казахстанские вузы непрерывно улучшались, а самые передовые трансформировались в университеты мирового класса, т.е. в соответствии с определением Джамиля Салми имели конкурентоспособных выпускников, проводили передовые научные исследования и являлись центрами распространения новых идей и технологий. Для этого в этих университетах должна быть высокая концентрация талантов (как преподавателей и студентов, так и исследователей); налаженное международное сотрудничество; достаточность ресурсов для привлечения одаренных ученых и проведения опережающих научных исследований; эффективное управление, заключающаяся в высокой степени автономии, особенно по отношению к распределению денежных средств, возможности нанимать на работу талантливых преподавателей и ученых, устанавливать им заработную плату [2].

Следовательно, критерии и показатели ранжирования должны быть подобраны таким образом, чтобы приоритетное развитие в вузах получали именно эти ключевые факторы, характеризующие университет мирового класса. Исходя из этого принципа, было предложено ранжирование вузов в 2010 году по специальностям бакалавриата проводить по 5 критериям и 10 показателям, показанным в таблице 2, наделив их определенным относительным весом.

 

Таблица 2 – Относительный вклад критериев и показателей в общую рейтинговую оценку вуза

 

Наименование критериев и показателей

Вес,%

1

Высокая  концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей

20

1.1

Студенты, награжденные медалью «Алтын белгі», победители  международных олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени), республиканских и международных конкурсов исполнителей и спортивных соревнований (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени), перечень которых определяется уполномоченным органом в области образования, а также победители республиканских олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени), обучающиеся в данном вузе по данной специальности

5

1.2

Доктора наук, работающие в данном вузе на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности

10

1.3

Кандидаты наук и доктора философии (PhD), работающие в данном вузе на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности

5

2

Достаточность ресурсов

20

2.1

Общий объем расходов вуза за прошедший календарный год, деленный на приведенное число студентов вуза, обучавшихся на конец календарного года

20

3

Международное сотрудничество

15

3.1

Преподаватели и ученые из других стран, привлеченные к работе в данном вузе на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности

10

3.2

Студенты из других стран, обучающиеся в данном вузе на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности

5

4

Конкурентоспособность выпускников

20

4.1

Выпускники данного вуза по данной специальности, работающие в государственных органах, организациях и учреждениях

6

4.2

Выпускники данного вуза по данной специальности, работающие в национальных компаниях

6,5

4.3

Выпускники данного вуза по данной специальности, работающие в транснациональных компаниях

7,5

5

Проведение передовых научных исследований

25

5.1

Научные статьи преподавателей и научных сотрудников, работающих в данном вузе на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности, опубликованные  в журналах с импакт-фактором не ниже 0,25 за последние 3 года, предшествующие году рейтинговой оценки

25

Для ранжирования конкретного вуза по первому показателю первого критерия находится число студентов, обладателей медали «Алтын белгі» и победителей  международных олимпиад и научных соревнований, обучающихся в данном вузе по данной специальности, отнесенное к общему числу  студентов, обладателей медали «Алтын белгі» и победителей международных олимпиад и научных соревнований, обучающихся по данной специальности во всех казахстанских вузах. Вузу, у которого данное отношение является наибольшим, присваивается 50 баллов. Остальные вузы получают убывающее количество баллов по мере уменьшения вычисленного отношения.

Далее определяется число докторов наук, работающих в данном вузе на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности, отнесенное к общему числу докторов наук, работающих во всех казахстанских вузах на кафедрах, выпускающих бакалавров по данной специальности. Вузу, у которого данное отношение является наибольшим, присваивается 100 баллов. Остальные вузы получают убывающее количество баллов по мере уменьшения вычисленного отношения.

Ранжирование вузов по третьему показателю первого критерия определяется путем нахождения отношения числа кандидатов наук и докторов философии (PhD), работающих в данном вузе на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности, отнесенное к общему числу кандидатов наук и докторов философии (PhD), работающих во всех казахстанских вузах на кафедрах, выпускающих бакалавров по данной специальности. Вузу, у которого данное отношение является наибольшим, присваивается 50 баллов. Остальные вузы получают убывающее количество баллов по мере уменьшения вычисленного отношения.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое может иметь вуз, наиболее соответствующий первому критерию ранжирования, не превышает 200. Подобным образом рассчитываются баллы и по остальным показателям рейтинговой оценки.

Общий рейтинг вуза определяется в виде суммы рейтинговых баллов по всем показателям ранжирования. Вуз, набравший максимальную сумму баллов, занимает первое рейтинговое место. Последующие места распределяются по мере убывания суммы рейтинговых баллов.

Отличительной особенностью предлагаемой методики ранжирования вузов по специальностям бакалавриата является акцентирование на наличие публикаций результатов научных исследований в журналах с высоким импакт-фактором и международное сотрудничество.

Процесс ранжирования вузов в 2010 году по усовершенствованной методике начат. В начале февраля НАЦ провел обучающий семинар для представителей вузов. На семинаре были сделаны разъяснения в отношении выбора критериев и показателей рейтинговой оценки в контексте Берлинских принципов определения рейтингов вузов и накопленного на сегодняшний день международного опыта. Были обсуждены вопросы правильного заполнения форм и передачи сведений в НАЦ.

Результаты ранжирования вузов по образовательным программам бакалавриата планируются опубликовать в начале апреля этого года. Это связано с тем, что выпускники школ этого года, желающие поступить в высшие учебные заведения, должны выбрать в начале апреля предметы, по которым будут сдавать ЕНТ с учетом специальности бакалаврита, которую они бы хотели получить в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мамырханова А.М., Искаков Б.М. Вузы Казахстана, наиболее успешно реализующие образовательные программы по специальностям бакалавриата. // Высшее образование в Казахстане. 2009, №5. С. 86-95.
  2. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М., Изд-во «Весь Мир», 2009, 132 с.
1
619
0