• 68535
  • 167
  • 24
Нравится блог?
Подписывайтесь!

"Казакстан: национальная идея и традиции" К.И.Нуров, Резюме казачьей концепции в этногенезе казахов

Резюме казачьей концепции в этногенезе казахов

(выдержка из книги "Казакстан: национальная идея и традиции")

Упрощённая «популярная» схема представления казачьей концепции:
- Центральная Азия – это не Средняя Азия.
Географически центр Азии – на Алтае (Тыва, г. Кызыл), а не в Западном Туркестане.
Центральноазиатские Казахстан и Монголия – западная и восточная от Алтая части Великой степи.
Кыпчакская степь – прежде всего заволжская часть Великой степи.
- Этнос – это образ жизни, культурно-бытовая общность, а не кровное родство.

Язык – необходимое, но недостаточное условие этнической самоидентификации.
Государственность – достаточное, но не необходимое условие этнообразования.
Саки и древние усуни – не предки казахов.
Поздние гунны и древние тюрки – отдалённые предки казахов.
Кыпчаки – далеко не единственные и не главные предки казахов.
Отрар – не казахский город, сожжён прямыми предками кочевых казахов.
Прямые предки кочевых казахов – древние монголы, они же «татарские» казáки.
Местные племена (в т.ч. йемеко-кимаки, телеуты, кыпчаки) приняли или уже имели казачий образ жизни древнемонгольского суперэтноса.
- Центральноазиатское казачество – древний тюрко-монгольский образ жизни древнемонгольского суперэтноса и его субэтноса казахов.
Казáки – свободные «воины-добытчики» и, как правило, богатые баи – кочуют отдельными семьями-аулами, «в одиночку» от своих родов и племён (VI–VII вв.). Внеплеменные казáки для военных целей всегда объединялись в «сотни» и «тысячи», избирали себе предводителей-«родоначальников», атаманов (ата-мын), для господства над родами и племенами в качестве военных вождей с дружинами.
Собственно «Казáкия» и «казацкие ханы» впервые упоминаются в X–XI вв.

- Ханы и каганы (ханы ханов) – военные вожди из казачьих родов, избираемые родоплеменной знатью на верховную власть над их племенами.
«Волчьи» роды кыпчакских Ильбуринов (Ель-Бори) и киятских Борджигинов (Бори-Тегин) связаны с древнетюркским родом Ашина (А-Шино) и с казачьими союзами (уйшинов, аргынов и алшинов), которые, как «тысячи» Алаша (алашмыны), также выводят себя от волка.
Племён с названием «тюрк» и «монгол», с нарицательными значением «крепкий, сильный», никогда не было. Это были обобщающие политические имена для племён, подчинившихся роду Ашина и Чингисхану.
- В XIII в. Чингисхан всех степняков сделал казáками: ликвидировал племенные ополчения, смешал роды и племена, разделил их по «сотням» и «тысячам» единого и профессионального «народа-войска», орды.

Эти «сотни» и «тысячи» дали начало совершенно новым, «политическим» племенам со старыми тюрко-монгольскими названиями родов и племён их военачальников.
- Своему старшему сыну Жошы (Джучи) Чингисхан выделил улус в Казахстане.
После смерти Жошы главным в улусе Жошы Чингисхан назначил второго сына Жошы – Бату, а не первого – Орду.
Батухан расширил пределы улуса Жошы вплоть до Европы и Литвы.
Батухан основал столицу улуса Джучи (Ак Орду) в г. Сарай на Волге и управлял его правым, западным от Волги крылом.
Батухан оставил в управлении Орду-Ежена Казахстан как левое крыло своего улуса Жошы (Кок Орду).
- Батухан во 2-й пол. XIII в. разделил Казахстан на три улуса: выделил внутри улуса Орду ещё два улуса от востока к западу: пятому сыну Жошы – Шибану и тринадцатому – Тука-Тимуру и подчинил их Орду.
От родственного старшинства чингизидов пошло номинальное старшинство этих трёх укрупнённых улусов среди всех прочих. После смерти Узбек-хана в Золотой Орде (1-я пол. XIV в.) началась «Великая замятня».
Ордуид Урус-хан (прототип Алаш-хана) во 2-й пол. XIV в. сделал независимой Синюю Орду (Казахстан) от Золотой Орды и захватил Ак Орду в целях восстановления единства улуса Джучи.
Но восстановить единство Золотой Орды после смерти батуидов было уже невозможно.
«Правое крыло» батуидов исчезло, поэтому Ак Орда и Кок Орда остались за чингизидами Казахстана
- В начале XV в. власть в Казахстане узурпировал шейбанид Абулхаир и назвал всех узбеками в честь золотоордынского узурпатора хана Узбека, ранее принятого всеми за батуида.
После реставрации внуками Урус-хана Джанибеком и Гиреем во 2-й половине того же века законной династии ордуидов три укрупнённых улуса Орду, Шибана и Тука-Тимура преобразовались в жузы под началом ордуидов-урусидов.
К этим трём улусам-жузам присоединялись в разной последовательности казачьи роды и племена в зависимости от генеалогической близости их сотников и тысячников к Чингисхану.
- Так возникли три жуза по старшинству чингизидов, а также их родоплеменные составы по старшинству близости казачьих родов и племён к чингизидам.

Старец Хорчи, он же Усун Эбуген, начальник волхвов и баксы (Бэхи Ноян), был выходцем из бааринов, самого старшего из древнемонгольских племён, и, возможно, возглавлял уйшинский союз.
Кадан тайши, он же Аргын Ага, был выходцем из ойратов и, возможно, возглавлял аргынский союз. Эдыге Бий, выходец из мангутов (су монгол), дал начало ногаям, и его потомки, возможно, возглавляли алшинский союз.
- Старший жуз (Уйсынская Орда), Средний жуз (Аргынская Орда) и Младший жуз (Алшинская Орда) – прямые казачьи орды Жуз-Орды (Ак Орды Батухана).
Все остальные орды и улусы смешивались с оседлым населением, назывались по месту нахождения и, как правило, имели единого
самовластного хана или бека.
Еке Монгол Улус – казачья метрополия мировой империи, принадлежащей золотому роду Чингисхана.
- Племена в Монголии, в отличие от Казахстана, к XV в. потеряли казачий строй, лишили власти чингизидов и китаизировались.
Закон Чингисхана – коренная религия казахов с тенгрианской верой в Вечное Небо (Кудай) и в дух предков (Аруах) – запрещает казакам оседать.
Во 2-й пол. XIX в. Россия лишает власти казахских чингизидов торе.
Жузовая иерархия политических племён казахов теряет своё значение после схода торе с политической сцены и никогда не была основой кланового трайбализма, присущего кровно-родственным отношениям.
Казахский этнос (и его жузовая организация) исторически складывались из разных народов на социальной основе кыпчак казáков, монгол-казаков, могол-казáков, кыргыз-казáков, узбек-казáков, ногай-казаков, орыс-казáков и иных казáков без различия по национальностям и расам.
Шала-казáками называют только тех, кто не ведёт чисто кочевой образ жизни.
В 30-х гг. XX в. кочевые казахи подвергаются насильственному оседанию и перестают быть казаками.
- В XXI в. построить общегражданскую нацию Казахстана во главе с титульной национальностью может лишь национальная идея модернизации традиционной структуры казахов в части их индивидуальной открытости и конкуренции в культуре, политике, экономике.

Под индивидуальной открытостью как национальным свойством казахов подпишутся все национальности Казахстана.
Это национальное свойство задаст национальную миссию всем  казахстанцам – быть этническим образцом информационного общества.
Национальная идея индивидуальной открытости должна пропагандироваться в образовании.
Надо привести русскую и английскую транскрипции названия страны в наибольшее соответствие с казахской: Казакстан (Кazakstan) – Свободных Стан (Freedom State).

Aspandau Aspandau
Название нашего фонда отражает глубокий духовный смысл казахского глагола «аспандау» - «взвиться ввысь». Миссия Фонда: Объединение здоровых сил общества с целью выявления, накопления и развития личностного потенциала на территории Казахстана на основе создания целостной саморазвивающейся системы, важнейшими элементами которой являются наука и образование. Официальный сайт - http://aspandau.kz/
5 августа 2011, 14:56
931

Загрузка...

Комментарии

Что есть "индивидуальная открытость"?
Все изученные на сегодня культурные стереотипы социального поведения казахов, несомненно, выведут нас на идею
индивидуальной открытости как глубоко национального свойства казахов и сугубо казахской ментальности. Понятно, что в мире есть немало представителей и других национальностей, таких же открытых, как и казахи, но вряд ли они составят такую пропорцию в своём этносе, чтобы это считалось их этническим или национальным свойством. Также есть немало отдельных представителей казахской национальности, которым эта идея противна. Есть представители
как титульной, так и иных национальностей, которые полагают это мнение ошибочным и идеалистическим. Но статистически, по общепринятым стереотипам поведения, закреплённым исторической традицией, эта идея присутствует в лучших образцах национальной культуры, в изустном и письменном искусстве, в играх, традициях
обращения и общения. Начать можно с отсутствия паранджи и наличия отдельных государственных печатей у женских представителей степной власти. Пройти можно через народные сказки и игры, полные откровенных сексуальных мотивов, а также через казахскую музыку и пение, основные шедевры которых всегда были раскатисты и раздольны, но никогда не скрывали в себе азиатских переливчатых мотивов, так характерных для Дальнего и Ближнего Востока. А закончить можно отсутствием в казахской Великой степи не только институтов классического или домашнего рабства, но и феодализма, тот или иной вид которого прошли почти все народы мира, в том числе самые
цивилизованные. Под идеей индивидуальной открытости необходимо иметь в виду, прежде всего, принцип открытой свободы, к которому так страстно в своё время призывал Карл Ясперс, когда сетовал на то, что Запад слишком увлёкся принципом закрытой свободы. На Западе существует целый культ так называемого прайвиси (privacy), частной сферы личной жизни, закрытой для открытого общения и обсуждения. Описывая смысл и назначение истории в своей одноимённой книге, он знал, что эта личная «свобода от», чтобы быть одному, должна быть заменена личной «свободой для», чтобы быть вместе, но не знал – как. Как сделать так, чтобы человеческая личность в своей индивидуальной свободе стремилась не закрыться от общества, а, наоборот, открыться, если весь мир сегодня построен
именно на идее закрытой свободы как основы буржуазных и демократических принципов индустриального общества? Сегодня мы видим, как технологически перед нами разворачивается целый новый мир, называемый глобальным информационным сообществом. Однако культурно он не обеспечен ещё новой моралью, новой идеологией и новыми ценностями. Западная индустриальная культура испытывает глубокий духовный кризис и не может предоставить из
своего природного арсенала ни одного этнического стереотипа поведения, в котором идея открытия личностью своей частной жизни непосредственно всему миру в целом могла бы, для начала, локализоваться и впоследствии глобально реализоваться.
Если комментарий редактируется абзацы надо расставлять заново - слетают.

Сама идея довольно абстрактна, к тому же проблема идёт больше не от школ, а от родителей.
Alexia
0
0
А ведь в школе это изучали по истории Казахстана.
Куда все знания выветриваются???
Автору надо познакомиться с собственно историей казахов=казаков. А здесь написана отсебятина. Казаки имеют весьма древнюю многотысячелетнюю историю. Вырывать отрывки из этой истории, и лепить нечто негоже.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
18 янв. 2017 / 21:50
  • 28801
  • 18
10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

Названия улиц: Садовый бульвар, Солнечный проезд. Красиво звучит не так ли? Прям, как в Москве... Уютные улочки и радующие глаз одноэтажные домики, тихо и свободно, нет динамики, движух и ажиотажа.
gelberdeuet
16 янв. 2017 / 14:45
  • 8204
  • 98
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
17 янв. 2017 / 14:32
  • 4925
  • 22
Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

В спальных районах, и в высотных домах сквозь стены слышно завывание ветра. В особенности ночью. Такие звуки, я слышала, пожалуй, только по телевизору, в фильмах про метель.
Naomi_K
20 янв. 2017 / 12:36
Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

NoComment (c) Официальный слоган EuroNews. Катастрофа на алматинской утренней трассе началась с того, что водители «Ниссана» и микровена ожидали сигнала светофора на запад по Тимирязева...
ibestreporter
17 янв. 2017 / 22:52
  • 3771
  • 5
Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Эндрю Холл из США считал, что вейпинг безопасен и усиленно убеждал в этом близких. Но как-то раз что-то пошло не так. Это результат взрыва хипстерского устройства - выбило 7 зубов + ожоги и раны...
Maxambet
17 янв. 2017 / 16:28
  • 3721
  • 52
Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Смотря в очередные пустые глаза вчерашнего студента, приходящего устраиваться на первую работу страшно становится. Потому что сравниваю с теми же китайскими студентами, которые готовы выгрызать себе мечту.
mbaitykov
18 янв. 2017 / 11:34
Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Помню, когда я уезжал и Казахстана, тут было довольно прилично, даже не смотря на то, что жить было невыносимо. Но прилично так. Мусора было меньше. Дороги чистили, вони почти не было. Да и в остальном тоже норм.
shootnix
18 янв. 2017 / 12:49
  • 3357
  • 34
Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Тайланд мы впервые посетили в декабре 2012 года. Полученные эмоции настолько были яркими, что в конце 2015 года мы решили еще разок слетать в Тайланд. Вспоминая Тай, первое о чем я думаю - горячий...
zhainar_d
17 янв. 2017 / 11:11
  • 3164
  • 24