Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
15:19, 20 июля 2011

Мы строили, строили и наконец... построили?

Как известно, мысли имеют свойство материализовываться. Не так часто, как верят любители "визуализации", и тем не менее. И вот, юзая пражское и питерское метро пару недель назад, я, словно Юрий Венедиктович, всё о народе думал, то бишь о судьбе метрополитена алматинского. И, в частности, говорил я сам себе на эскалаторе станции "Садовая", неплохо было бы посмотреть, как там дела обстоят и что происходит. Но поскольку журналист я не "общественно-политический" и не "официозный", то на всяческие покатушки с акимом меня не зовут и, наверное, правильно делают ))

Однако в понедельник мне в Агент постучался до поры до времени незнакомый молодой человек по имени Айдар и предложил в компании других блогеров прокатиться по станциям метро первой очереди. И как тут не поверить в "визуализацию"? ))

Уж не знаю, чем я заслужил такое приглашение - может быть, заметочкой по поводу логотипа метрополитена (я, кстати, о нем еще раз выскажусь ниже) - но отказываться, разумеется, не стал, хоть и явиться на место сбора нужно было к 9 утра, а мой организм к подобным встряскам не привык совершенно.

И вот мы собирались, собирались, и наконец поехали. И от поездки этой у меня самые положительные впечатления - в основном связанные с синдромом советского ребенка, которому привезли из-за границы игрушку, коей ни у кого ещё нет. Ну или почти ни у кого )

Blog post image

Я видел, что некоторые из моих "сокамерников" по этой экскурсии уже отписались. Видел, но не читал - дабы не находиться под влиянием "Ой, про это уже написали". Так что, не обессудьте, если нижеизложенную информацию вы уже знаете, а фото, похожие на нижевыложенные, уже видели ))

Я люблю алматинское метро. Я любил его заочно. Во-первых, мы с ним практически ровесники. Если верить гадкой википедии, метро было указано в генплане города от 1978 года, проектирование его началось в 1983-м. А ковш экскаватора впервые копнул землю в районе перекрестка Ташкентской и Фурманова, как написано в розданном нам пресс-релизе, "7 сентября 1988 года".

Так что, в любом случае вся моя сознательная жизнь проходит под знаком того, что у нас строят метро.

Я бы мог, наверное, захандрить от того, что 16 декабря это закончится, но, уверен, метро меня не оставит - у метростроителей есть планы и до 2017 года, и дальше, много дальше... Так что, "мы будем вместе, как Сид и Нэнси, как Сид и Нэнси..." )))

Теперь мы с алматинским метро встретились, и меньше я его любить не стал. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех метростроителей - уверен (а уверенность это сложилась во время нашей экскурсии), 16 декабря они будут самыми счастливыми "родителями" )))

Но вернемся к делу, ради которого мы собрались. Загруженных (мне очень понравилось это слово в исполнении инструктора по технике безопасности) в автобус блогеров и иже с ними отвезли в депо, разгрузили, зачитали ту самую ТБ, попросили по одному автографу, вручили каски и повели смотреть вагоны, которые через 5 месяцев начнут курсировать между 7 станциями первой очереди первой ветки.

По дороге я сделал вот такое фото, которое у меня ассоциируется с непростой судьбой алматинского метрополитена )))

Blog post image

Ну а вот и корейские красавчики.

Blog post image

В профиль напоминают нью-йоркские. В фас - новые московские, которыми полностью оснащена Филёвская линия и частично другие линии. Но красавчики, повторюсь, корейские, хотя, например, в Пусане, насколько я помню, вагоны совсем другие.

Blog post image

Технические характеристики переписывать не буду - можете сами прочитать. Общее удивление вызвала вместимость всего поезда (в каждом 4 вагона) из расчёта - внимание! - 8 человек на квадратный метр. Думаю, такого наплыва пассажиров у нас никогда не будет, и тем не менее занятно.

Blog post image

Не знаю, собирались ли изначально нас пускать внутрь вагонов, но первую же подобную просьбу удовлетворили, после чего было удовлетворено и наше любопытство.

По-моему, не вагоны, а милашенции. До первого нашествия отечественных вандалов )

Blog post image

Схема ветки нанесена над дверьми незамысловатым "наклеечным" способом )

Blog post image

Угадайте, кто поведёт вагон с таким номером 16 декабря? )))

Blog post image

Кстати, когда файл всё-таки нашёлся, выяснилось, что следующая станция - "Тулпар".

Blog post image

Можно было бы подумать, что это станция около магазина "Тулпар", но, как известно, станции у нас называли люди с топографическим кретинизмом и отсутствием логики, проходящих на фоне бушующей и неуёмной фантазии, а потому станция "Тулпар" находится около Театра имени Ауэзова. И более того - такой станции не будет, так как - хвала силам небесным! - кому-то пришла-таки в голову счастливая мысль переименовать её именно в "Театр имени Ауэзова". Впрочем, о названиях станций также ниже.

Так выглядит кабина машиниста.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Так выглядел бы я, если устроился на работу машинистом. Устраивался бы, разумеется, без каски )) И лицо бы сделал попроще )

Blog post image

Изучение вагонов так увлекло блогеров, что организаторы мероприятия стали всерьёз опасаться, что мы в итоге никуда не поедем, а потому нас снова "разгрузили", чтобы "загрузить" на открытые платформы, "подталкиваемые" сзади небольшой, но очень громко сигналящей машиной, приспособленной для езды по рельсам. Конструкция официально именуется локомобиль (привет болельщикам "Локомотива"! ))) ).

Как нам сказали, мы - первые пассажиры этого локомобиля. Более того, мы "первопроходцы" ещё и в том, что доселе никому не показывали четыре станции из готовящихся к открытию семи - даже акиму три ))

"Пасть" алматинского "подземелья" )

Blog post image

Однако не успели мы проделать и сотни метров под землёй, как на пути возникло первое препятствие - будочка охраны, которую тут же принялись сдвигать в сторону, иначе мы бы её просто снесли.

Blog post image

Тоннели изнутри выглядят вот так.

Blog post image

Иногда там встречаются люди.

Blog post image

"Это что за остановка, Бологое иль Поповка? А с платформы говорят - это станция "Райымбек". Тут, кстати, географический принцип соблюдён - пересечение проспекта имени Райымбека (пр. имени 50-летия Октября, ул. Ташкентская) с улицей Фурманова.

Blog post image

Если я ничего не путаю, такой тип станций называется односводчатым. Мне они очень нравятся - на платформе чувствуешь себя, как на острове, или как на палубе корабля, на который обрушиваются штормовые волны и воздушные вихри в виде прибывающих поездов.

Blog post image

Станция неглубокого залегания, рыли её открытым способом, а потому с одной стороны выход оснащён исключительно лестницами.

Blog post image

В правой части кадра нам готовят для демонстрации подъёмник для инвалидов. Вот он вблизи.

Blog post image

Эскалатор, кстати, тоже присутствует - у выхода на другую сторону улицы.

Blog post image

Над вестибюлем парит панно, изображающее, естественно, батыра Райымбека.

Blog post image

В метро любого города мира при взгляде на аналогичные изображения мне сразу вспоминается новелла "Номенклатурные полуботинки" из довлатовского "Чемодана" - ознакомиться можно тут - http://lib.ru/DOWLATOW/chemodan.txt ))

У противоположного выхода оформление менее замысловатое.

Blog post image

Зачехлённые турникеты и кассы оплаты.

Blog post image

Blog post image

Система оплаты, как я понял, у нас будет схожа с питерской. По крайней мере, на вопрос, как именно можно будет оплатить проезд, мне ответили: жетонами и картами. Ориентировочная стоимость проезда - 70-75 тенге.

Следующая остановка - станция "Жибек Жолы". Это уже станция пилонного типа.

Blog post image

В принципе, и тут географию названия можно принять - улица Жибек Жолы (Горького) находится всего в квартале. А вход на станцию (как собственно и выход из неё) - на пересечении Гоголя и Панфилова.

Blog post image

"Глухую" стену вестибюля украшает вот такой симпатичный барельеф. Над Колизеем, Парфеноном, египетскими и ацтекскими пирамидами, Тадж-Махалом и чем-то там ещё высится мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, что, как я понимаю, символизирует собой единение всех дорог мира, которые хоть и ведут в Рим, но начинаются на Шёлковом пути.

Blog post image

На этой платформе я решил снять фотографический ремейк "Прибытия поезда"...

Blog post image

Blog post image

...Но снял всего лишь прибытие другого локомобиля.

Blog post image

Blog post image

Покидая платформу, нужно сначала подняться по лестнице...

Blog post image

...А затем пассажиров ждёт эскалатор.

Blog post image

Следующая станция - "Алмалы".

Blog post image

Отделочные работы здесь пока продолжаются.

Blog post image

Вход/выход - на пересечении Панфилова и Карасай батыра (Виноградова). Вот тут я, пожалуй, раскрою и закрою тему названий станций, дабы больше к ней не возвращаться.

Во ВСЕХ (выделено болдом и курсивом) городах мира станции метро называются либо соответственно близлежащим улицам, либо памятным местам. Конечно, в Питере можно найти, например, "Звёздную", а в Москве, скажем, "Партизанскую" - названия, которые приезжему ничего не скажут о возможном местоположении станций. Но это исключения. В Лондоне или Нью-Йорке и их нет.

И глупо, когда названия станций ничего не говорят о своей географии не только гостям, но и жителям города. Более того, эти названия могут запутать. ОК, при желании станцию "Алмалы" можно "оправдать" тем, что район Алмалинский. Он, правда, площади нехилой, но кого такие мелочи волнуют? Хотя тут рядом и Театр оперы и балета, и Академия искусств, и улицы имени трёх батыров...

Едем дальше - станция "Абай" (пересечений Абая и Кунаева (Карла Маркса)) ещё куда ни шло. Хотя проспект Абая настолько длинный и в прямом смысле пересекает весь город, что можно было бы найти и более точную геопривязку.

Но что, например, делать с "Байконуром" на пересечении всё того же проспекта Абая и Байтурсынова? Одноимённый кинотеатр в другом конце города. Почему не "Дворец спорта" или "Стадион"? Кстати, официальное объяснение по поводу "Байконура" сногсшибательное - якобы название станции было дано ещё в советское время, а улица Байтурсынова тогда называлась Космонавтов...

"Загнанного" "Тулпара", как уже было сказано, по счастью, "пристрелили", заканчивается же первая очередь первой ветки станцией "Алатау" на пересечении Абая и улицы Гагарина. И в каком месте там "Алатау"?

К слову, на схеме второй очереди (в западном направлении - зелёный цвет, в северном - синий) фантазия уже не так бушует.

Blog post image

Выбивается из общего стройного ряда разве что станция "Молодёжная" (пересечение Абая и проспекта Алтынсарина ("Правды")) - есть идеи, почему её так назвали? В остальном же всё понятно. Пугает только, что названия эти предварительно-условные, и вполне возможно, кому-то покажутся впоследствии чересчур скучными...

Ну да вернёмся к нашему "путешествию к центру Земли". После станции "Алмалы", с которой я и отправился в ономастический разнос, идёт станция "Абай", где нас высадили - окончательно и бесповоротно.

Blog post image

Современная, ничего лишнего, светлая.

Тут же состоялось фотографическое увековечивание памяти о полезном и очень интересном мероприятии.

Blog post image

До финиша, кстати, добрались не все - в депо блогеров садилось значительно больше, но кто-то, видимо, пожелал переквалифицироваться в диггеры ))

И со словами "На волю, всех на волю!" герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе мы пошли выбираться на свет божий.

Blog post image

В финале нас ждала фантастическая картина. Лестница в небо. Самодвижущаяся. И, что немаловажно, работающая!

Blog post image

Подземная галерея - здесь будут располагаться магазинчики, самса и прочие донеры ) Один выход - на южную сторону Абая, к Сельхозу, UIB и КИМЭПу, другой - на северную. А пока тут бродит только призрак строителя метро ))

Blog post image

Финиш.

Blog post image

Blog post image

На этом культурная программа не закончилась и наиболее стойких и голодных блогеров в количестве семи штук повезли в институт "Метропроект", где не только напоили и накормили, но и провели лекцию в режиме "вопрос-ответ".

Квартирует "Метропроект" вблизи станции "Алатау" вот в таком скромном здании.

Blog post image

Резюме полученных полезных знаний из общения с директором "Метропроекта" Муратбеком Кульбаевым:

- Следующие на сдачу после "красной" ветки - станции "Сайран" (южная сторона водоёма, естественно) и "Молодёжная" "зелёного" направления (см. схему).

- Срок сдачи второй очереди ("зелёное" и "синее" направления) - 2017 год.

- Пути и станции по "синему" направлению будут наземными.

- Изначально "синее" направление заканчивалось на вокзале "Алматы-1", но акимат поставил задачу продлить ветку в Пятилетку.

- После этого начнётся строительство второй ветки ("красная", "зелёная" и "синяя" - суммарно одна ветка). Вот она пунктиром на карте. Снимал с проектора, так что качество не ахти.

Blog post image

- Нет, конечная станция справа по карте это, к сожалению, не аэропорт, а ЦПКиО. Вторая конечная - в "Орбите".

- Метро в аэропорт будет ходить уже, видимо, не при моей жизни. Тогда же поезда помчатся в Капчагай (вот на это я бы посмотрел).

- Интервал движения поездов составит в зависимости от времени суток 5-7 минут. Тут нужно уточнить, что в упоминавшемся пресс-релизе упоминаются 9 минут.

- В "Метропроекте" готовы к тому, что поначалу пассажиропоток в метро будет низким.

И напоследок о логотипе. Вот так он, кстати, выглядит на рукавах курток метростроевцев.

Blog post image

То есть, им уже снабжена униформа, украшен фасад нового здания ГКП "Метрополитен" (Гоголя-Панфилова), возможно, изготовлены указатели, таблички и прочая сопутствующая продукция. Мне этот логотип не кажется ни гениальным, ни уродливым. Он утверждён и запущен в производство. И мне совершенно непонятна истерика ниипаццо крутых дизайнеров и ценителей прекрасного по его душу.

Но ещё более непонятна вся эта затея с объявлением ТЕПЕРЬ конкурса на АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ вариант логотипа. Звучит как "конкурс для альтернативно одарённых". А выглядит - проявлением популизма, силы заднего ума (которым, как известно, всё крепки) и желанием потрафить толпе.

Для чего этот конкурс?

И если всё-таки кун-фу альтернативного логотипа окажется сильнее кун-фу логотипа утверждённого, то ещё некоторое количество бюджетных средств будет потрачено (читай - спущено в унитаз) на то, чтобы поменять старый логотип на новый?

А, "может, что-то в консерватории подправить?"

Ну и чтобы не на грустной ноте, тем более после столь увлекательного и интересного путешествия, закончу призывно-оптимистично: "Пользуйтесь услугами алматинского метрополитена!" )))

2