Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
03:20, 27 июня 2011

метод семи черновиков. дубль раз

к книгам, действительно для меня актуальным, всегда приводит цепь случайностей. совет человека, упоминание в журнале, внезапно оказавшийся том в домашней библиотеке.

по словам Кундеры, лишь случайность  может предстать пред нами как послание. лишь случайность о чем-то говорит нам.

некоторые события в моей жизни тому подтверждение, потому  думаю, что стоит обращать внимание и не проходить мимо.

небольшая аннотация к произведению, вступительные слова редактора и ты уже имеешь общее представление о главной мысли повести. вопрос в том, как это донесено до читателя, и сможет ли он разглядеть.

сюжет, как ни странно, интересовал мало, играя второстепенную роль.

с первых предложений, с первых слов хочется заглянуть «внутрь».  добраться до основания, увидеть остов.

главный герой произведения Иван Жилин приезжает в город, где бывал солдатом, представляясь литератором, желающим узнать местные нравы и жителей.

солнечный город, веселые туристы, море. жизнь прекрасна и удивительна. вот оно – напыление. и как заманчиво блестит.

настораживают  детали. указания гида, что главное - это получше питаться, веселиться и ни о чем не думать. обращает на себя внимание принесенный им путеводитель, «отпечатанный на меловой бумаге с золотым обрезом».

статистика гласит, что на пятьдесят тысяч человек приходится пятнадцать тысяч легковых автомобилей, шестьдесят тысяч телевизоров, пятьдесят кинотеатров. восемьдесят процентов населения занято в сфере обслуживания.

естественно,  каких еще данных ждать от путеводителя? но акцент изначально сделан на вещах. духовная жизнь населения никак не освещена. и есть подозрение, что она вообще отсутствует.

постепенно  перед главным героем открывается общество,  которое получило возможность удовлетворять все самые насущные потребности.  пища, кров, одежда. все счастливы? что еще требуется человеку?

скука. проклятая скука. общество эпохи изобилия изнасиловано бездельем и, следовательно, ненужностью людей самим себе. люди не понимаю друг друга, не понимают сами себя.

не выходит. странное чувство, слов становится все больше,  а изначальная мысль  отодвигается все дальше и дальше. забывается, под наплывом вступительной лирики. как от этого избавиться? вечный вопрос.  только практика?

люди пьют, уничтожают произведения искусства, «сосредоточенно углубляются в мир гастрономии», подвергают свою жизнь смертельной опасности.  в поисках развлечений.

легализированы и одобряются властями  грезогенераторы, в народе именуемые дрожкой.

но главное изобретение, которого жаждут и боятся – слег. волновая психотехника. прибор, который для каждого человека изобретет «иллюзорное бытие, яркостью и неожиданностью своей значительно превышающее бытие реальное»

важный момент. крещендо. главный герой видит весь ужас сложившейся ситуации. возможность заменить жизнь снами..какой жуткий соблазн.

интуитивно чувствуешь, что это ужасно, что это не выход. это не жизнь. но если бы меня спросили - почему? я бы не смогла внятно ответить и аргументировать.

ведь люди всем и силами стремятся к счастливой жизни? (опустим определение счастья). в теории это верно.

так не все ли равно какими средствами они этого достигают? предпочтут слег с придуманной реальностью? какая вам разница, это их выбор. разве не так?

какие доводы против? отвергнув реальность, они лишаются связей с обществом, личностями, останавливаются в развитии и в итоге их поджидает быстрая смерть от нервного истощения.  но это чужие лишения, чужая смерть. потеря для отдельной личности, не для человечества в целом.

но ведь «психический материал для создания ослепительного иллюзорного бытия поставляется самыми темными, самыми первобытными рефлексами». человек уподобится животному. в чем наше отличие от твари? верно, мораль. какая там уж будет мораль? пустой звук. или кто-то не против?

в таких сомнениях, я добралась до ключевого диалога/монолога главного героя. частично проливающего свет на все мои «почему». лично для меня – самый важный момент.

"Я стиснул слег в кулаке, подпер кулаком голову и уставился на парадный, с колодкой орденских ленточек пиджак Римайера, висящий на спинке стула. Вот так же, как я сейчас, он сидел, должно быть, в этом самом кресле несколько месяцев назад, и тоже второй раз держал в руках слег и приемник, и тот же теплый световой зайчик бродил по дну его сознания: ни о чем не надо беспокоиться, ведь теперь есть свет в любой тьме, сладость в любой горечи, радость в любой муке...

...Вот-вот, сказал Римайер. Теперь ты понял. Надо быть просто честным перед собой. Это немножко стыдно сначала, а потом начинаешь понимать, как много времени ты потратил зря...

...Римайер, сказал я. Я тратил время не для себя. Этого нельзя делать, просто нельзя, это гибель для всех, нельзя заменять жизнь снами...

...Жилин, сказал Римайер. Когда человек что-нибудь делает, он всегда делает это для себя. Может быть, и существуют на свете совершенные эгоисты, но уж совершенных альтруистов не бывает. Если ты имеешь в виду смерть в ванной, то, во-первых, в реальном мире мы все равно смертны, а во-вторых, раз наука дала нам слег, она позаботится и о том, чтобы слег стал безвреден. А пока нужна просто умеренность. И не говори мне о замене яви сном. Ты же не новичок, ты прекрасно знаешь, что эти сны тоже явь. Это целый мир. Почему же обретение этого мира ты называешь гибелью?..

...Римайер, сказал я. Потому что этот мир все-таки иллюзорен, он весь в тебе, а не вне тебя, и все, что ты в нем делаешь, остается в тебе. Он противоположен реальному миру, он враждебен ему. Люди, ушедшие в иллюзорный мир, погибают для мира реального. Они все равно умирают. И когда в иллюзорные миры уйдут все - а ты знаешь, этим может кончиться, - история человечества прекратится...

...Жилин, сказал Римайер. История - это история людей. Каждый человек хочет прожить жизнь недаром, и слег дает тебе такую жизнь... Да, знаю, ты считаешь, что и без слега живешь недаром, но сознайся, ты никогда так ярко и горячо не жил, как сегодня в ванне. Тебе немного стыдно вспоминать, ты не рискнул бы рассказать об этой жизни другим? И не надо. У них свои жизни, у тебя своя...

...Римайер, сказал я. Все это верно. Но прошлое! Космос, школы, борьба с фашистами, с гангстерами - что же, все это зря? Сорок лет я прожил зря? А другие? Тоже зря?..

...Жилин, сказал Римайер. В истории ничего не бывает зря. Одни боролись и не дожили до слега. А ты боролся и дожил...

...Римайер, сказал я. Я боюсь за человечество. Это же конец. Это конец взаимодействию человека с природой, это конец взаимодействию личности с обществом, это конец связям между личностями, это конец прогресса, Римайер. Все миллиарды людей в ваннах, погруженные в горячую воду и в себя. Только в себя...

...Жилин, сказал Римайер. Это страшно, потому что непривычно. А что касается конца, то он настанет только для реального общества, только для реального прогресса. А каждый отдельный человек не потеряет ничего, он только приобретет, ибо его мир станет несравненно ярче, его связи с природой - иллюзорной, конечно, - станут многообразнее, а связи с обществом - тоже иллюзорным, но ведь он об этом не будет знать, - станут и мощнее и плодотворнее. И не надо горевать о конце прогресса. Ты же знаешь, все имеет конец. Вот кончается и прогресс реального мира. Раньше мы не знали, как он кончится. Теперь знаем. Мы не успели познать всей потенциальной яркости реального бытия, может быть, мы и достигли бы этого познания через сотни лет, а теперь оно в наших руках. Слег дарит тебе восприятие отдаленнейших потомков и отдаленнейших предков, какого ты никогда не достигнешь в реальной жизни. Ты просто в плену одного старого идеала, но будь же логичен, идеал, который тебе предлагает слег, столь же прекрасен... Ведь ты же всегда мечтал о человеке с фантазией и гигантским воображением...

...Римайер, сказал я. Если бы ты знал, как я устал. Мне надоело спорить. Всю жизнь я спорю и с самим собой и с другими людьми. Я всегда любил спорить, потому что иначе жизнь - это не жизнь. Но я устал именно сейчас, и именно о слеге я не хочу спорить...

...Тогда иди, Иван, сказал Римайер.

Я вставил слег в приемник. Как и он тогда. Я поднялся. Как и он тогда. Я уже ни о чем не думал, я уже не принадлежал этому миру, но я еще услышал, как он сказал: не забудь только плотно запереть дверь, чтобы тебе не мешали. И тогда я сел.

...Ах вот как, Римайер! - сказал я. Вот как это было! Ты сдался. Ты плотно запер дверь. А потом ты писал лживые отчеты своим друзьям, что никакого слега нет. А еще потом ты, поколебавшись всего минуту, послал меня на смерть, чтобы я тебе не мешал. Твой идеал - дерьмо, Римайер. Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу - дерьмо. Именно так, Римайер. Так. Так... Я мог бы сказать тебе еще много, слегач. Я мог бы еще долго говорить о том, что не так просто вырвать из крови природное стремление каждого человека бороться с остановкой, с любой остановкой, со смертью, с покоем, с регрессом. Твой слег - та же ядерная бомба, только замедленного действия и для сытых. Но я не буду распространяться об этом. Я скажу тебе только одно: если во имя идеала человеку приходиться делать подлости, то цена этому идеалу - дерьмо..."

 

это и мой личный спор. настоящего, человеческого с рекламой, вещизмом. расширяющимся эгоизмом, ленью.

для всех ли слова Жилина являются вескими аргументами? в мире индивидуалистов, где слово «отдавать» второстепенно, где во главе стоит удовлетворение  собственных потребностей и «хорошая» жизнь? в мире, к которому уже привык.

но если я принимаю его позицию, соглашаюсь с доводами и не хочу уподобиться животному, то надо искать тому подтверждение в жизни.

вопрос: что я могу? что я могу сейчас? каковы мои силы

 
0
175
4