Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
3
07:52, 24 июля 2011

Мой Высоцкий

Blog post imageУ каждого свой Высоцкий. Человек, бесконечно многогранный, умевший для всех быть своим, писавший так просто, до кома в горле проникновенно, и до слез смешно об обычных людях, был и остается для целых поколений яркой звездой.

 

Он встряхивает мозги, попадает в сердца, он сегодня для многих – строгое мерило таланта и жизненной позиции. Высоцкий – серьезный воспитатель. Он не обманывает, не ругает, не насмехается. Он не навязывает свою точку зрения, он просто раскрывает свою душу. В каждой истории героев его стихов – он сам, открывающий такие дальние и глубокие мысли, что кажется невероятным, предрекающий будущее, что ты невольно думаешь: «Он и об этом знал!»

Ты передай Ему привет,
А позабудет — ничего, переживём:
Осталось нам немного лет,
Мы пошустрим и, как положено, умрём.

Вот и сбывается всё, что пророчится,
Уходит поезд в небеса — счастливый путь!
Ах! как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.

Blog post imageВ нашем доме было несколько пластинок с песнями Высоцкого, я слушала их иногда целыми днями. Сейчас я уже понимаю, какая это была мелочь – несколько пластинок, записанных с оркестром, из океана всего, что он мог и делал. Студийная запись под оркестр десятка песен, профессиональная аранжировка, а самое главное – причесанные тексты – то, что официально ему разрешалось. Немного. Мало. Очень мало. Ничто. Но разве я, маленькая, об этом думала? Нет, я просто восхищалась трогательной историей любви жирафа и антилопы, и на всю жизнь привязала себе фразу «жираф большой – ему видней». И точно знала, что «Сохранить здоровье чтоб — Применяйте, люди, обтирания!». Меня буквально завораживала картинка, нарисованная в песне «Лирическая» — мне казалось это сказкой.

Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

А как я переживала под песню «Ноль-семь». Мне – маленькой – передавался этот надрыв ожидания, и я злилась на неведомую телефонистку Тому, от которой зависело, соединится линия или нет, и почему-то думала, что она специально не дает поговорить двум влюбленным людям.

Любовь к горам, которые как на ладони были видны из окна нашей квартиры, подкреплялась песнями Высоцкого. Я смотрела на белые вершины, и мне казалось, что я вижу людей, взбирающихся на самый верх. И я точно знала, как узнать – кто настоящий друг, а кто просто так…

Если шёл он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!

Стремление вверх, желание достигать вершин и не останавливаться ни на миг – только потом, гораздо позже, я до конца поняла смысл некоторых строк, который тогда был туманен:

Весь мир — на ладони! Ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим — у которых вершина ещё впереди.

Это были пластинки, которые мы аккуратно складывали, оберегали от царапин. Их было так мало. А потом вышла пластинка с песнями Высоцкого, в его исполнении и в исполнении Марины Влади. И тут открылся совсем другой Высоцкий. Высоцкий, хорошо понимавший женщин, знавший их страхи и видевший их страсть.

Мы в высоких живём теремах —
Входа нет никому в эти зданья:
Одиночество и ожиданье
Вместо вас поселились в домах.

Потеряла и свежесть, и прелесть
Белизна ненадетых рубах.
Да и старые песни приелись,
И навязли в зубах.

Всё единою болью болит,
И звучит с каждым днём непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.

Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомлённых, нецелых — любых,
Лишь бы не пустота похоронных,
Не предчувствие их!

Blog post image

 

Глубокая преданность, готовность ждать, безоговорочно принять любимого человека – видимо такими качествами, по мнению Высоцкого, должна обладать женщина. И я ему поверила, однажды услышав это из уст Марины Влади.

И сейчас история ее любви к человеку, которого можно равно как боготворить, так и ненавидеть, как презирать, так и восхищаться им, потрясает каждый раз, когда думаешь об этом. Влади жалеешь и завидуешь ей одновременно. Разум подсказывает, что такая любовь была обречена, а сердце – что такая любовь – счастье, данное не каждому.

Чем она кончится – Высоцкий написал сам в одной из своих песен:

Нет — развилка как беда:
Стрелки врозь — и вот не здесь ты!
Неужели никогда
Не сближают нас разъезды?

Этот сходится, один —
И, врубив седьмую скорость,
Светло-серый лимузин
Позабыл нажать на тормоз.

Что ж, съезжаться — пустые мечты?
Или это есть кровная месть городам?
Покатились колеса, мосты...
И сердца. Или что у них есть ещё там?

А потом пластинки буквально хлынули – вышла серия «На концертах Владимира Высоцкого». Я сторожила каждый выпуск, сводила с ума продавщиц вопросом «Когда появится новая пластинка?» И продолжала бесконечно их слушать, выучивая наизусть. Шутливые, грустные, сатирические, лирические – такие разные, но всегда откровенные песни стали учебником жизни. Трудно сказать, какая песня стала самой любимой, но все они помогали, когда было трудно, когда приходилось делать выбор, когда казалось, что выхода нет. Для меня и сегодня самая главная песня надежды – «Белое безмолвие».

Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лёг ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь.

Какой энергией обладал Высоцкий, разве можно ее с чем-то сравнить и как-то измерить? Она невероятно сильная, бесконечная, потому что даже сейчас она не уменьшается. Его песни поют, перепевают, они доносятся из окон, из автомобилей, причем угадать, кто именно их слушает – невозможно. Потому что это может быть равно как молодая женщина, так и взрослый мужчина.

На вопрос «почему Высоцкий так рано ушел?» каждый отвечает по-своему, исходя из силы любви к нему. Я не могу представить его пожилым. Его желание ускорить свою жизнь, сумасшедший ритм работы, нежелание остановиться и не истязать себя – это не может сочетаться с тихой старостью. Но он такой, какой есть. Настоящий в настоящем.

Накренился я, гол, безобразен,
Но и падая — вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я: "Похоже, живой!"

Спасибо, что живой!

3