Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:30, 06 июня 2011

Магия денег

Но подавляющее большинство объектов, так сказать приуроченных к еврочемпионату, финансируются за средства налогоплательщиков. Сумма, в которую оценивается подготовка к Евро-2012, неоднократно пересматривалась то в сторону увеличения, то, напротив, урезалась. Но как бы то ни было, а чемпионат стал прекрасным инструментом для выбивания госфинансирования под те или иные объекты. Между тем, пришло время подводить итоги и оказывается, что терминалы аэропортов, дороги, мосты и транспортные развязки, которые строились под вывеской Евро-2012, уже не имеют к нему никакого отношения, а являются плановыми инфраструктурными проектами…
Как только в апреле 2007 года стало известно о том, что Украина и Польша победили в конкурсе на право проведения финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года, футбольные функционеры, политики и всевозможные эксперты принялись оценивать затраты, необходимые для проведения турнира в Украине. При этом звучали весьма оптимистичные прогнозы относительно зарубежных инвестиций под это спортивное мероприятие. Но закончился 2007 год, начался 2008-й, а никаких особых инвестиций наша страна так и не дождалась.
Зато где-то под конец 2008 года пришел кризис. Тем временем УЕФА не на шутку встревожилась ситуацией с подготовкой к чемпионату - обещаний от украинских чиновников было много, но вот готовность оставалась близкой к нулю. После того, как в УЕФА заговорили о возможном пересмотре места проведения Евро-2012, украинское правительство, наконец, взялось за дело и бросило на подготовку средства из трещавшего по швам госбюджета. В результате, к концу 2010 года мы, с одной стороны, окончательно убедили УЕФА в своей способности принять чемпионат, а с другой - были вынуждены констатировать, что основные расходы на подготовку к Евро-2012 легли на государственную казну.
В первой половине 2008 года Кабмин оценил затраты на Евро-2012 в 16 млрд. долл., что в гривне по курсу на тот момент составляло 80 млрд. грн. С началом мирового кризиса, когда украинское правительство пыталось за счет траншей МВФ хоть как-то снизить катастрофический дефицит госбюджета, вспоминать о таких суммах стало просто неприлично. Теперь перед нами стояла задача хоть по минимуму подтянуть спортивную и транспортную инфраструктуру к требованиям УЕФА. Но даже на это потребовались весьма серьезные по кризисным меркам средства. К тому же затягивание с реализацией ряда проектов привело к тому, что их строительство было переведено в авральный режим, что, естественно, повлекло за собой увеличение расходов.
Возьмем, к примеру, центральный объект еврочемпионата в Украине - НСК "Олимпийский". Стоимость его реконструкции изначально оценивалась в 1,5 млрд. грн., потом смета выросла до 2,1 млрд., а итоговая цифра, похоже, перевалит за 4 млрд. грн. Для сравнения, в Донецке за 1,5 млрд. грн. был построен новый стадион "Донбасс-Арена" и выполнены все работы в прилегающих к нему зонах. Может причина "экономичности" донецкого стадиона в том, что его строил частный инвестор, скрупулезно считающий собственные денежки, а в столичный стадион щедрой рукой всевозможных властей вбухивались бюджетные (читай - ничьи) средства.
В марте этого года Кабмин на 900 млн. грн. увеличил стоимость строительства терминала с автопаркингом в аэропорту "Донецк", более чем в полтора раза превысив предыдущую оценку этого объекта - 1 млрд. 261 млн. грн. В конце апреля правительство утвердило откорректированный проект реконструкции Львовского аэродрома, в котором общая сметная стоимость строительства увеличена более чем вдвое - до 2 млрд. 195 млн. грн.
При этом согласно последнему постановлению Кабмина объем финансирования Евро-2012 из государственного бюджета составляет 55,9 млрд. грн., из местных бюджетов - 5,3 млрд. грн., из других источников - 49,3 млрд. грн. Но где же взять недостающие 49,3 млрд. грн., приходящиеся на "другие источники"? Значит, недостающие средства придется привлекать за счет кредитов. Как известно, Национальное агентство по подготовке и проведению футбольного чемпионата Евро-2012 в апреле этого года разместило второй выпуск семилетних евробондов на сумму 690 миллионов долларов. В ноябре 2010 года Нацагентство уже провело один выпуск еврооблигаций на 568 млн. долл. для реализации инфраструктурных проектов к чемпионату. Таким образом, официально Украина с помощью евробондов привлечет 1 млрд. 258 млн. долл.
Еще в 2008 году Morgan Stanley выделил Укравтодору кредит в 930 млн. долл. на строительство автодорог опять-таки к Евро-2012. Если пересчитать эти заимствования по курсу доллара, существовавшему на момент их получения, то выйдет порядка 15 млрд. грн. Отнимем эту цифру от 49,3 млрд. грн. из "других источников" и получим чуть меньше 34,3 млрд. грн.
Если вспомнить о том, что в феврале этого года Президент Украины Виктор Янукович высказал надежду, что Украине удастся к Евро-2012 дополнительно привлечь около 35 млрд. грн. частных кредитных ресурсов, то все в принципе сходится. Кроме одного - кто предоставит эти кредитные ресурсы за оставшийся до чемпионата год и как успеть их освоить? С освоением у наших госчиновников проблем никогда не было, но тут все же речь идет о кредитах, а за их целевым использованием очень внимательно следят те, кто их предоставляет. Таким образом, выходит, что от части запланированных к Евро-2012 проектов Украине придется просто отказаться.
В комментарии УНИАН вице-премьер-министр Украины, министр инфраструктуры Борис Колесников подчеркнул, что ему уже надоело объяснять - подготовка к Евро-2012 - это фактически строительство двух стадионов в Киеве и Львове. Всего лишь, как оказалось. "Все остальное - не подготовка к Евро-2012, это развитие национальной инфраструктуры. Прямых расходов на Евро-2012 получается порядка 6 млрд. грн., это стоимость стадионов, а все остальное и так нужно было построить. Таким образом, чемпионат обойдется госбюджету в 650-700 млн. долларов", - отметил министр инфраструктуры.
Вместе с тем, говоря об объемах частных инвестиций, которые необходимы для развития инфраструктуры, он подтвердил цифру в 35 миллиардов гривен, озвученную Виктором Януковичем в феврале этого года. "С тех пор ничего не изменилось", - добавил вице-премьер-министр. Б.Колесников также отметил, что в рамках подготовки к Евро-2012 практически 100% строительства отелей было профинансировано за счет частных инвестиций. "Государство ни одной гривни на это не дало. Если собрать стоимость всех гостиниц, которые были построены к чемпионату, то эта сумма будет исчисляться в миллиардах и не гривен", - добавил он.
Колесников, конечно, не виноват в том, что начало реальной подготовки страны к Евро-2012 началось чуть ли не с двухгодичным опозданием. Нынешнему министру инфраструктуры пришлось иметь дело со штурмовщиной, к которой привела медлительность предыдущих правительств в практической реализации проектов. Видимо он прекрасно осознает, что эффект от подготовки к чемпионату для тех украинцев, которые не интересуются футболом, останется, мягко говоря, мало ощутимым, а значит стоит ограничить стоимость проекта сугубо спортивными объектами. Ведь понятно, что, продолжая оценивать подготовку к чемпионату десятками миллиардов гривен, нужно быть готовым доходчиво пояснить, на что они были потрачены.
Уже сейчас видно, что список объектов, реализованных к Евро-2012, будет выглядеть не совсем адекватно заявленному госфинансированию. Пара стадионов, реконструкция аэропортов, какие-то разрозненные транспортные развязки. Возможно, успеют организовать скоростное железнодорожное сообщение между городами, принимающими Евро-2012, но далеко не факт. Вот в целом и все. Так что время, когда Евро-2012 было для различных ведомств и организаций буквально паролем для получения денег из госбюджета, прошло. Возможно, поэтому так отчетливо прослеживается новое веяние во власти - вместо "все, что мы строим - мы строим для Евро-2012", сейчас достаточно внятно звучит "мы построили для Евро 2 стадиона, все остальное - это так, плановые инфраструктурные проекты". По крайней мере, такое впечатление создается от услышанного от ВИП-чиновников в последние месяцы.
Пожалуй, самым прискорбным для украинцев стал тот факт, что так и не получилось ударить футбольным чемпионатом по бездорожью. Совсем недавно тот же Борис Колесников признал, что к проведению футбольного чемпионата значительного улучшения состояния дорог не предвидится. "Вообще УЕФА не имеет таких жестких требований по дорогам... Протяженность Украины 1500 км и построить дороги за полтора-два года практически невозможно. Для этого надо иметь материальные ресурсы и все разговоры о концессии - сказки. В Украине нет рынка для создания платных автодорог", - подчеркнул Колесников.
Тут следует обратить внимание на то, как готовится к чемпионату наш партнер по его проведению - Польша. Сразу отметим, что по ряду позиций поляки оказались очень похожи на нас, у них практически такой же хаос в оценке общих затрат. Инвестиции в объекты прогнозировались в объеме 80-95 миллиардов злотых, фигурировала сумма 100 миллиардов. В 2010 году в Польше заговорили о резком уменьшении расходов, тогда звучала цифра 70 миллиардов злотых. В текущем году польское правительство заявило о том, что Евро-2012 обойдется Польше в 80 миллиардов злотых, что при нынешнем курсе составляет приблизительно 28,6 млрд. долл. Поляки, кстати, изначально заявляли, что потратят на подготовку к чемпионату в два раза больше чем Украина, и похоже идут с опережением плана. К 13,4 млрд. долл., которые заявил Кабмин, еще не хватает приблизительно 4,4 млрд. долл., это даже не половина польских инвестиций. В итоге же может оказаться, что украинские затраты на Евро-2012 составят лишь около трети польских. Тут, правда, огромную роль сыграет финансовая помощь Варшаве со стороны Евросоюза.
В то же время Польша, как и Украина, неоднократно увеличивала бюджеты строительства объектов к чемпионату. В частности, сумма на строительство стадиона в Варшаве выросла на 25% - до 1,5 миллиарда злотых. Были и такие проекты, от сдачи которых в эксплуатацию к началу Евро-2012 полякам пришлось отказаться. Так, строительство новой ветки метро в польской столице не будет завершено к Евро-2012. Власти города решили признать недействительными результаты тендера, согласно которому фирма-победитель была готова достроить метро в срок за 1,5 млрд. долл. Теперь новая линия метрополитена будет готова только к 2013 году, но зато стоить будет уже всего 1 млрд. долл.
Но если вернуться к вопросу строительства дорог, то тут нам до Польши далеко. Поляки нашли возможность улучшить свои магистрали. Генеральная дирекция дорог и автострад планирует до начала турнира построить около 1 тыс. км новых скоростных дорог. На начало 2010 года в Польше их было около 500 км. В Украине к скоростным можно отнести только около 280 км автотрасс - автомагистраль Киев-Борисполь и отдельные участки дороги Киев-Одесса (М-05). При этом состояние автодорог в городах милионниках, включая столицу, откровенно отвратительное, а как все надеялись, что к Евро-2012 ситуация хоть немного улучшится. Как говорится, "не судилось"…

0
182
1