• 63812
  • 27
  • 27
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ПО КАКОМУ ПУТИ РАЗВИВАТЬСЯ?

Даулет Ахметов

AES Kazakhstan,

вице-президент по связям с правительством

NB: Какова эффективность использования системного подхода, предполагающего анализ баланса спроса и предложения инфраструктуры на отраслевом уровне? В какой степени развитие инфраструктуры должно основываться на развитии конкретных отраслей?

Д.А.: На данный момент нет должной координации между государственными органами и бизнесом в решении проблем развития инфраструктуры Казахстана. Безусловно, в условиях рыночной экономики не нужно воссоздавать советский Госплан, важную роль в решении инфраструктурных задач должны играть бизнес-структуры, а государству достаточно ограничиться ролью дирижера, который координирует и создает условия для развития бизнеса.  Соответственно, баланс спроса и предложения на отраслевом уровне должен быть составлен при совместной работе бизнеса и государства (бизнес как реализатор проекта, а государство – как опора бизнесу для его развития). Сегодня же государство вместо роли дирижера оркестра пытается подменить весь оркестр.  Однако увеличение роли государства не сопровождается соответствующим увеличением государственных инвестиций в инфраструктуру, а частный бизнес не готов инвестировать при  неясных правилах в этом секторе.

NB: Каковы подходы к моделированию системы, включающей тарифную политику (оптимальный размер тарифа, предельный тариф)? Насколько велико ее влияние на развитие других отраслей и бизнеса?

Д.А.: В Казахстане нет независимого отраслевого регулятора, который бы нес полную ответственность за состояние  отрасли, поэтому тарифная политика в сфере регулирования естественной монополии превратилась в инструмент правительства для решения отдельных социальных (поддержка социально незащищенных групп населения) и макроэкономических проблем (как инфляция) в ущерб экономике инфраструктурного предприятия. Следствием такой тарифной политики стало плачевное техническое состояние отрасли. В дополнение к этому применение затратного  принципа тарифообразования с постатейным контролем за использованием средств не стимулирует эффективных методов управления. Директивные же методы управления  в условиях рыночной экономики снижают инвестиционную привлекательность отрасли и ограничивают  приток в нее частных инвестиций. Поэтому сейчас остро стоит вопрос полного реформирования системы государственного управления инфраструктурой  с внедрением новой долгосрочной тарифной политики.

К примеру, можно предложить тарифную формулу, по которой все затраты, неконтролируемые субъектом естественной монополии (налоги, товары и услуги, закупаемые по тарифам, утвержденным АРЕМ и правительством), должны автоматически включаться в конечный тариф. А затраты,  контролируемые операторами инфраструктуры, могли бы фиксироваться регулятором на определенном уровне в среднесрочной перспективе с правом перераспределения данных затрат внутри предприятия. Соответственно, созданный отраслевой регулятор должен перейти от микро- регулирования к макро- и от количественного – к качественному регулированию, включающему  повышение  качества обслуживания, степень надежности и безопасности.

Важным моментом  является высокий износ основных фондов, превышающий 80%. Инвестирование за счет включения в тариф амортизации при условиях такого износа основных фондов не даст никакого результата. Необходимы переоценка активов операторов и введение  в тариф дополнительных инвестиционных составляющих.  Это приведет к значительному повышению тарифа, к которому должны быть готовы все. Правительство должно учесть, что  вопросы социальной политики, инфляции, поддержки МСБ могут решаться и другими инструментами, а не тарифной политикой в ущерб инфраструктурным отраслям.

 

NB: Нужно ли рассматривать инфраструктурную отрасль в качестве бизнеса или же основы для развития других направлений бизнеса – операторы инфраструктуры должны быть государственными или частными?

Д.А.: На самом деле нет однозначного ответа относительно государственного или частного управления инфраструктурой. Нынешний финансовый кризис привел к доминированию государства в финансовом секторе многих развитых стран, в которых изначально участие государства было минимальным. Опыт скандинавских стран показывает, что государственная экономика может быть эффективной, но чаще  она становится тормозом в развитии экономики страны из-за уровня коррупции, бюрократических процедур и т.д. Вместе с тем   эффективная кооперация между государством и частным бизнесом (приведем успешный пример Китая) может стать сильным стимулом для быстрого подъема экономики.

 

NB: В какой мере  определение и внедрение системы показателей (индикаторов и рейтингов), позволяющих удовлетворить потребности разных групп клиентов касательно объема, качества и стоимости предоставляемых услуг, увеличат доступность инфраструктуры?

Д.А.: Увеличение доступности инфраструктуры в условиях Казахстана  заключается не в решении процедурных проблем, как внедрение индикаторов и рейтингов, и не в установлении новых правил или штрафов,  а в решении проблем технического характера, таких, как, например, увеличение генерирующих и распределительных мощностей с учетом модернизации существующих объектов и строительства новых. Все это требует значительных инвестиций, государственных либо частных.

 

NB: Каковы необходимые подходы в управлении операторов инфраструктуры и координации их деятельности с регулирующими органами?

Д.А.: Вопросами управления инфраструктурной отраслью должны заниматься независимые отраслевые регуляторы, как это и делается в мировой практике. Эффективность их деятельности заключается в независимости от краткосрочных правительственных задач, от социальной политики, а также  от сосредоточенности на перспективном развитии определенного инфраструктурного направления.

 

NB: Насколько эффективным будет создание центра ГЧП, одной из основных функций которого станут анализ, экспертиза и мониторинг общего и отраслевого инфраструктурного развития?

Д.А.: Конечно же, центр государственно-частного партнерства необходим. Он может быть сформирован на базе узконаправленного отраслевого регулятора, основными функциями которого  должны  стать долгосрочное и  среднесрочное прогнозирование и планирование инфраструктурного развития. На текущий момент, к сожалению, нет системного подхода в энергетике, поскольку отсутствует должная двухсторонняя связь между государством и бизнесом, и в первую очередь из-за отсутствия соответствующего государственного органа (независимого отраслевого регулятора).

© National Business №84 (2011)

national_business
Журнал «National Business» («Национальный Бизнес»). Издается с октября 2003 года. №1 ДЕЛОВОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ КАЗАХСТАНА National Business – казахстанский ежемесячный деловой журнал №1, настольное издание топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, владельцев бизнеса, decision-makers, ведущих представителей государственного и научно-образовательного сектора. Журнал охватывает наиболее образованную, экономически активную и состоятельную прослойку населения. Телефон редакции: +7 (727) 3121130, факс: +7 (727) 3121136, email: info@nb.kz
17 мая 2011, 23:53
487

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться зарубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение The University of Edinburgh и отправляется в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 10250
  • 9
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза или...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 3750
  • 13
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
вчера / 13:57
  • 2945
  • 3
Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Дело было летом 2012 года. Мне было почти 20 лет, жил я от сессии до сессии довольно весело. В голове машины, клубы, тёлки. Жизнь размеренная и неторопливая. Вдруг мне приходит в голову идея...
almatinec_92
28 нояб. 2016 / 16:57
О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

Сеть облетело очень символичное видео, где г-ну Султанову в ходе пресс-конференции прямо задают этот вопрос. «Вы советовались с народом?!» – спрашивают его журналисты. На что депутат так и не смог вразумительно ответить.
openqazaqstan
28 нояб. 2016 / 14:35
  • 3286
  • 15
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться. Она не...
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 2728
  • 11
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 2863
  • 12
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
вчера / 9:02
  • 2942
  • 86
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 2673
  • 19