Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
11:45, 17 мая 2011

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ - ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА (Интервью с Мухтаром Тайжаном)

Blog post imageМухтар Тайжан,

Taizhan Terminal,

президент

NB: Какова эффективность использования системного подхода, предполагающего анализ баланса спроса и предложения инфраструктуры на отраслевом уровне? В какой степени развитие инфраструктуры должно основываться на развитии конкретных отраслей?

М.Т.: Прежде всего должен быть решен вопрос модернизации общей инфраструктуры, включающей энергетику, транспорт, теплоснабжение, водное хозяйство, ЖКХ.  За последние 20 лет их износ, по официальным данным, достиг 80%. Более того, высокие потери в элетросетях, составляющие порядка 30% от всего объема транспортировки, усугубляют проблему доступности инфраструктуры. Соответственно, требуются  детальный анализ спроса и предложения мощностей базовой инфраструктуры, а также создание необходимых условий для эффективного развития бизнеса.

NB: Каковы подходы к моделированию системы, включающей тарифную политику (оптимальный размер тарифа, предельный тариф)? Насколько велико ее влияние на развитие других отраслей и бизнеса?

М.Т.: Конечно, при учете всех инвестиционных расходов на модернизацию основных фондов тариф должен быть повышен. Однако на сегодняшний день население и бизнес не «потянут» реальный тариф,  поэтому данную его составляющую  должно взять на себя государство. В настоящий момент есть два источника средств на эти цели.

Первый: пересмотреть налоговый режим для иностранных инвесторов в горнодобывающем секторе экономики. Соглашения о разделе продукции (СРП) должны быть изменены, как это было сделано в России. Необходимо перевести иностранные и национальные компании в единый налоговый режим. К примеру, добыча компании ТШО за прошлый год составила почти треть всей казахстанской, что говорит о колоссальных налоговых потерях для страны.

Второй: перераспределить финансовые средства проектов ПФИИР в первую очередь на реализацию инфраструктурных проектов. Основной упор дальнейшего развития страны должен быть сделан на инфраструктуру.

 

NB: Нужно ли рассматривать инфраструктурную отрасль в качестве бизнеса или же основы для развития других направлений бизнеса –  операторы инфраструктуры должны быть государственными или частными?

М.Т.: Инфраструктура – это база для развития всех других направлений бизнеса. Более того, большинство  инфраструктурных операторов являются субъектами естественных  монополий. Соответственно, они должны быть только государственными.

Ввиду того, что модернизация, строительство инфраструктуры предполагают большие капитальные вложения и  наличие длинных денег, этими вопросами должно заниматься государство посредством инвестиционной и тарифной политики.

 

NB: В какой мере  определение и внедрение системы показателей (индикаторов и рейтингов), позволяющих удовлетворить потребности разных групп клиентов касательно объема, качества и стоимости предоставляемых услуг, увеличат доступность инфраструктуры?

М.Т.: Проблема доступности инфраструктуры может быть решена только при устранении ее дефицита. Сегодня требуется полная модернизация инфраструктуры в течение ряда лет. Инфраструктурный запас с советских времен истекает, и есть высокая вероятность того, что страна может потерять эту основу развития экономики.

 

NB: Каковы необходимые подходы в управлении операторов инфраструктуры и координации их деятельности с регулирующими органами?

М.Т.: Система координации деятельности операторов инфраструктуры и регулирующих их органов выстроена правильно. АРЕМ как один из регуляторов достаточно эффективно справляется со своими функциями.

 

NB: Насколько эффективным будет создание центра ГЧП, одной из основных функций которого станут анализ, экспертиза и мониторинг общего и отраслевого инфраструктурного развития?

М.Т.: Государственно-частное партнерство прежде всего необходимо на уровне взаимодействия населения и государства. К примеру, деятельность министерств должна четко контролироваться парламентом, тогда  как последний   призван  напрямую изъявлять волю населения.

Создание же центра ГЧП  с целью дальнейшего развития инфраструктуры не будет достаточно  эффективным без решения основной проблемы – дефицита самого источника.

© National Business №84 (2011)

0
262
0