место в рейтинге
  • 204034
  • 2549
  • 279
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Алматинский метрополитен – притча во языцех!

Не знаю как вам, а мне уже не терпится прокатиться в нашем метро! Тем более, что одна из веток проходит аккурат под соседней улицей!))

В 2009ом  для одного кахахстанского интернет-ресурса, писала статью про Алматинский метрополитен.

За эти два года, конечно, многое изменилось (станции приобрели вполне презентабельный вид, если верить фотографиям).Но возникают другие вопросы, уже более глобальные в свете последних "трясущих" нас событий... Выдержит ли подземка землетрясение и насколько этот вид передвижения будет безопасным?

Надеюсь, нам на эти вопросы непременно ответят, даже могу догадаться как именно)) Тогда и инфоповод появится для написания новой статьи о метро... но пока выкладываю  архивный материал. Не запутайтесь в цифрах;)

Алматинский метрополитен – притча во языцех!

Будет в Алматы метро или нет? Наверное, на этот вопрос с уверенностью сможет ответить только следующее поколение казахстанцев, это если давать пессимистичные прогнозы, ну а если с головой удариться в оптимизм, то подземка в Южной столице должна была появиться еще в середине 2008го! Но на помощь пришел пресловутый кризис, в итоге и сроки вновь отодвинули, и финансирование сократили, правда опять дали обещание, что совсем скоро алмаатинцы «спустятся под землю». Вполне ожидаемая схема, при таком хрупком состоянии экономики страны.

Всякий раз, когда, речь заходит о строительстве алматинского метро, я пытаюсь прокрутить пленку назад, и понять, где все-таки была допущена ошибка, из-за которой нам всем так не хватает обещанного комфорта? Для этого, естественно, необходимо обратиться к истории.

Еще в 1975ом году впервые были представлены и обоснованы планы строительства метрополитена в Алматы.

Двумя годами позже, в 1977ом прозвучали обоснования проектирования монорельсовой дороги для города в качестве альтернативы метрополитену.

Уже в 78ом был утвержден Генплан застройки Алматы, куда включался и первый проект трассы. Началу строительства мешала на тот момент лишь одна вещь: правительство СССР решило раскошелится на метро в Алматы, только в том случае, если население города дорастет до миллиона. Что, собственно и произошло в 81ом –тогда был официально зарегистрирован миллионный житель.

В 83ьем -разработали и перепроверили целесообразность трассы, тогда же были предложены проекты дизайна станций.

Год 1988ой! Н. А. Назарбаев, находясь на посту председателя Совета министров КазССР, подписывает пакет документов по Алматинскому метрополитену.  Официально стройка стартует 7ого сентября  на станции «Райымбек».

Наступил 89ый, именно тогда был утвержден новый Генплан застройки Алматы, с учетом строительства метро и сноса зданий под строительство метро.

В 90ом вышеупомянутый Генплан потерял свою актуальность. Страны советов не стало. Испарилось и финансирование. Новому руководству уже независимого Казахстана в то время было совсем не до метро! Но отказаться от этой фееричной затеи было уже слишком поздно, ведь ее полное «истребление» понесло бы еще большие убытки! Амбициозные планы, несмотря на экономическую обстановку в республике, высшие чины продолжали строить…

Так в 1991ом году  смета строительства составила 457 миллионов рублей, для нужд метро было  снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома.

В 1995ом была проведена  комплексная экспертиза, в ходе которой выяснилось, что на строительство первой очереди метро понадобится 101млрд. тенге. А  потом наступило затишье, на целых шесть лет!

В 2001ом о метро вспомнили и взялись за переименование станций. Это согласитесь тоже важный пункт в строительстве, тем более, что государство на выделение средств явно не скупилось! Так, например, в 2005ом на продолжение строительства метро из гос. бюджета  было выделено 5 млрд. тенге, в 2006ом еще 18ть млрд  (из которых впоследствии изъято 40% на строительство автомобильных развязок), в 2007ом сумма увеличилась до 37ми млдр тенге (!!!) в 2008ом когда грянул мировой экономический кризис, с финансированием культового объекта строения стало совсем туго. Метростроевцы не получали свои кровные (как и в 90ые), сдача первой ветки опять откладывалась, алмаатинцы ухмылялись, мол, нас уже ничем не удивишь! Но надо отдать должное правительству (и налогоплательщикам, разумеется), еще 36 млрд.тенге, волшебным образом были найдены и направлены на завершение строительства. Которое, как известно, так и не закончилось.  В этом же году в связи с глобальной рецессией, правительство значительно урезало сумму, из необходимых 57 млрд тенге было выделено лишь 24 млрд, что, конечно, не может не сказаться на сроках сдачи первой линии метрополитена. По словам представителей  АО"Алматыметрокурылыс",  сроки будут перенесены на конец 1 полугодия 2010 года.

Напомню, что речь идет о первой линии метро, протяженность которой составляет 8,56 километров. Она состоит из 7-ми станций (4 из которых — глубокого заложения, остальные — мелкого). Линия проходит от пр. Райымбека в южном направлении под ул. Фурманова до пр. Абая и далее по нему в западном направлении до пр. Гагарина. На первой очереди будет обращаться 7 поездов по 4 вагона в каждом. Планируется, что интервал движения составит от 5 до 2,5 (в часы пик) минут. Средняя скорость поездов около 40 км/час. Время проезда по линии первой очереди будет 12 минут. Подвижным составом должны стать современные поезда производства южнокорейского концерна Hyundai со сквозным проходом и кондиционированием в салонах, режимом полного автоведения и другими особенностями. Как говориться, полный набор удовольствии.

И еще немного о приятном: на сегодняшний день практическое выполнение работ составило75 процентов, оставшиеся 25 - это строительно-монтажные, архитектурно-отделочные работы, а также вывоз грунтовых пород.

После всего, вышеизложенного, осталось подсчитать, сколько же денег было потрачено на самый масштабный и затяжной строительный проект Казахстана! За время пока метро строилось, его сметная стоимость выросла в десятки раз. Если в 1991 году этот показатель составлял 573 млн тенге, то сейчас ориентировочная стоимость проекта – 137,642 млрд тенге. Первую очередь метро оценивали то в 564 млн. долларов, то в 500 млн. По моим  скромным подсчетам, эта сума гораздо больше!

Вообще, за время строительства алматинского метрополитена, произошло немало удивительных,  подчас необъяснимых и в тоже время, вполне предсказуемых историй. Взять хотя бы апрельскую шумиху вокруг ареста главы АО «Алматыметрокурылыс» Мурата Укшебаева и двух руководителей ГКП «Дирекция строящегося метрополитена» Рината Абугалиева и Амира Галиева. Всех троих обвинили в хищении 120 миллионов тенге. В настоящий момент уголовное дело в отношении Укшебаева доследуется следственно-оперативной группой КНБ РК. Мера пресечения- подписка о невыезде. Чиновник вернулся на свой прежний пост. Остальных участников этого скандала постигла та же участь, разве что со своими должностями им все-таки пришлось распрощаться! Если этот эпизод был отчасти предсказуем (так всегда происходит, когда дело касается по-настоящему крупных сумм), то история, произошедшая 3 сентября 83го года, так и осталась для многих загадкой! Может быть, именно поэтому ее и причислили к городским легендам?!

«При строительстве тоннеля станции Раимбека был обнаружен объект, который светился и гудел. На следующий день выяснилось, что человек, нашедший этот объект попал в больницу и позже скончался. По официальной версии у этого молодого человека обнаружилась неизвестная болезнь. Через несколько дней прилетел вертолет. Из него вышли люди в белых халатах. Они выгрузили аппаратуру. При транспортировке из тоннеля этот объект вырвался из сейфа, в котором его перевозили. В небе повис огненный шар. Человек, который спрятал шар обратно в сейф трагически погиб на месте и от него пошёл странный дым. Вертолёт с неопознанным объектом улетел. Всех работников метростроя экстренно эвакуировали. Через пять минут над котлованом пролетели истребители. На следующий день у всех тех, кто был на объекте, волосы на голове выпали и появились язвы. Улетевший вертолет был сбит в Алтайском крае, истребители не успели.На месте котлована в течение пяти лет трава не росла, птицы, пролетая над ним, падали замертво, бродячие животные, забиравшиеся туда, тут же погибали. Там высокий уровень радиации. Объект строго охранялся».

Но в 1988 году, после того как ученые обследовали место, строительство возобновилось, а не началось, как сейчас говорят.

И все-таки, алматинское метро – миф или реальность? Этот вопрос я задала простым жителям южной столицы. Все говорили много, с воодушевлением, почти каждый считал нужным упрекнуть правительство в узаконенной коррупции, кто-то бросался эпитетами, типа «бездонная яма», «чистой воды грабеж», «махинация века» и пр. Но были и среди опрашиваемых, настоящие оптимисты, которые, несмотря на все трудности строительства, постоянно меняющиеся сроки сдачи, скандалы в рядах застройщиков, безоговорочно верят в то, что совсем скоро каждый горожанин, сможет узнать, что такое метро по-алматински!!!

Кстати, алматинский метрополитен должен стать первым метро в Казахстане, вторым в Центральной Азии (после ташкентского) и 16-тым или 17-м метрополитеном в СНГ.

в создании материала помогла Википедия

Ольга Федотова

фото с сайта: http://www.almatymetro.kz/

*** Напомню, что материал писался в августе 2009го.

6 мая 2011, 9:52
1421

Loading...

Комментарии

Метро , как много в этом слове !!!
:)
теперь это чисто имиджевый проект, также как и Азиада, и саммит ОБСЕ и прочее...
Ну поразвлекается народ пару месяцев, но сомневаюсь что потоки огромные будут ездить - направление не очень удобное.
MrTims
0
0
Думаю, если разработают нормальную схему движения наземного транспорта с привязкой к станциям метро, то и первая линия будет востребована.
Строить будут вторую очередь)))
А так, я слышал что метро может быть готов уже летом, но его хотят открыть именно в День Независимости)
Жду!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. А еще говорят что, все великие люди меняют судьбу своего народа. Так давайте узнаем больше о русских женщинах, навсегда изменивших жизнь...
Shala-Kazakh
17 февр. 2017 / 23:21
  • 34423
  • 81
Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Насобирал разных фотографий про наш город, из семейного архива. Фотографии не от сканированные, а пересняты на телефон. Давно хотел выставить, но не решался) Сейчас уже мы все поменялись, уже...
Ispanec
вчера / 11:05
  • 8118
  • 16
Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Среди моих знакомых есть одна милая девушка, она тоже молодая мама как и я. Очень открытая, видная, недавно вышла на работу. У нее счастливая семья и все, тьфу-тьфу, складывается хорошо.
Roza_pvl
19 февр. 2017 / 11:49
  • 5229
  • 43
Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Казахстанцы отдохнут около полумесяца в грядущем марте. В связи с праздниками в марте ожидается четыре дополнительных выходных дня. Первый, разумеется, выпадает на главный женский день в году, а...
Seattle
17 февр. 2017 / 13:20
  • 4543
  • 4
«Казахстанцы больше не смогут приобрести недвижимость за рубежом»

«Казахстанцы больше не смогут приобрести недвижимость за рубежом»

Так мог бы звучать заголовок этой публикации, откажись Европа, Турция, ОАЭ, США и другие от фундаментального права человека на имущество. Пост про то, кто заработает на поправках в Конституцию РК...
lyalusha
16 февр. 2017 / 14:45
  • 3694
  • 31
Секреты женского оргазма или Почему вокруг так много фригидных женщин

Секреты женского оргазма или Почему вокруг так много фригидных женщин

Просьба отключить режим высокой морали и узколобия, а внять советам, дабы сделать немножко счастливей и свою жизнь, и жизнь партнера. Всем уят! :D
kami_princesska
16 февр. 2017 / 11:39
Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Итак, по просьбам трудящихся и по крикам души коллективного бессознательного решила я написать пост на эту тему. Вводные данные: 1) нет имущества, которое можно продать для покупки собственного...
DanaJarlygapova
20 февр. 2017 / 16:17
  • 3538
  • 45
50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

Друзья, представляю вашему вниманию второго героя моей рубрики "50 бизнес-встреч с лучшими (по моей версии) предпринимателей Астаны за 100 дней" - Асхата Солтанова!
Kultursyn
20 февр. 2017 / 12:46
  • 3281
  • 15
Я не националист, но выйду замуж только за казаха. 22 факта обо мне

Я не националист, но выйду замуж только за казаха. 22 факта обо мне

Всем доброго времени суток! Поскольку сейчас долгожданные выходные, я болею и имею полное право ничего не делать за чашечкой горячего чая, то решила все-таки написать этакий скромный пост о себе...
Sserikyzy
18 февр. 2017 / 16:35