• 386386
  • 2634
  • 585
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Внедрение ERP – Идеальный шторм

Несколько месяцев назад мне предложили руководить проектом внедрения ERP.

Cправка. ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — Система планирования 
ресурсов предприятия) — это интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними
и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые,
материально-технические и человеческие ресурсы). Цель системы — содействие
потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри 
предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Wikipedia
 

 

Вступить в должность я должен был в момент фактического запуска проекта в промышленную эксплуатацию. Это один и самых трудных и ответственных этапов любого проекта. Специфика данного проекта была в том, что дедлайн запуска был не сдвигаемый, то есть проект нужно было запустить в определенную дату, без возможности переноса.

 

Краткое описание проекта
Система: Oracle eBusiness Suit, Oracle Hyperion
Срок проекта: 1 год, 3 этапа
Бюджет: $800K - $1 000K
Заказчик: Air Astana
Разработчик: BAS (25 человек)
Проектная группа: 20-30 человек, команда ИТ 6 человек
Бизнес функции: Финансы, Закупки, Склад, Бюджетирование и Планирование, Управление кадрами

Этот проект был интересным и полезным опытом для меня. Я вынес очень важные уроки, которые я постараюсь раскрыть в этом посте. Я не планирую обсуждать специфические технические решения и характеристики в этом посте. Моя задача поделится аспектами внедрения, которые обычно не описывают в презентациях, проспектах и книжках.

Готовимся к шторму

Вступить в должность менеджера проекта было не простой задачей, когда проект уже длился 7 месяцев. Многие ключевые проектные решения были уже приняты. Изменить их не было никакой возможности, а оспаривать и ставить их под сомнение не было никакого конструктивного смысла. У меня было 1.5 месяца, чтобы подготовится принять управление проектом.

С первых дней на проекте мне стало понятно, что надвигается идеальный шторм. Количество и масштаб изменений существующих бизнес процессов могли создать серьезный кризис в компании. Поскольку я не участвовал на начальном этапе проектирования системы, единственное, что мне оставалось делать, это подготовиться к неизбежному катаклизму как можно лучше. Мне как новому человеку на проекте в первое время самое важное было построить хорошие отношения с бизнес пользователями до того как наступят сложные времена. Я предположил, что во время кризиса налаженные коммуникации будут играть ключевую роль. Первые несколько месяцев я провел, тесно работая с конечными пользователями, помогая им освоить систему, проводил тренинги, предоставив работу над технической реализацией проектной команде.

Я считаю, что эта тактика сработала достаточно хорошо. В результате, во время запуска мне не раз приходилось просить бизнес пользователей сделать больше, чем они должны были и хотели делать. Тогда прочные отношения и коммуникации выручали не раз. В конфликтных ситуациях, я мог найти решения и договориться о компромиссах.

Люди это не просто элементы системы

Еще один урок, который я вынес из этого проекта – это важность человеческого фактора. Мы планировали разнообразные бизнес процессы, сложные схемы, иерархии, структуры. Практика показала, что люди это не просто элементы системы. Буквально в каждом случае приходилось принимать во внимание человеческий фактор. На этом этапе нужно было больше работать с людьми, договариваться, уговаривать, мирить, заступаться, и иногда даже пригрозить. Кроме того, люди могут болеть, уходить в отпуск, увольняться, ругаться, портить отношения, не понимать, отказываться учиться. В таких сложных проектах человеческий фактор должен учитываться на начальных этапах проектирования. К сожалению, во многих проектных методиках ничего не говорится об этом аспекте.

Люди это важнейший актив

Когда ключевые сотрудники уходят, компании несут большие потери и убытки. Когда же люди уходят из сложного и ограниченного по времени проекта, это усложняет внедрение в разы. В течение реализации проекта уходили ключевые сотрудники, которые проектировали целые модули системы. Потеря таких сотрудников создавала огромные черные дыры, которые не удавалось закрыть в течение нескольких месяцев и негативный эффект от их ухода ощущается до сих пор. Вопрос о том, как оценивать и удерживать ключевых сотрудников, это целая отдельная проблема, которая заслуживает отдельной дискуссии.

Конфликт менеджмент

Изначально, я четко определил роль для себя в этом проекте как проект менеджера - это создать все условия, чтобы проектная группа могла полноценно функционировать. На тот момент это была не работа над технической реализацией системы, а управление конфликтами и кризис менеджмент. Очень часто приходилось выступать переговорщиком или арбитром между разными бизнес подразделениями. При отсутствии прямых полномочий и формальных рычагов давления, приходилось договариваться и урегулировать конфликтные ситуации не формально. Возникали ситуации, когда заинтересованные лица могли общаться только посредством нейтрального посредника. Часто приходилось играть роль миротворца.

Сбой социотехнической системы. Момент истины

Самой большой проблемой, с которой я столкнулся во время работы - это сбой социотехнической системы.

Справка. Социотехнические системы - … подход к проектированию трудового процесса в аспекте взаимодействия 
человека и технико-технологических факторов труда. … термин относится к изучению взаимодействия
инфраструктурных элементов общества, предметных реализаций социума, с одной стороны, и человеческого
поведения, с другой стороны. Wikipedia
 

Технические проблемы возникают и решаются легче по сравнению с тем, когда отказывает социальная система. Усталость, непонимание, отсутствие коммуникаций, помножаются на технические проблемы, сложности системы и неопределенность. Все это может создать паралич социотехнической системы. В нашем проекте был такой момент, когда эмоции, чувства и терпение были на пределе, давление зашкаливало и заинтересованные стороны зашли в тупик. В данной ситуации кому-то важно сохранить самообладание и постараться найти точки соприкосновения, напомнить о главной миссии и важности проекта. К счастью, нам удалось преодолеть данную проблему, путем длительных переговоров и взаимных уступок.

Проектная команда

В таком сложном проекте важно иметь квалифицированную и мотивированную команду. Мне повезло, команда, с которой мне довелось работать состояла из настоящих профессионалов. В команде удалось создать атмосферу доверия и поддержки, которая помогала справляться со стрессовыми ситуациями и нагрузками. Кроме того в проектной работе очень важна мотивация сотрудников, поскольку нужно выдать результат в сжатый промежуток времени при ограниченных ресурсах. К счастью, каждый член проектной команды понимал важность проекта и их ключевую роль.

В целом этот проект был достаточно успешным. Известны негативные примеры внедрения подобных проектов, некоторые даже заканчивались крупными провалами. Конечно, до сих пор существуют трудности и проблемы, над которыми нужно работать. Но сейчас шторм прошел, кризис миновал.

Рустем Карымов rkarymov
Создатель проекта электронной коммерции www.airastana.com (2007), сооснователь интернет-магазина www.bff.kz. Болашаковец, MSc, MBA. Финансовый директор BCC-Invest.kz
28 марта 2011, 11:00
2784

Загрузка...

Комментарии

Очень интересно. Русеке ты не перестаешь меня удивлять! :)
спасибо. я реально стараюсь :D
xlbo
0
0
Спасибо, было интересно читать.
браво, Вот это Пост! У самого отец работает в Air Astana. всегда восхищался оснащенностью компании...и при этом жутко отстающем HR.
Да Эйр Астана отличная компания, жалко люди как-то не знают и не ценят что ли
Рустем, люди в ЭА разные. Скорее всего, не все знают всех сторон компании. Я с разными людьми в ЭА сталкивался, и не могу сказать что все "хорошие". А вообще, по опыту ERP-системы это блин всегда имхо катаклизмическое внедрение, либо нужен афигенный опыт и соответственно афигенная команда профессионалов (что сказывается на стоимости проекта:)) ) либо афигенное понимание между Заказчиком и Исполнителем, причем на всех уровнях, от юзеров до топ-менеджмента, что бывает очень редко :))
Ну не знаю. я какбэ долго проработал в ЭА. знаю что люди хорошие и компания правильная во многих смыслах. есть с чем сравнивать мне. а по поводу внедрения. могу сказать что была афигенная команда и нормальное понимание между заказчиком и исполнителем.
понимание - это блин ключ к успеху.
это общая проблема больших компаний. нельзя контролировать абсолютно всех сотрудников. кто с какой ноги встал, кому какая жидкость в мозг ударила и тд. все люди и не все идут работать только из-за того, что им нравится миссия и ценности компании. в основном люди зарабатывают деньги и им часто по барабану, что CEO видит свою компанию лучшей в мире по уровню сервиса.
правда, иной раз "Видение СЕО" регулируется конвертами (ссамизнаетечем), и это печально :))
Ну да при этом постоянно косяки с клиентами которых не предупредили о том, что их рейс отменили или перенесли )
я вас ждал =) думал уже, что не будет таких комментаторов!
у нас насколько я помню общая неприязнь или что-то похожее? Улан, этот дешевый сарказм, юмор и ижи с ними он как бы сказать, не крут. Вы это написали и у вас там где-то внутри ёкнуло от радости? Оффтопик, вы как-то написали что гарантия на ноутбуки эпл купленные в штатах тут не распространяется? Я правильно понял? Что если я закажу эпл макбук тут его гарантия не будет работать?
ребята я предлагаю вам стреляться на пистолетах - дуэль так сказать. только плиз не на моем блоге. мне холивар не нужен.
у меня ни к кому неприязни нет. все меняется - все развивается. покупайте в штатах - возите в любую страну. я не сервис-центр, мы даем официальную гарантию на свою продукцию, если вы о bff.kz а что касается вашего комментария, так он был предсказуем. всегда есть те, кто не зрит в корень.
Всегда есть те кто думает что видит дальше других. Вы зрите в свой Эирастановский корень потому что вам хочеться его видеть и вам он интересен, мне же достатно и верхушки несоответствия. Какое отношение к клиенту такая и компания. Торгаши самые дальновидные люди )
эй эй полегче. причем тут щас эйр астана. улан в эйр астане не работает для вашей информации. че то у вас все в голове смешалось. люди, кони. сами пришли на мой блог. натоптали. и еще все перепутали. не красиво как-то. не воспитанно.
я в аир астане не работаю, но также как и все попадал в ситуации с задержками рейсов. но я при этом понимаю, что лучше час-два-три опоздать, чем лететь в слепую. примеров печальных масса. если алмата в горах находится и там туман, то тут никак не вина компании. вот и все. а на счет того, что верхи низам не соответсвуют - я как раз об этом коммент и писал, что невозможно большой компании всех сотрудников контролировать. я думаю мы поняли друг друга и более оффтопить не стоит. тем более, что тема записи серьезная и совсем не о том, о чем мы тут пытаемся дискутировать. адьос, успехов!
"Вы зрите в свой Эирастановский корень" эта фраза не говорит что Улан там работает, я знаю где работает Улан, а где Вы. Читайте внимательно просто.
внимательнее читайте
@daniyarmax FYI модуль HR был внедрен самым первым с опережением графика, благодаря грамотно прописанным процедурам и бизнес-процессам. Так что я бы не стала уж называть отстающим)) всегда есть и будет, что развивать, но есть и чем гордиться. Рус, на очереди обучение и рекрутинг, мы готовы))))
Согласен с Сашей. HR одна из передовых и четко работающих команд в Эйр Астане. Редко встретишь такую сплоченную команду и отлаженную работу.
Zozma
0
0
по вертикали прочитал) думаю ты молодец ... самое главное это то что ты начал с коммуникации с понечными потребителями ... ведь для многих сап это что-то страшное (потому что туманное и далёкое) в результате откат назад из-за бойкота пользователей) Эйр Астана для меня надежный партнер, надеюсь так будет и дальше)
Спасибо. да принятие системы пользователями ключевой фактор для успеха системы. по вертикали это ты молодец. быстрое чтение?
Zozma
0
0
быстрое но много смысла теряется, оптимально по диагонали)) просто мне тема внедрения не очень близка, а вот то что ты преодолевал столько проблем понравилось ... когда дедлайн?
основной дедлайн как бы прошел уже. система полностью функционирует live так сказать. остался третий этап. но там не критические функции.
А каков был решающий фактор в выборе именно Oracle решения, нежели IBM?
был тендер. как всегда решали цена качество. вообще то IBM даже не было в списке. решали между SAP и Oracle. но это было до меня. в это время я был на учебе. пришел уже когда все было решено.
о-о, Хайперион :) это вещь вообще-то Хайперион был когда продуктом ИБМ, потом отделился, потом их купили Оракл удачи во внедрении!!!
Спасибо за ответ. Мне лишь интересно в каком масштабе ИБМ оперирует в КЗ. По последним репортам, Россия/СНГ приносит двузначные росты в продажах (как и остальные страны БРИК).
по IBM даже ничего не могу сказать. как то не сталкивался
Такие вещи, как правило даются с примерами, из общих слов непонятно, какие трудности и как Вам приходилось преодолевать.
Слишком много букофф. люди не читают такое в постах. практика показывает. планирую в будущем писать серию "истории менеджера". реальные проблемы. реальные решения. пока не готов, думаю как правильно сделать.
xlbo
0
0
Читают они "много букофф". Если написано нормально и по интересующим вопросам.
ну как то так получилось. учту в след раз. все не предусмотришь. кому-то общее подавай, кому-то детали. буду писать исчо если есть потребность.
Объемы и подробность постов зависит от того, кому вы адресуете свои посты. Я, например, с общими вопросами знаком, мне более интересны детали.
ну я как бы адресовал общей аудитории. ювижн все таки. не ERP digest. многие даже не знают что это такое. а по примерам и деталям, можно просто поподробнее пообщаться.
не, нормально. Просто если здесь на Юви...то с примерами ...заминусуют. А для тех, кто в теме и интересуется можно уже Вас отдельный заводить, свой. Думаю вам ест чем поделиться. Плюс хорошо читается и структурировано. Пишите еще
рахмет. так и хотел сделать. все равно забанили. потому что Air Astana написал. а мог бы просто описать в общем. просто думал все равно народ будет спрашивать подробности.
Очень интересно, был подобный опыт правда на позиции консультанта. Год это экстремально маленький период для такого. Мне интересно а консолидация была? И Сколько ДЗО было? И были ли у них одинаковые учетные системы? Или приходилось интегрироваться?
и конолидация была, интеграция с существующими системами, замена некоторых существующих систем. все как положено. ДЗО это что? Было около 150 extensions - доработки как базовому функционалу.
ДЗО это дочерняя компания. Т.е каков был периметр консолидации. А интеграция с 1С? Я так поняла что производства не было, правильно?
ДЗО не было. 1С не было у нас. другая финансовая система, которую заменили Oracle. Производства как такого нет. но большая часть работы по оперативной работе (самолеты, рейсы, ремонт, и т.д.)
Ясно=) спасибо за ответы. Было интересно. З.Ы а если не было дочек, то что консолидировали?
Может не так понял. много чего интегрировали. дочек слава богу нет. иначе бы кошмар еще больший.
Я имела ввиду консолидацию финансовой и управленческой отчетности дочек. воооот ну раз не было значит отлично. спасибо
Мы же сами как бы дочка самрука. с ними были проблемы. одна из причин почему дедлайн не могли передвинуть.
как участник проекта, хочу сказать, что ты лучшим образом скоординировал весь процесс, Молодчина! Читая статью, действительно понимаешь, (вспоминаешь), через что пришлось пройти )))
Спасибо Ассель. пользователи системы проделали огромную работу, показали удивительную дисциплину и желание достичь конечного результата.
здорово, теперь Вы можно сказать уникальный специалист, опыт внедрения ERP это неоценимый профессиональный опыт) Поздравляю!
Спасибо. я больше позиционировал себя как менеджера, который может вывести проект из сложной ситуации. без привязки к ERP или другой технологии.
впечатляет! осталось ощущение, что это такой солидный ,повидавший многое менеджер делится опытом с юными коллегами)) ну, в хорошем смысле это было сказано))))
спасибо. на самом деле я никакой не солидный. просто было что сказать. вот решил.
remnew
0
0
отличный пост, хотя некоторые ключевые моменты упущены.. точнее они не упущены, а недостаточно раскрыты, особенно в плане социотехнической системы.
хотелось много сказать и раскрыть. к сожалению не все помещается в одном посте, книгу писать пока нет желания. и многие вещи даже словами не передашь. только с опытом понимаешь.
Интересный пост, как буд-то вернулся в старые добрые.. по детальности - нормально, все же целью не было научить кого-то внедрению, так ведь.. Рахметсын!
Спасибо Вадим. я знал что ты поймешь о чем я тут :)
ET2005
0
0
интересно. Главный посыл поста - коммуникаций не может быть много, чем больше общения (с менеджментом, пользователями, исполнителями), тем цели становяться понятнее для всех и в итоге легче управлять проектом.
надо бы создать сообщество, где можно было бы подобный опыт (управление в целом и управление проектами в частности) обсуждать. я бы тоже пару примеров из своей практики скинул.
PS. Мне самому не нравится, когда используются американизмы в русском языке (типа ивент, кастомеры, консьюмеры), но не нашел на русском варианта для communication :-)
спасибо. да примерно это я и хотел сказать
nurma
0
0
а почему отказались от SAP, хочу несколько конструктивных причин, чтобы вы написали у нас в компании используется именно эта система нареканий пока не вызывает
к сожалению конструктивно ответить не могу. я не учавствовал в тендере и принятии решения. когда я пришел на проект. нужно было внедрять то что было.
Хороший пост. Компания тоже ничо так, я про ЭА. Ну косяков правда там порядком=) особенно с он-лайн регистрацией и бронированием мест=) А так все ОК!=)
Спасибо за лестные отзывы. Кстати систему онлайн бронирования и регистрации я тоже внедрял :) потом какое-то время руководил этим направлением, пока не уехал на учебу. по косякам нужно детально разговаривать. у нас там достаточно отзывчивая на критику и пожелания команда.
ET2005
0
0
единственный вопрос - почему система бронирования вся на английском?
почему на русском есть и на казахском. это обязательно у нас. нужно язык выбрать сначала на сайте. а потом бронироваться.
верно! как-то просмотрел выбор языка на самом сайте. :)
Да не. Мы вот тоже как товаришь снизу тоже давно он-лайн бронируем. Послднее время это вообще тихий ужас. Я когда с мамой летаю, прошу что бы ближе к выходу, и маме крайнее место. Ненавидит места посеридине. Так вот в чем прикол. Мы приходим на регистрацию практически одними из первых. Но нам говорят что все места забиты. И как всегда дают посередине. Вот это вот бесит уж если честно. А так все отлично. Ну с Трансаэро и скатом не сравнится..
ну там есть свои ньюансы. опять же надо детально разговаривать. кроме того я как бы не могу говорить за всю компанию. есть у нас механизмы как решать эти вопросы. идеально конечно не работают. но тут люди реально стараются.
ну дай бог) Просто в кассах на работе берем, нам говорят да все места забронировали. А на деле. Приходится сидеть опять на 28 месте возле тувалета)))
ET2005
0
0
все говорят про косяки ЭйрАстаны, но я что-то не помню, чтобы прям уж так все было плохо. покупаю билеты онлайн уже года два наверное, никаких нареканий не было.

под новый год правда задержали нас часов на 15 (правда тогда аэропорт Алматы вообще не принимал самолетов из-за тумана), но при первом же обращении была выплачена компенсация и возвращена стоимость гостиницы.
всё такое знакомое, знакомые концепции, то что нам вдалбливали по сто раз во время учебы, кажется таким common sense, а когда читаешь наглядные примеры, как у вас, понимаешь, что не зря этому училась
как практика показывает добится в проекте common sense самое сложное. обычно получается все исковерканное, сложное и непонятное, простым языком говоря через ж... :)
Хороший пост, в духе разных автобиографичных книг трампа-бренсона. Мне лично не хватило живых показательных примеров.
да я учту ваши пожелания. у меня вообще появилась идея написать что-то вроде истории менеджера. реальные проблемы, реальные решения, реальные ошибки. пока обдумываю как правильно подать.
Рустем, можешь ли ты сказать, что обучение зарубежом тебе сильно помогло в этом проекте. У меня сейчас похожая ситуация, но менеджмент скилс пока нету. Я получил степень бакалавра в прошлом году, и почти сразу дали вести проект. В данный момент мы сдвинули дедлайн и не первый раз. Причем последнее время он все двигается и двигается... :) Проблема заключается в том, что появляются вопросы по тех. части. Допрограммировать там тут и тд. Вот и думаю, я ли так наплашал как лидер, или же все же я не мог предвидеть такого поворота событий так как я не ИТшник.
Уверен, что образование мне помогло. У меня первая степень мастер IT, а вторая MBA. Так вот первая помогла мне быстро разобраться в технических проблемах, MBA степень помогла мне в вопросах менеджента и коммуникаций. Зачастую проблема многих ИТ проектов не в технических частях, а организации процессов и в целом работы проектной команды. советую отступить на пару шагов, и посмотреть на проект со стороны, что не так, какие самые больше проблемы. Есть ли возможность для оптимизации. Крысиные бега и постоянное залатывание дыр обычно приводят к плачевным результатам.
ET2005
0
0
если позволите, я прокомментирую
Есть такие понятия как Scope Creep и Scope Management. Первое - это когда в рамки проекта начинают проникать задачи или изменения, изначально не запланированные. Второе - соответственно метод борьбы с первым, то есть строгое контролирование того, что входит в рамки и задачи проекта, а что нет
scope creep (или точнее scope change) не обязательно плохо, если изменения вносятся осознанно и контролируемо, но чаще всего имеет негативный оттенок. Есть священный треугольник любого проекта - scope, schedule и cost. Изменения в одной из состовляющих обязательно повлечет изменения в других. сюда же нужно добавить качество как четвертую переменную или ограничитель.
то есть, отвечая на ваш вопрос - вы должны были как лидер контролировать все дополнения, согласоввывая их со спонсорами проекта. вроде так :)
отличный ответ!
Большое спасибо за тему и ответы. Очнь важно. Приму к сведению.
Кстати, Рустем А когда ты занимался проектом, ты был вовлечен только в него? или же помимо этого были другие повседневные работы? У меня возникают периоды, когда приходится отключаться от проектов практически полностью, из-за специфики бизнесса.
У меня тоже есть текучка, повседневная работа. но для этого проекта мы выделили максимум возможного времени, отложив все не приорететные задачи.
Как коллега коллеге позволю себе заметить, что такие слова как, бизнес-процессы и бизнес-пользователи и вообще все, что бизнес- пишется через дефис.
спасибо, учтем
Кстати пост очень напомнил кусочки из отчёта на степень IPMA, не оттуда случаем ноги растут? :-)
никакие официальные сертификации по прожект менеджменту я не проходил и не нужно это было. все взято из многолетней работы с ИТ проектами разной сложности и размеров. но конечно основные методики я изучал самостоятельно.
amirus
0
0
в избранное! Спасибо, Рустем!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться зарубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение The University of Edinburgh и отправляется в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 10934
  • 10
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза или...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 4595
  • 14
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 3903
  • 4
Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Дело было летом 2012 года. Мне было почти 20 лет, жил я от сессии до сессии довольно весело. В голове машины, клубы, тёлки. Жизнь размеренная и неторопливая. Вдруг мне приходит в голову идея...
almatinec_92
28 нояб. 2016 / 16:57
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 3971
  • 86
О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

Сеть облетело очень символичное видео, где г-ну Султанову в ходе пресс-конференции прямо задают этот вопрос. «Вы советовались с народом?!» – спрашивают его журналисты. На что депутат так и не смог вразумительно ответить.
openqazaqstan
28 нояб. 2016 / 14:35
  • 3611
  • 15
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться. Она не...
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 3037
  • 11
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 3230
  • 12
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 2879
  • 19