kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
8

Венгерский композитор, у которого поучиться бы казахстанским ура-патриотам, отцам семейств и музыкантам

Всю жизнь Белы Бартока, полную бесконечных творческих поисков и «изобретений», здесь не пересказать. Это не кайрат нуртас какой-нибудь. Однако, такую попытку предприняли устроители вечера в Филармонии имени Жамбыла. Экспозиция развернула вехи личной и  творческой жизни гения, начиная с раннего детства, когда он впервые, по его выражению, стал «тыкать» пальчиками в клавиши домашнего пианино. Хотя затруднительно вместить в себя такой исторический пласт за один раз, в сутолоке коктейля. Благо, каждый гость получил в подарок объёмистую брошюру с архивными фото, афишами, нотными листами, отрывками из переписки Бартока, мемуаров его окружения... Честь и хвала таким трудам! Возможно, венгерская миссия ещё продолжит праздновать памятный юбилей в этом году. Вот и в новом столичном Оперном отгремел концерт «Микрокосмос Белы Бартока».

Ну а на «знакомстве» с великим юбиляром в Алматы особо впечатлили три нюанса. Первый оказался хорошо знакомым лично мне. «Характерной чертой Белы Бартока можно назвать его стремление обучить, передать свой опыт, знания и развить тех, кто его окружал. Меня и мою сестру он познакомил с музеями и выставками, когда мы ещё были воспитанницами. Он научил нас различать звёзды по именам, показал, как следует препарировать собранных им жуков и бабочек, раскрыл передо мной и сестрой французских писателей: Флобера, Мопассана, Доде…», – вспоминала о своей юности Марта Циглер, ставшая женой композитора. «Я спросила, что было его первой мыслью, когда он получил телеграмму о рождении нашего сына Белы, он ответил со слезами на глазах: “Я сразу же подумал, что научу его читать”. Хотелось бы надеяться, что пожизненная страсть делиться знаниями хорошо знакома многим, кому выпало быть старшим по годам – в семье, среди друзей и коллег. Не всё ж планшетом с «машами и медведями» откупаться от любознательности родного чада.

 

Хотя Бела Барток больше известен как один из пионеров современной музыки, полжизни он положил на изучение народной музыки. В архаике гений видел естественность, «природные явления». Целое десятилетие 1910-х молодой тогда профессор Королевской академии музыки провел в походах по сельской глухомани, собирая фольклор. «Обычно он собирался в экспедицию по большим праздникам: на Рождество, Пасху, Троицу – в эти дни крестьяне были дома. Старался разыскать отдалённые от железной дороги деревни. – Делится в мемуарах Марта Циглер. – Свои первые записи народных песен он делал с помощью примитивного фонографа, который носил в рюкзаке. Крестьяне относились к нему с недоверием, ведь он был для них “господин”. Отношения становились свободными лишь после того, как композитор давал послушать исполнителям только что записанную песню. Они были счастливы, слыша свой голос». Барток оставил после себя собрание народных композиций из 3500 (!) румынских песен, 3000 (!) словацких и 2700 (!) венгерских, нескольких сербских и болгарских мелодий. И это – в реалиях «лоскутной» империи Габсбургов с раздиравшими её национальными и социальными противоречиями. С помощью примитивного фонографа. А можем ли мы похвастать подобными подвижниками и достижениями – за четверть века суверенного процветания? В наше-то «продвинутое» время, когда аудио можно записывать на самые примитивные мобилы, не говоря уже о куче профессиональной техники.

 

Третий парадокс продемонстрировала солистка филармонии Жанар Сулейманова, виртуозно сыгравшая на фортепиано всю концертную программу. В начале XX столетия Бела Барток и сотоварищи вынесли авангардизм на мировую сцену под знаменем доступности музыки для широких масс. Однако, вслушиваясь в знаменитое «Варварское аллегро», понимаешь, что широким массам понятным с ходу будет, например, «академический» Вивальди, нежели новатор Барток. Что, естественно, не умаляет ценность новаций великого пианиста. Но в отличие от того же Вивальди именно Бартока придется слушать, будучи хорошо подготовленным. Знать эпоху, в которую экспериментировал и которую отражал Барток. И когда представляешь перед собой как в старой кинохронике две мировые войны, великие революции и гражданские войны XX века, крушение «вечных» империй и возведение тоталитарных режимов, ты не то что вливаешься в эту музыку – она окатывает тебя волной. Судя по реакции зала, Венгерское консульство и наша Филармония умеют приглашать подготовленную и отзывчивую публику. Браво!

На фото портрет Бартока от его знаменитого современника – венгерского экспрессиониста Роберта Берени.