Мобильное правительство для Казахстана. Мировой опыт from Baku

Улан Каражигитов 2010 M12 2
2527
21
3
0

Как только нас разместили в бакинском ПаркХаяте, нам выдали конверты с именными приглашениями и программой конференции от TeliaSonera - "Мобильные технологии на службе общества" На второй день...

Как только нас разместили в бакинском ПаркХаяте, нам выдали конверты с именными приглашениями и программой конференции от TeliaSonera - "Мобильные технологии на службе общества"

На второй день пребывания мы приняли участие в этой самой конфе, которая прошла в большом и красивом здании, расположенном на берегу Каспия:

Конференция teliaSoneraФирменный стиль ивента был позитивным, красочным и где-то неформальным:

Все началось с краткой истории TeliaSonera и представления участников и спикеров (глав региональных компаний):

TeliaSonera - 5 в мире GSM-оператор
В Казахстане скандинавская компания представлена Kcell'ом и работает с  более чем 8 млн абонентами.
На конференции в Баку представители из 7 стран Kcell (Казахстан), Azercell (Азербайджан), Moldcell (Молдова), Ncell (Непал), Tcell (Таджикистан), Geocell (Грузия), Ucell (Узбекистан) делились своим опытом взаимодействия с населением в сфере мобильных услуг.

Основной тренд конференции - улучшение жизни людей и повышение эффективности бизнеса по средствам современных мобильных технологий. Телефонная связь и сотовые телефоны уже давно перестали быть исключительно аппаратом для звонков и SMS.

Больше всего меня заинтересовала тема "Мобильного правительства" (M-Government). Это концепция существует параллельно с Электронным правительством (e-gov) и дает больше возможностей для граждан при соприкосновении с социальными услугами, да и вооще с различными услугами - оплата проезда, поиск парковочного места и тд.

Это новая культура для населения - оплачивать услуги через телефон. Новая и очень удобная. Самая развитая страна в этом отношении - Эстония.

Использование мобильных сервисов в гос.секторе - медицине, образовании и прочих - это следующий шаг и для Казахстана тоже.


Мобильник, в отличие от компьютера всегда под рукой и может сделать жизнь казахстанцев еще легче, в плане общения с гос.органами и другими "бизнес-контрагентами" (назовем так тех, чьими сервисами/товарами/услугами мы пользуемся: такси, магазины, услуги автомойки и прочее).
Информации было достаточно много и она органично разбавлялась кофе-брейками под живую музыку и обедом. На фото я, yelikbayev и yerkin_uderbay :

Приведу несколько примеров, озвученных в ходе конференции TeliaSonera:
1. В горной местности Непала не так просто добираться от пункта А в точку Б. Большая часть населения в горном Непале занимается скотоводством. Для того, чтобы осуществлять сделки по купле-продажи скота продавцы и покупатели больше не проделывают сложные маршруты дабы увидеть товар лицом. Благодаря технологии 3G фермеры просто показывают бычков-коров через видео-звонок покупателю и тот выбирает нужный ему скот.

2. Теперь можно оплачивать проезд в общественном транспорте и в такси через SMS. Отправил SMS с нужным кодом - получил подтверждение и все. Оплата прошла. Не нужны наличные, не нужны карты, нужен только мобильник.

3В Узбекистане, Грузии и Азербайджане введены SMS-уведомления о результатах вступительных экзаменов. Вспомните очереди возле университетских стен во время вывешивания итогов ЕНТ и единственный в году ажиотаж вокруг КазПравды. Хорошо, если вы живете в том же городе, где и ЕНТ сдавали, а если нет, то это лишние расходы на проживание и иногда проживание всей семьей. А можно просто получить свой итоговый балл на телефон. Удобнее, не правда ли?

4. В Эстонии можно сообщать о неработающем фонаре или каком-то подозрительном человека через SMS в городские службы, получая обязательный отклик.

Примеров можно привести много. Очень хотелось бы увидеть в Казахстане реализацию мобильного правительства сразу же после или вместе с правительством электронным.
Радует, что наш премьер Масимов обращает на это самое пристальное внимание. Осталось направить его взор в действительно конструктивное русло, вместо поощрения импорта серых партий iPad и BlackBerry, которые в Азербайджане продаются абсолютно легально и стоят не так дорого как у нас.

Наш стол, кстати, был самым гаджетовым из всех остальных (yelikbayevulan, красавица и Samson :

Мобильная сеть в Казахстане есть везде. Даже там, где нет интернета. По численному охвату пользователей m-gov может дополнить e-gov за счет сел и аулов, где еще нет стабильного интернета. И это на мой взгляд более удобная технология для старшего поколения. Отправить SMS куда легче, чем получить ЭЦП в ЦОНе и разобраться с порталом egov.kz
По заверениям экспертов, 90% сервисов электронного правительства могут быть внедрены с помощью SMS.

Естественно, первый шаг в развитых странах делает правительство, создавая необходимую законодательную базу и остальные предпосылки для развития m-gov. Было бы отлично провести круглый стол с участием правительства, сотовых операторов и других заинтересованных лиц в Астане.

За 20 лет независимости мы привыкли, что можно расплачиваться платежными картами. Настало время платить через мобильные телефоны. Это легче, проще, доступнее и где-то даже безопаснее.

Примерно об этом и вещали все спикеры, делясь собственным региональным опытом:
Это целая отрасль, которая может дать Казахстану отличный опыт и развитие сопряженных технологий - защита данных, мобильные банки, разработка мобильных приложений и многое другое.
Самое главное, что ничего нового изобретать не предлагается, нужно просто адаптировать международный опыт.

В заключении предлагаю читателям ознакомиться с презентацией по м-говерменту в Эстонии.

P.S: Наш первый день в Баку в рассказе от меня и Самсона.

P.P.S: есть еще информация из Баку. ждите новых записей от меня, Самсона и Алишера!

Оцените пост

3

Комментарии

0
интересно там тарифы от сотовых операторов такие же грабительские, когда больше половины суммы уходит оператору и контент агрегатору? это и убивает все м-начинания в Казахстане как мне кажется. Например, заплатил таксисту 500 тенге за проезд, а ему реально достанется около 150 тенге. таксисту не выгодно. Кстати, по эстонии, после начала использования мобайл паркинга, уровень использования смс у них вырос в 30 раз, что очень выгодно операторам. надо снижать цены.
0
про тарифы не в курсе, но если будет интерес государства, то я думаю ситуация изменится. поэтому и писал, что первый шаг должно сделать правительство
0
вспомнил интересный пример о роли мобильного телефона, в частности СМС.
Бектур в записи о поездке в Таджикистан говорил ( bit.ly ) о памирских языках. Цитирую:

"Печатных изданий на памирских языках вообще жутко мало. И в школах они не преподаются.

Поэтому мы с ребятами с моего хорогского тренинга по новым медиа решили замутить Википедию на шугнанском языке – это самый большой из памирских, на нём от 60 до 100 тысяч человек говорит, причём и в Таджикистане, и в Афганистане.

Мы отправили официальный запрос в Википедию на открытие версии на шугнанском языке. Это может стать чуть ли не универсальным источником знаний на этом языке, который памирская молодёжь сможет читать через мобильники – они сейчас есть у всех."

На коммент:
"А у них какой алфавит? Арабский или кириллица?"
он отвечает:
"Это интересный вопрос. По идее кириллица. Но фактически её в повседневных делах не используют. Памирцы вообще в письменном виде своим языком пользуются, в основном, посылая СМСки. И со временем сложился очень устойчивый вариант памирского языка на латинице."

Мне кажется это намного интереснее, и проблема выживания языка важнее чем электронные правительства и прочее.
0
речь не идет о том, что важнее: выживание языка или удобство жизни.
я не упомянул о гео-тэггинге.
были озвучены примеры, когда людей находили в горах для оказания им помощи. находили благодаря GPS-приемникам и телефонам, которые были рядом с пострадавшими
0
хороший отчет, Улан, спасибо! с интересом прочитала и этот, и предыдущие посты :)
Показать комментарии