Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
09:49, 25 ноября 2010

Герольд Бельгер отвечает на вопросы

Blog post imageПризнаться, я рассчитывал на более существенные, глубокие вопросы по общественным, литературным, лингвистическим проблемам. Те вопросы, которые мне задали, показались мне несколько поверхностными, случайными. Тем не менее, постараюсь ответить серьезно и обстоятельно.

Почему казахов раньше, да и сейчас русские называют «чурками»?

Ответ очевиден. От невежества, бескультурья, нравственной глухоты, исторического тупизма.

К уничижительным кличкам прибегают, кстати, не, только, русские по отношению к другим этносам, но и разные этносы по отношению друг к другу. Чаще всего это происходит по инерции, по привычке, без злобы, хотя иногда элемент превосходства, шовинизма, высокомерия, агрессивности присутствует. В целом, по этой части все хороши. Приведу несколько примеров, ссылаясь на давнюю статью Андрея Семенова «Альбом для марок» («Дружба народов: № 8. 1995). Он описывает представление русского мещанства о других нациях.

Например, резкое неприятие евреев. Дескать, жидовское засилье. Все беды, мол, от них. О немцах бытует давняя дразнилка:

Немец-перец- колбаса- кислая капуста.
Съел селедку без хвоста
И сказал: «Как вкусно!»
(Вариант съел мышонка без хвоста»)

Татары в представлении русских- дворники старьевщики, князи, «шурум-бурум» «старьем- берем».

Есть частушка:
-Ох, ох, не дай бог
С татарами знаться-
Некрещеная душа
Лезет целоваться.

А что такое Туркестан в представлении давних русских? Это-«твоя- моя» ( в транскрипции Беимбета Майлина-«Тыбая-ымая»), калбиты, чурки, сарты, балашки.

И еще:
-Один верблюд идет,
Другой верблюд идет
Третий верблюд идет
Целый караван верблюдов идет.

Якуты? Еще хуже
Корейцы? Все шпионы
Китайцы? Желтые, нищие, очень их много. Главный революционер у них -Сук- ин- сын.
И о народах Запада бытовало среди русских уничижительное представление.
Немцы- колбасники, знай пиво дуют. Немцы разве, как русские работают? Немецкая точность. Немецкая техника. Немец ради порядка человека не пожалеет.
Французы? Лягушатники!
Итальяшки? Макаронники!
Таковы стереотипы, на которые указывает Андрей Семенов.

А вот частушка, которую я услышал мальцом в северном Казахстане:

Раньше казах был киргиз
Ел махан и пил кумыс.
А теперь он стал казах.
«Ойпырмай пропал Курсак».

Вообще исторически по части уничижения иных (разных «поганых половцев» и «нечистых») русские явно преуспели. «Чучмеки» «колбиты» «татарвы» «чурки» «немчура» «полячишки»-всех кличек и не упомнить. Подобные отголоски встречаются и сейчас. Но что это дико, глупо, некорректно и несправедливо, понимают все. Иноязычные, бывает тоже не остаются в долгу, называя русских белоухими («аккулак»), светлоглазыми («коккоз») «алкашами», «иванами»,и.т.д.

Все это, понятно, не красит ни тех, ни других. Все это омерзительно. Отмечу еще один факт. Я этнический, поволжский немец, и с семилетнего возраста оказался высланным в казахский аул. Меня никто не унижал, не оскорблял. Я был любимчиком аула, «сары бала», «кира» (от имени Гера) «айналайын». Казахи не позволяют себе унижать оскорблять сирых, униженных, изгоев.

Русская же ментальность иная. Мои двоюродные братья, сестры, очутившиеся в русских селах, с раннего детства только и слышали «фашист», «фриц», «Адольфик» и.т.д. В ауле я этого не слышал, а потому и вырос нравственно нормальным, не озлобленным, незатравленным.

Пишу об этом так обстоятельно по тому, что этот вопрос варьируется и дальше. Потому что решил расставить все точки над и. Вообще унижение какой бы то ни было нации –оскорбительно и нетерпимо. И принцип «Сам дурак»- отвратителен.

Спрашивают: Почему коверкаются названия городов?

Верно. Коверкаются. Испокон веков. На всех языках. Не вижу в том злой воли. Чаще всего иноязычные слова произносятся искаженно по фонетическому закону родного языка в соответствии с природной артикуляционной базой. То есть, как язык подвешен, как гортань построена. Потому русская «Москва» для немца «Москоу», для француза «Моску» для казаха «Маскеу». Кстати, казахи моих лет произносили: «Петирбор», «Орынбор», «Шеляби», «Омбы» «пыргауры»(приговор) «биргадир»(бригадир), «устол» (стол), Карым Маркыс (Карл Маркс), «Пыриндрик Енгелис» (Фридрих Энгельс) «Сенгурошке» (Снегурочка), «Суболиш» (Сволочь),и.т.д.

Англичанин произносит руссик слова так, что собственную фамилию не узнаешь. Германец не говорит: «Бельгер», а произносит «Бельга», казах- «Белгир».

Когда в годы войны женщина-казашка рожала в ауле, ее муж приезжал к моему отцу фельдшеру: «Белгир айда, баба мой бараншук таскаит боудет» т.е жена моя собирается производить ребенка («баранчука»).

Искаженные русские слова эффектно употребляют в своих произведениях Сабит Муканов, Беимбет Майлин, Шерхан Муртаза, Тынымбай Нурмаганбетов и многие казахские писатели. И я в своих романах прибегаю к этому приему.

Времена изменились. Народ пошел грамотный. Слова произносятся близко к оригиналу. Сближение орфоэпии и орфографии постепенно происходят всюду. И надо, чтобы, к примеру «Сибирь» произносили именно так, а не как Сыбыр, или «ЭС-сибири_ей».

Спрашивают: Почему в стране отсутствует идеология? Думаю, она все же присутствует. Только в это понятие вкладывают разный смысл? Гос язык, нажива, доллар, индустрия, инновации. Ну, а общей идеи, вдохновляющей всех, я не вижу. Пока.

Просят поделиться своим секретом – как заинтересовать молодежь учить казахский язык. Мой секрет связан всецело с усатым кацо по фамилии Джугашвили, по партийной кличке Сталин. Он оказался великим интегратором. Он одним махом выслал российских немцев, чечен, ингушей, корейцев, месхетинцев, крымских татар, карачаевцев, кумыков, хемшидов, и других неблагонадежных на его взгляд этносов и таким образом они почти все овладели казахским языком. А я и вовсе с семи лет рос в казахском ауле, окончил казахскую среднюю школу, читаю и пишу по-казахски. Вот и весь секрет. А молодежь должна испытывать нравственное неудовлетворение собой, подстегивать свой намыс, ощетиниться и назло всем чертям освоить родной язык. Иначе стыдно и унизительно жить на своей земле, в своей родной стране и лопотать на чужом языке, как изгой, как манкурт, как перерожденец. Ну а если нет такой потребности, то на кого перенять? А условия для овладения родным языком- кудайга шукир- с избытком. Для меня казахский язык, все казахское- мое существенное богатство.

Спрашивают по-казахски, мое мнение насчет прошлого и настоящего.

В своих статьях и интервью я не раз говорил о том, что живя среди казахов с 1941 года, то есть, почти семь десятилей, я вроде вправе позволить себе сравнение. Конечно, нация сделала большой цивилизационый скачок- в культуре, образовании, технологии, мироощущении, национальном самосознании. Все это очевидно, видно невооруженным глазом. Я не могу уподобляться поговорке, по которой «кормес туйени де кормес» или по русски « а слона-то я и не приметил». Изменения в народе за эти семьдесят лет произошли колоссальные. Но мне ближе и дороже аульные казахи военных и послевоенных лет. Мне они чудятся более добрыми, открытыми, щедрыми, добродушными, душевными, сейчас – опять таки на мой взгляд казахи стали более закрытыми, расчетливыми, предприимчивыми, порой бездушными, черствыми, то есть, в нравственном, сугубо человеческом отношении есть очевидные потери. Вероятно, это относится не только к казахам. Видимо, это отпечаток времени и меркантильных обстоятельств, которые разъедают девственную душу народа. Объяснять можно все на свете. О том еще Гегель говорил. Допускаю, что я не прав в своем ощущении. Но я ностальгирую по тем моим аулчанам, которые исподволь способствовали моему духовному становлению своей открытостью, сердечностью, искренностью, и простотой.

Спрашивают еще о причинах казахского национализма, выдавливающего, мол, всех кто не согласен лизать пятки.

Что тут можно сказать? Я вообще-то не воспринимаю национализм как некую бяку. Считаю, что здоровый национализм свойственен любому нормальному человеку. То есть, то, что казахи называют ултжанды- есть достоинство. Я, например болею и ратую за все подлинно немецкое. Мне это близко и дорого. И в таком смысле я немецкий националист. Это, понятно, вовсе не значит, что я скверно отношусь ко всему казахскому, русскому и прочему.

Отнюдь. Возвышая немецкое, я никак не унижаю, не принижаю все иноязычное. Таков мой штандтпункт, мое кредо. И думаю, это правильно. Здоровые националисты, таким образом мне по душе, а вот ограниченные, злобствующие, агрессивные, унижающие всех, кроме себя и своих, мне глубоко антипатичны, отвратительны. Мудрость : «Он конечно, негодяй, и подлец, но он – наш негодяй и подлец»-для меня никак не приемлема. Значит, пятколиз, какой бы он национальности ни был -существо мохнокрылое, мерзкое. Они всегда были. Всегда есть. Вероятно, всегда будут. Но это презренное племя, недочеловеки. Нищие. С таким вонючим национализмом боролся всегда и всюду беспощадно. Мне дорог и симпатичен казах, который предпочитает все казахское, но при этом не смущает, не унижает мою немецкую суть. Ну, а шовинизм всех мастей вызывает у меня гнев и ярость. Именно шовинизм рождает ползучий национализм.

Некто Асхат по-казахски выразил мне пожелание дожить до возраста Джамбула. Спасибо! Бирак, ол жаска алжымай жеткен абзал. Жить долго, понятно, не самоцель. Важно чтобы шарики в башке не заржавели.

Далее разговор идет о языке и о моем отношении к государственной программе по этой части. Гос. программа на бумаге хороша. И с трибуны Мажилиса звучит прилично. Но, на мой взгляд, это благие желания, оторванные от реальности. Боюсь, что и через десять лет мы окажемся на том же месте. Идея должна овладевать массами. К сожалению, этого пока не происходит.

Обратил внимание на знакомую фамилию –Ерасыл Абылкасымов. Помню этого экс- мажилисмена.

Человек он оригинальный, со своеобразной изюминкой, думает и выражается нестандартно. Разделяю его «невысокое» мнение о большинстве казахстанских писателей, и поэтов. В самом деле, кобинин кудай суйер кылыгы жок. Исключения редки. Главная беда многих- банальное подхалимство, попрошайничество, угодничество, личная выгода и прочий пендешилик. Разумеется, не все. Встречаются и подлинные азаматы-служители высоких идей.

Книгу почтенного Ереке я получил только на днях. Ознакомился бегло. Прочту ее зимой, когда из-за гололеда я окажусь под «домашним арестом». За добрые слова и пожелания спасибо. «Плетенье чепухи» продолжаю плести, на сегодняшний день написано 14 тетрадей (около 1400стр). Если заинтересуется, какой- либо издатель, хотел бы выпустить двухтомник «Чепухи». Авось, удастся когда-нибудь.

А рукопись Ереке я имею в казахском варианте.

Спрашивают, как я отношусь к тому, что Козлов выдвинул себя в кандидаты на пост президента РК и последовавшей провокации против него.

Отношусь двояко. Козлов-борец и политик. Видно, он при выдвижении себя в президенты руководствовался мотивами, непрозрачными для простых людей. С другой стороны, реальных шансов у него нема. Это все равно, что если бы я захотел стать испанским королем. Скорей всего, это тактика политической борьбы. И это можно понять.

А вот то, что некие не в меру ретивые патриоты прибегли к яйцометанию-глупо, дико, бескультурно. Чего в бутылку-то сразу лезть? Увы, таков уровень нашего общества. Собственного ума нет, вот и подражают дурному закордонному примеру. Казахам это не к лицу. Насколько мне известно, славные батыры прошлого в споре с оппонентами не прибегали к яйцометанию.

Я узнал об этом факте в тот же день и расстроился. Стало стыдно.

На следующий вопрос я выше ответил. С грамматикой –с орфографией, и орфоэпией- понятно, надо считаться. Нехорошо произносить иноязычные слова на свой салтык. А такие примеры мне известны:

-сен Катаяма- сеники Катаяма?

-Эндикот Джеймс- Енди кот жеймиз

-Бодуэн де Куртенэ-Бодененин Котени

-Салтыков –Щедрин Салтык Салтак Цедрин.

-Шолохов- Шолаков.

-Монтескье- Мантес кая.

Иногда это делается из озорства, иногда –по недомыслию. Что и говорилось, надо соответствовать просвещенному веку.

Спрашивают:

А) Что я думаю о переименовании Петропавловска?

Б) О создании Тюркского совета?

В) Об еще одном сроке Президента?

Думаю так:

А) В принципе я ничего не имею против: меня устраивает и Петропавловск, и Кызылжар. Я ведь вырос в том краю. И в том ауле, где я жил, и в его окрестных казахских аулах на берегу Есиля никто из местных жителей не говорил «Петропавловск» а говорил «Кызылжар». Должно быть, историческое, исконное название той местности было Кызылжар. Красный яр. Правда случалось, какой-нибудь местный грамотей говорил «Бедробабыл». Русские святые Петр и Павел (патша емес) никого не раздражали.

Теперь раздражают. К чему, дескать, нам они? Даешь Кызылжар! К чему нам Павла? Даешь Кереку! Мол, таково исконное название городка. Одни толкуют: искажение от Коряково. Был, дескать, такой купец.

Кто-то объясняет: Кереку- исконно тюркское слово (от кереге- нижней решетки юрты)

Я вообще не большой сторонник переименований (особенно поспешных, необоснованных). Мне больно от того, что все немецкие названия на Волге, распустив Автономную Республику немцев Поволжья, в 1941 году в одночасье перекрестили на русский лад. Мне не по душе, что Кинесберг как бы в насмешку переименовали в честь серого, невзрачного «всесоюзного старосты», Теке сакала (по меткому определению Джамбула) Калинина в Калининград. Так что я в состоянии понять казахов. Однако не считаю это главной проблемой дня. Есть на сегодня дела поважнее. Так пусть казахи говорят: «Кызылжар», а русские- Петропавловск. Лишь бы город процветал, жил мирно, дружно и сытно.

Придет срок – и все решится само собой, без натуги, ора и крика. Это примерно как с вождем пролетариата. Наступит время и его тихо – мирно вынесут из Мавзолея и предадут земле. «Торопыга не надо» – в шутку в таких случаях говорил покойный Ануар Алимжанов.

Б) Мне не ясны цели и задачи тюркского совета. Я вообще-то несостоявшийся тюрколог. Я ратую со студенческих времен за духовное единство тюрков, их культуры. Так что, скорее, склонен поддержать тюркский совет, надеясь, что у него высокие, прогрессивные мотивы.

В) Еще один срок нашего президента-при всех его лидерских качествах и достоинствах- считаю некорректным. Скептически отношусь и к выражению: «Назарбаеву альтернативы нет!». что это за страна и что это за народ, если нет единственному человеку Альтернативы? Политику всегда есть альтернатива.

Альтернативы нет только Льву Толстому, Пушкину, Ауэзову, Бетховену, и.т.д.

Серьезную проблему поднимает читательница Мария: «Могли бы вы донести до издателей книг и писателей, что есть острая нужда в доступности книг на казахском языке для читателей, пользующихся интернетом».

Я- писатель предельно старомодный. Я не дружу ни с компьютером, ни с интернетом. Понимаю, что это глупо. Но понимаю, что и Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и Манн, и Ауэзов творили вполне успешно без этой технологии. Для меня унизительно уставится в монитор, и водить «Мышкой». Меня это раздражает и поднимает давление. Я чувствую себя зависимым от какой-то железки. Поэтому как древний старец шкрябаю пером, лежа на диване. А с компьютером в ладу мои дочь, внук, и правнучка. Ну и ладно.

Знаю, хвастаться тут нечего. Отсталый, неспособный человек. Несовременный. Но ничего с собой поделать не могу. Нет у меня ни сил, ни времени высиживать часами у компьютера. А в интернете- убедился -слишком много вздора, чепухи, бестолочи, мусора, пыли, поверхностного, случайного. Я и телевизор стараюсь не смотреть. Это абсолютно дурацкая затея. И мобильником не пользуюсь. Поражаюсь, как обходились без всего этого Гомер, Шекспир и Гете.

Но то, о чем пишет Мария- серьезная проблема. Этот недостаток, эту инерцию надо устранить. Буду убеждать издателей и писателей.

И еще эта читательница благодарит меня за книгу «Созвучие: Гете, Лермонтов, Абай» и желает мне хорошего здоровья.

Я тронут. Искренне спасибо!

Еще один вопрос задан по-казахски, но сформулирован не очень ясно, косноязычно. По слухам, вопрошает некто, кое-кто стал опасаться казахов. Может страх внушают слова типа «Я- казах»? Может, боятся, что за словом последует дело? Ей – ей, не понял о чем речь и на что намекает вопрошающий.

Я считаю: «Я – казах!»-это звучит гордо и достойно. Давно пора казаху очнуться, встрепенуться, и показать всему миру, на что он способен, какие гипотетические таланты в нем дремлют.

Бояться, опасаться абсолютно некого и нечего. Казах должен раскрыть себя максимально. Для этого он и строит новое общество, новое государство. Надо, чтобы звучали громкие слова, а за ними последовали великие деяния. В этом суть. Я –«За»!

На этом иссякли вопросы и мои ответы. Всех благодарю.

Обзор казахской прессы

0
2972
6