• 123693
  • 416
  • 16
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Герольд Бельгер отвечает на вопросы

Признаться, я рассчитывал на более существенные, глубокие вопросы по общественным, литературным, лингвистическим проблемам.  Те вопросы, которые мне задали, показались мне несколько поверхностными, случайными. Тем не менее, постараюсь ответить серьезно и обстоятельно.

Почему казахов раньше, да и сейчас русские называют «чурками»?

Ответ очевиден. От невежества, бескультурья, нравственной глухоты, исторического тупизма.

К уничижительным кличкам прибегают, кстати, не, только, русские по отношению к  другим этносам, но и разные этносы по отношению друг к другу. Чаще всего это происходит по инерции, по привычке, без злобы, хотя иногда элемент превосходства, шовинизма, высокомерия, агрессивности присутствует.  В целом, по этой части все хороши. Приведу несколько примеров, ссылаясь на давнюю статью Андрея Семенова «Альбом для марок» («Дружба народов: № 8.  1995). Он описывает представление русского мещанства о других нациях.

Например, резкое неприятие евреев. Дескать, жидовское засилье. Все беды, мол, от них. О немцах бытует давняя дразнилка:

Немец-перец- колбаса- кислая капуста.
Съел селедку без хвоста
И сказал: «Как вкусно!»
(Вариант съел мышонка без хвоста»)

Татары в представлении русских- дворники старьевщики, князи, «шурум-бурум» «старьем- берем».

Есть частушка:
-Ох, ох, не дай бог
С татарами знаться-
Некрещеная душа
Лезет целоваться.

А что такое Туркестан в представлении давних русских? Это-«твоя- моя» ( в транскрипции Беимбета Майлина-«Тыбая-ымая»), калбиты, чурки, сарты, балашки.

И еще:
-Один верблюд идет,
Другой верблюд идет
Третий верблюд идет
Целый караван верблюдов идет.

Якуты?  Еще хуже
Корейцы? Все шпионы
Китайцы? Желтые, нищие, очень их много. Главный революционер у них -Сук- ин- сын.
И о народах Запада бытовало среди русских уничижительное представление.
Немцы- колбасники, знай пиво дуют. Немцы разве, как русские работают? Немецкая точность. Немецкая техника. Немец ради порядка человека не пожалеет.
Французы? Лягушатники!
Итальяшки? Макаронники!
Таковы стереотипы, на которые указывает Андрей Семенов.

А вот частушка, которую я услышал мальцом в северном Казахстане:

Раньше казах был киргиз
Ел махан и пил кумыс.
А теперь он стал казах.
«Ойпырмай пропал Курсак».

Вообще исторически по части уничижения  иных (разных «поганых половцев» и «нечистых») русские явно преуспели.  «Чучмеки» «колбиты» «татарвы» «чурки» «немчура» «полячишки»-всех кличек и не упомнить. Подобные отголоски встречаются и сейчас. Но что это дико, глупо, некорректно и несправедливо, понимают все. Иноязычные, бывает тоже не остаются в долгу, называя русских белоухими («аккулак»), светлоглазыми («коккоз») «алкашами», «иванами»,и.т.д.

Все это, понятно, не красит ни тех, ни других.  Все это омерзительно. Отмечу еще один факт.  Я этнический, поволжский немец, и с семилетнего возраста оказался высланным  в казахский аул. Меня никто не унижал, не оскорблял.  Я был любимчиком аула, «сары бала», «кира» (от имени Гера) «айналайын».  Казахи не позволяют себе унижать  оскорблять сирых, униженных, изгоев.

Русская же ментальность иная.  Мои двоюродные братья, сестры, очутившиеся в русских селах, с раннего детства только и слышали «фашист», «фриц», «Адольфик»  и.т.д. В ауле я этого не слышал, а потому и вырос нравственно нормальным,  не озлобленным, незатравленным.

Пишу об этом так обстоятельно по тому, что этот вопрос варьируется и дальше. Потому что решил расставить все точки над и. Вообще унижение какой бы то ни было нации –оскорбительно и нетерпимо. И принцип «Сам дурак»- отвратителен.

 

 

Спрашивают: Почему коверкаются названия городов?

Верно. Коверкаются. Испокон веков. На всех языках. Не вижу в том злой воли. Чаще всего иноязычные слова произносятся искаженно по фонетическому закону родного языка в соответствии с природной артикуляционной базой. То есть, как язык подвешен, как гортань построена. Потому русская «Москва» для немца «Москоу», для француза «Моску» для казаха «Маскеу». Кстати, казахи моих лет произносили: «Петирбор», «Орынбор», «Шеляби», «Омбы» «пыргауры»(приговор) «биргадир»(бригадир), «устол» (стол), Карым Маркыс (Карл Маркс),  «Пыриндрик Енгелис» (Фридрих Энгельс)  «Сенгурошке» (Снегурочка), «Суболиш» (Сволочь),и.т.д.

Англичанин произносит руссик слова так, что собственную фамилию не узнаешь. Германец не говорит: «Бельгер», а произносит «Бельга», казах- «Белгир».

Когда в годы войны женщина-казашка рожала в ауле, ее муж приезжал к моему отцу фельдшеру: «Белгир айда, баба мой бараншук таскаит боудет»  т.е жена моя собирается производить ребенка («баранчука»).

Искаженные русские слова эффектно употребляют в своих произведениях Сабит Муканов, Беимбет Майлин, Шерхан Муртаза, Тынымбай Нурмаганбетов и многие казахские писатели. И я в своих романах прибегаю  к этому приему.

Времена изменились. Народ пошел грамотный. Слова произносятся близко к оригиналу.  Сближение орфоэпии и орфографии постепенно происходят всюду.  И надо, чтобы, к примеру «Сибирь» произносили именно так, а не как Сыбыр, или «ЭС-сибири_ей».

 

 

Спрашивают: Почему  в стране отсутствует идеология? Думаю, она все же присутствует. Только в это понятие вкладывают разный смысл? Гос язык, нажива, доллар, индустрия, инновации. Ну, а общей идеи, вдохновляющей всех, я не вижу. Пока.

Просят поделиться своим секретом – как заинтересовать молодежь учить казахский язык. Мой секрет связан всецело с усатым кацо по фамилии Джугашвили, по партийной кличке Сталин. Он оказался великим интегратором. Он одним махом выслал российских немцев, чечен, ингушей, корейцев, месхетинцев, крымских татар, карачаевцев, кумыков, хемшидов, и других неблагонадежных на его взгляд этносов  и таким образом они почти все овладели казахским языком.  А я и вовсе с семи лет рос  в казахском ауле, окончил казахскую среднюю школу, читаю и пишу по-казахски. Вот и весь секрет. А молодежь должна испытывать нравственное неудовлетворение собой, подстегивать свой намыс, ощетиниться и назло всем чертям освоить родной язык. Иначе стыдно и унизительно жить на своей земле, в своей родной стране и лопотать на чужом языке, как изгой, как манкурт, как перерожденец. Ну а если нет такой потребности, то на кого перенять? А условия для овладения родным языком- кудайга шукир- с избытком.  Для меня казахский язык, все казахское- мое существенное богатство.

 

 

Спрашивают по-казахски, мое мнение насчет прошлого и настоящего.

В своих статьях и интервью  я не раз говорил о том, что живя среди  казахов с 1941 года, то есть, почти семь десятилей, я вроде вправе позволить себе сравнение. Конечно, нация сделала большой цивилизационый скачок- в культуре, образовании, технологии, мироощущении, национальном самосознании. Все это очевидно, видно невооруженным глазом. Я не могу уподобляться поговорке, по которой «кормес туйени де кормес» или по русски « а слона-то  я и не приметил».  Изменения в народе за эти семьдесят лет произошли колоссальные. Но мне ближе и дороже аульные казахи военных и послевоенных лет. Мне они чудятся более добрыми, открытыми, щедрыми, добродушными, душевными, сейчас – опять таки на мой взгляд казахи стали более закрытыми, расчетливыми, предприимчивыми, порой бездушными, черствыми, то есть, в нравственном, сугубо человеческом отношении есть очевидные потери. Вероятно, это относится не только к казахам. Видимо, это отпечаток времени и меркантильных обстоятельств, которые разъедают девственную душу народа.  Объяснять можно все на свете.  О том еще Гегель говорил. Допускаю, что я  не прав  в своем ощущении. Но я ностальгирую по тем моим аулчанам, которые исподволь способствовали моему духовному становлению своей открытостью, сердечностью, искренностью, и простотой.

 

 

Спрашивают еще о причинах казахского национализма, выдавливающего, мол, всех кто не согласен лизать пятки.

Что тут можно сказать? Я вообще-то не воспринимаю национализм как некую бяку. Считаю, что здоровый национализм  свойственен любому нормальному человеку. То есть, то, что казахи называют ултжанды- есть достоинство.  Я, например болею и ратую за все подлинно немецкое. Мне это близко и дорого. И в таком смысле я немецкий националист. Это, понятно, вовсе не значит, что я  скверно отношусь ко всему казахскому, русскому и прочему.

Отнюдь. Возвышая немецкое, я никак не унижаю, не принижаю все иноязычное. Таков мой штандтпункт, мое кредо. И думаю, это правильно. Здоровые националисты, таким образом мне по душе, а вот ограниченные, злобствующие, агрессивные, унижающие всех, кроме себя и своих, мне глубоко антипатичны, отвратительны.  Мудрость : «Он конечно, негодяй, и подлец, но он – наш негодяй и подлец»-для меня никак не приемлема. Значит, пятколиз, какой бы он национальности ни был -существо мохнокрылое, мерзкое. Они всегда были. Всегда есть. Вероятно, всегда будут. Но это презренное племя, недочеловеки. Нищие. С таким вонючим национализмом боролся всегда и всюду беспощадно. Мне дорог и симпатичен казах, который предпочитает все казахское, но при этом не смущает, не унижает мою немецкую суть. Ну, а шовинизм всех мастей вызывает у меня гнев и ярость. Именно шовинизм рождает ползучий национализм.

 

Некто Асхат по-казахски выразил мне пожелание дожить до возраста Джамбула. Спасибо! Бирак, ол жаска алжымай жеткен абзал. Жить долго, понятно, не самоцель. Важно чтобы шарики в башке не заржавели.

Далее разговор идет о языке и о моем отношении к государственной программе по этой части. Гос. программа на бумаге хороша. И с трибуны Мажилиса звучит прилично. Но, на мой взгляд, это благие желания, оторванные от реальности. Боюсь, что и через десять лет мы окажемся на том же месте. Идея должна овладевать массами.  К сожалению, этого пока не происходит.

 

Обратил внимание на знакомую фамилию –Ерасыл Абылкасымов.  Помню этого экс- мажилисмена.

Человек он оригинальный, со своеобразной изюминкой, думает и выражается нестандартно. Разделяю его «невысокое» мнение о большинстве казахстанских писателей, и поэтов. В самом деле, кобинин кудай суйер кылыгы жок.  Исключения редки. Главная беда многих- банальное подхалимство, попрошайничество, угодничество, личная выгода и прочий пендешилик. Разумеется, не все. Встречаются и подлинные азаматы-служители высоких идей.

Книгу почтенного Ереке я получил только на днях. Ознакомился бегло. Прочту ее зимой, когда из-за гололеда я окажусь под  «домашним арестом». За добрые слова и пожелания спасибо.  «Плетенье чепухи» продолжаю плести, на сегодняшний день написано 14 тетрадей (около 1400стр). Если заинтересуется, какой- либо издатель, хотел бы выпустить двухтомник «Чепухи». Авось, удастся когда-нибудь.

А рукопись Ереке я имею  в казахском варианте.

 

 

Спрашивают, как я отношусь к тому, что Козлов выдвинул себя в кандидаты на пост  президента РК и последовавшей провокации против него.

Отношусь двояко. Козлов-борец и политик. Видно, он при выдвижении себя в президенты руководствовался мотивами, непрозрачными для простых людей. С другой стороны, реальных шансов у него нема.  Это все равно, что если бы я захотел стать испанским королем. Скорей всего, это тактика политической борьбы. И это можно понять.

А вот то, что некие не в меру ретивые патриоты прибегли к яйцометанию-глупо, дико, бескультурно. Чего в бутылку-то сразу лезть? Увы, таков уровень нашего общества. Собственного ума нет, вот  и подражают дурному закордонному примеру. Казахам это не к лицу. Насколько мне известно, славные батыры прошлого в споре  с оппонентами не прибегали  к яйцометанию.

Я узнал об этом факте в тот же день и расстроился. Стало стыдно.

 

 

На следующий вопрос я выше ответил. С грамматикой –с орфографией, и орфоэпией- понятно, надо считаться. Нехорошо произносить иноязычные слова на свой салтык. А такие примеры мне известны:

-сен Катаяма- сеники Катаяма?

-Эндикот Джеймс- Енди кот жеймиз

-Бодуэн де Куртенэ-Бодененин Котени

-Салтыков –Щедрин  Салтык Салтак Цедрин.

-Шолохов- Шолаков.

-Монтескье- Мантес кая.

Иногда это делается из озорства, иногда –по недомыслию.  Что и говорилось, надо соответствовать просвещенному веку.

 

 

Спрашивают:

А) Что я думаю о переименовании Петропавловска?

Б) О создании Тюркского совета?

В) Об еще одном сроке Президента?

Думаю так:

А) В принципе я ничего не имею против: меня устраивает и Петропавловск, и Кызылжар.  Я ведь вырос в том краю. И в том ауле, где я жил, и в его окрестных казахских аулах на берегу Есиля никто из местных жителей не говорил  «Петропавловск» а  говорил «Кызылжар». Должно быть, историческое, исконное название той местности было Кызылжар. Красный яр. Правда случалось, какой-нибудь местный грамотей говорил «Бедробабыл». Русские святые Петр и Павел (патша емес) никого не раздражали.

Теперь раздражают. К чему, дескать, нам они? Даешь Кызылжар!  К чему нам Павла? Даешь Кереку! Мол, таково исконное название городка. Одни толкуют: искажение от Коряково. Был, дескать, такой купец.

Кто-то объясняет: Кереку- исконно тюркское слово (от кереге- нижней решетки юрты)

Я вообще не большой сторонник переименований (особенно поспешных, необоснованных). Мне больно от того, что все немецкие названия на Волге, распустив Автономную Республику немцев Поволжья, в 1941 году  в одночасье перекрестили на русский лад. Мне не по душе, что Кинесберг  как бы в насмешку переименовали в честь серого, невзрачного «всесоюзного старосты», Теке сакала (по меткому определению Джамбула) Калинина в Калининград. Так что  я в состоянии понять казахов. Однако не считаю это главной проблемой дня. Есть на сегодня дела поважнее.  Так пусть казахи говорят: «Кызылжар», а русские- Петропавловск. Лишь бы город процветал, жил мирно, дружно и сытно.

Придет срок – и все решится само собой, без натуги, ора и крика. Это примерно как с вождем пролетариата. Наступит время и его тихо – мирно вынесут из Мавзолея и предадут земле.  «Торопыга не надо» – в шутку в таких случаях говорил покойный Ануар Алимжанов.

Б) Мне не ясны цели и задачи тюркского совета. Я вообще-то несостоявшийся тюрколог. Я ратую со студенческих времен за духовное единство тюрков, их культуры. Так что, скорее, склонен поддержать тюркский совет, надеясь, что у него высокие, прогрессивные мотивы.

В) Еще один срок нашего президента-при всех его лидерских качествах и достоинствах- считаю некорректным. Скептически отношусь и к выражению: «Назарбаеву альтернативы нет!».  что это за страна и что это за народ, если нет единственному человеку Альтернативы? Политику всегда есть альтернатива.

Альтернативы нет только Льву Толстому, Пушкину, Ауэзову, Бетховену, и.т.д.

 

 

Серьезную проблему поднимает читательница Мария: «Могли бы вы донести до издателей книг и писателей, что есть острая нужда в доступности книг на казахском языке для читателей, пользующихся интернетом».

Я- писатель предельно старомодный. Я не дружу ни с компьютером, ни с интернетом. Понимаю, что это глупо. Но понимаю, что и Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и Манн, и Ауэзов творили вполне успешно без этой технологии. Для меня унизительно уставится в монитор, и водить «Мышкой». Меня это раздражает и поднимает давление. Я чувствую себя зависимым от какой-то железки. Поэтому как древний старец шкрябаю пером, лежа на диване. А с компьютером в ладу мои дочь, внук, и правнучка. Ну и ладно.

Знаю, хвастаться тут нечего. Отсталый, неспособный человек. Несовременный. Но ничего с собой поделать не могу. Нет у меня ни сил, ни времени высиживать часами у компьютера.  А в интернете- убедился -слишком много вздора, чепухи, бестолочи, мусора, пыли, поверхностного, случайного. Я и телевизор стараюсь не смотреть. Это абсолютно дурацкая затея. И мобильником не пользуюсь. Поражаюсь, как обходились без всего этого Гомер, Шекспир и Гете.

Но то, о чем пишет Мария- серьезная проблема. Этот недостаток, эту инерцию надо устранить. Буду убеждать издателей и писателей.

И еще эта читательница благодарит меня за книгу «Созвучие: Гете, Лермонтов, Абай» и желает мне хорошего здоровья.

Я тронут. Искренне спасибо!

 

 

Еще один вопрос задан по-казахски, но сформулирован не очень ясно, косноязычно. По слухам, вопрошает некто, кое-кто стал опасаться казахов. Может страх внушают слова типа «Я- казах»? Может, боятся, что за словом последует дело? Ей – ей, не понял о чем речь и на что намекает вопрошающий.

Я считаю: «Я – казах!»-это звучит гордо и достойно. Давно пора казаху очнуться, встрепенуться, и показать всему миру, на что он способен, какие гипотетические таланты в нем дремлют.

Бояться, опасаться абсолютно некого и нечего. Казах должен раскрыть себя максимально. Для этого он и строит новое общество, новое государство. Надо, чтобы звучали громкие слова, а за ними последовали великие деяния. В этом суть. Я –«За»!

На этом иссякли вопросы и мои ответы. Всех благодарю.

Обзор казахской прессы

Серик Altyn-orda
Люблю жизнь
25 ноября 2010, 21:49
2749

Загрузка...
Loading...

Комментарии

приятно, когда читаешь честные ответы на поставленные вопросы. тем более, на основе своего опыта
хороший пост, и многие просто соглашаются молча, а япросто хотел поблагодарить Герольд ага)))
ShAdi
0
0
Үлкен рахмет Бельгер аға, сіздің жақсылығыңызға және шыншылдығыңызға!
Керемет. Көп қазақтың қателігі — сол ұлтшыл мен ұлтжанды арасындағы айырмашылықты түсінбеу шығар.
Постаянно когда заходит на конференции в программе Skype, обязательно поприветствуют "Б*я чурки(кесешки) пришли"
очень здраво - спасибо.
позволю себе на правах этнического казаха отметить, что все эпитеты, используемые в первом абзаце, к сожалению, часто приходят на ум при высказываниях других этнических казахов.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Алматинский учитель поставил диагноз системе, частью которой является образование. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным учителем.
Zhumanova
22 сент. 2017 / 16:26
  • 10585
  • 33
«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
21 сент. 2017 / 15:48
  • 4502
  • 12
«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

Мы не такие блатные. Да, нас унижают руководители, возомнившие себя ханами, часто наши права не реализуются в должной мере. И я всегда задавался, почему на самом деле нет нормальных условий и льгот...
WriterKz
23 сент. 2017 / 0:41
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 3019
  • 72
Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Наш главный город страны стал избавляться от уже вполне неуместных моветонных клише, которые громоздились над ней, как черное облако над Мордором.
tentser
22 сент. 2017 / 21:04
  • 2151
  • 74
Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Парней начали осуждать за поступок в социальных сетях. Популярные группы Кавказа назвали выходку парней дикой, и пояснили, что они позорят нацию и религию.
tala03
20 сент. 2017 / 16:42
  • 1704
  • 53
Время забыть безумные траты молодости: навыки, которыми ты должен овладеть к 30 годам

Время забыть безумные траты молодости: навыки, которыми ты должен овладеть к 30 годам

Смысл бюджета в том, чтобы знать, куда ты, блин, потратил бабки. В том, чтобы в конце месяца, ты сел, почитал свои записи и понял, какой ты придурок. И принял уже наконец здравое решение, что куда идет.
Lesch
24 сент. 2017 / 21:03
  • 1492
  • 54
Как КНДР «уничтожила» американские самолеты и авианосец

Как КНДР «уничтожила» американские самолеты и авианосец

Серию коллажей, показывающую как ракеты КНДР нанесли поражения американским самолетам, продемонстрировали в северокорейских СМИ.
tala03
24 сент. 2017 / 17:58
  • 1438
  • 10
Заметка №16. «Burger shop». Съесть и не обляпаться практически невозможно

Заметка №16. «Burger shop». Съесть и не обляпаться практически невозможно

Если честно, для нас формат заведения был в диковинку - раньше нам доводилось есть бургеры в сетевых ресторанах фаст-фуда или же в заведениях, где кроме бургеров подают еще много разных блюд.
zhanuska_checkedboe
19 сент. 2017 / 15:12
  • 1462
  • 16