Шерегеш - это посёлок на территории Таштагольского района Кемеровской области у подножия горы Мустаг. Знаменит своим горнолыжным курортом.
Трассы расположены на склонах горы Зелёная, у подножия которой выстроено около 30 гостиниц. Горнолыжный сезон длится с ноября по май.
Характеристика трасс (горные лыжи, сноуборд):
- Длина — 700, 2000, 2300, 2500, 3200, 3500, 3600 и 3900 м.
- Ширина — 50—200 м.
- Перепад высот — 300—680 м.
- Высшая точка — 1270 м над уровнем моря.
Зона катания образована из четырех вершин — горы Мустаг, Зелёная, Курган и Утуя. Гора делится на 3 сектора — сектор A (компании Шория-Тур, Каскад), Южный сектор (Скайвей), сектор Е (Новая лига).
На 2009 год на склонах работают 17 подъемников различных типов: бугельные, кресельные, гондольные.
В плане горнолыжного спорта Шерегеш славится обилием снега и катанием вне трасс. Толщина снежного покрова достигает 4 метров.
Так гласит википедия. В этом году в конце прошлого сезона решили посетить Шерегеш и мы. Несмотря на некоторые транстпортные трудности, мне очень понравилось и я планирую побывать там еще. По уровню сервиса, отношения цена/качество значительно превосходит все казахстанские и киргизские горнолыжные курорты. Высота снежного покрова и продолжительность сезона тоже на высоте, хоть высота склонов над уровнем моря невилика.
Кому интересно, могут почерпнуть полезную информацию. Кто бывал - понастальжировать. Кому не интересно могут проходить мимо .-))
Транспорт
Ближайшие крупные города - Новокузнецк, Новосибирск, Барнаул. До первых двух можно добраться самолетом, но мы выбрали поезд, так как бюджет поездки с расчетом на - 5-6 дней катания был 80-100 тыс. тг.
По совету бывалых товарищей (спасибо им) мы выбрали пунктом назначения город Барнаул. В Марте 2010 года билет в плацкартный вагон Алматы-Барнаул составил 9594 тг, Барнаул-Алматы - 9603 тг.
Отдельно заказывали трансфер. Вышло дороговато, но с учетом того что мы заказали 12-тиместную газель, а нас было 6-7 человек, я считаю это приемлимым. Особенно если учесть то, что наш поезд опоздал почти на двое суток (об этом в конце моего рассказа), а наш водитель спокойно к этому отнесся без истерик и наездов, то потраченных денег ничуть не жалко. 12-тиместная газель обошлась нам в 80 000 тг в оба конца.
Трассы и подъемники.
Схема трасс внушительная. Подъемники на любой вкус и кошелек - швабры, кресла, кресла с казырьком-забралом, гондолы. Цены демократичные. Самый дорогой разовый подъем стоит 100 рублей.Есть и абонементы, но я не нашла в них смысла, так как подъемниками владеют разные конкурирующие фирмы и нет общего скипаса на все подъемники. Да и с другой точки зрения - трассы разнообразные и длинные. Удобнее взять по разовому подъему или закинуть баланс на магнитную карту каждой фирмы и попробовать все, потом выбрать наиболее понравившиеся. Но даже если остановиться на чем-то одном, все равно не торопитесь покупать абонемент, ибо все равно захочется уехать далеко на снегоход-такси или ратраке. Подробнее о подъемниках http://sheregesh.su/skhema-gornolyzhnykh-trass-v-sheregeshe
Смотровая площадка. С нее видно сам поселок Шерегеш. Он очень маленький. Почти все многоквартирные дома кирпичные.
Святое дело - поваляться в снегу. Очень глубокий снег. Местные ёлочки по сравнению с нашими могучими тянь-шанскими реликтовыми елями кажутся мелкими и чахлыми. Но как мне сказали это пихты. Вернее, только верхушки от пихт. Само дерево засыпано снегом.
На склоне можно воспользоваться услугами снегоход-такси и ратрак-такси. Не помню сколько стоит ратрак, а на снегоходе с финиша подъемника до какой-нибудь вершины будет стоить по 500 рублей с человека.
Сразу несколько подъемников ведут на вершину горы Зеленая. Спуск там сначала очень крутой, потом очень пологий. Склон подготовлен ратраком.
Вот так выглядит тоже самое, но с середины склона. Многочисленные домики - это кафе, гостиницы, прокаты, горнолыжные школы, магазинчики и т.п.
Камеры хранения и мастерские присутствуюи в изобилии
Взять комплект в прокат на самом склоне дешевле чем у нас в городе. С другой стороны место на паркинге стоит тоже 300 рублей. Но зачем нам паркинг, мы приехали на такси, стоит оно что-то около 50-30 рублей за легковушку. У всех эта такса фиксированная, таксисты соблюдают очередь.
Снегопад тут внушительный. Снежный буран, когда хлопья снега не падают на землю, а летают, гонимые ветром, во всех направлениях. Ветер был настолько сильный, что на вершине горы Зеленая сломало телекоммуникационную опору.
Одна из многочисленных гондол
Склоны длинные и широкие.
После снегопада
Осматриваем возможности фрирайда
На самой вершине горы имеется телекоммуникационная инфтраструктура
На снегоходе доехали до поклонного креста. На самом деле он из сверкающего металла, но тут его обнесло твердой коркой льда и снега.
Из интернетов о кресте: Поклонный Крест был установлен на горе Курган горного комплекса Мустаг в 2001 году, в честь 2000-летия Рождества Христова. Идея установки Креста родилась в 2000 году в ходе визита епископа кемеровского и новокузнецкого Софрония в таштагольское благочинье и при поддержке губернатора Кемеровкой области Амана Тулеева.
Высота креста - более 15 метров, а вместе с железобетонным основанием - почти 20 метров. Конструкция весит 7,5 тонн и установлена при помощи вертолета.
По прежнему спорным является сам факт установки православного креста на Мустаге, с древнейших времен являющимся священной горой шорцев. О Мустаге сложено немало легенд и поверий. Это самая почитаемая гора Шории, у которой есть грозный хозяин. Чтобы смягчить его нрав, шорцы с незапамятных времен проводят обряд «шачиг» (кропления). На каком расстоянии от Мустага люди ни находились бы, они молятся, обратившись к нему лицом. Установка металлического креста на священной горе - это удар по народу, для которого Мустаг является одной из главных духовных святынь. Установление креста шорцы считают ее осквернением.
Оцените размеры .-)
Интересно, что если встать между крестом и солнцем - никаких атмосферных явлений не наблюдается. А за крестом можно увидеть гало - круглую радугу вокруг солнца.
Ветер на горе Курган весьма суровый. Нужно закрывать все открытые участки кожы. Рука без перчаток теряет чувствительность уже через 5 секунд. Лицо и шею нужно закрывать напрочь! Это Сибирь!
Местные пейзажи напоминают зимнюю сказку.
А теперь прочь фотик - а ну кататься. Подготовленный склон. Очень крутой.
Не менее увлекательны (а кому-то и более) фрирайдные склоны. Пухляк и пихты.
Солнышко не дает замерзать в сибирские морозы.
Фрирайдные склоны имеют такой уклон, что зарыться в пухляк почти невозможно
Скорости развиваются экстремальные, главное не убиться
Далее о бытовом
Питание
На склоне есть куча кафешек. Еду в них не готовят - разогревают. Водопровода нет - поэтому подают в одноразовой посуде. Еда в целом не очень вкусная для людей, привыкших к нашей кухне. Но исклбчение составляют блины. нужно искать кафе где блины приготовят на ваших глазах. Мне понравился Трамплин на вершине горы Зеленая. Их девиз - если хочешь вкусный блин - заходи скорей в трамплин. К блинам там подают на выбор сметану, масло, мед и варения. Очень рекомендую черничное. Обедали там.
А вот с завтраками и ужинами было сложнее. Приличных точек общепита в поселке не нашли да и особо не искали. Продукты покупали в местном супермаркете "Кукуруза" и готовили сами. Цены примерно как у нас, только овощи чуть дороже. Зато алкоголя ассортимент побогачем цем в наших супермаркетах.
Проживание
Мы снимали пятикомнатную квартиру в поселке. Не помню точно, сколько это стоило, с учетом того что нас 7 человек - по 2500 тг в сутки с человека. Жили в просторе. Единственный минус - в полночь до утра отключается электричоство во всем поселке, а горячая вода подогревается от электричества.
Après-skiing
Такового замечено не было .-) К счастью или к сожалению, не знаю. По вечерам втыкали зомбоящих, встречали гостей, ходили в баню, предавались чревоугодию и распитию спиртных напитков в квартире.
А теперь о возникших трудностях
Так получилось что мы опоздали почти на двое суток, в связи с тем, чтов марте этого года в Алматинской области паводками размыло железнодорожные мосты. Были жертвы, мы им сочувствуем. Наш поезд опоздал часов на 9. И поехал не наш состав, а следующий по расписанию.
Зато вместо плацкарта за небольшую допольнительную плату мы заняли купе.
В поездах не очень чисто, но и совсем бардака нет
Пустили состав по объездной дороге. что сулило дополнительное опоздание.
Но самым ужасным было то, что поезд остановили в Аягузе на 15 часов! Потому что дорогу преградил снежный занос. Когда, наконец, мы тронулись - мы его увидели. Это был туннель из снега выше чем окна в вагоне. Это было впечатляюще. 15 часов коротали на станции, заглядывая к машинистам и шатаясь по вокзалу.
Тем не менее, несмотря на все трудности время мы провили отлично
И напоследок .-)
На склоне есть вебкамера. Пока мы катались, наши товарищи дома смотрели и завидовали
Место где обязательно следует побывать каждому лыжнику и бордеру!
UPD: В изначально планируемый бюджет мы вписались, даже осталось прилично. И сувенирчиков накупили. Прям на склоне есть своеобразная ярмарка сувениров, ремесел, шаманских музыкальных инструментов и дисков с музыкой, веселые шапки, гостинцы, мед, кедровые орешки и варенье, меховые изделия и много всего что можно привезти.