Как-то изучал каустику в 3ds MAXе, и параллельно применял HDRI карты.
Что я понял и усвоил для себя, сейчас постараюсь всем, кто еще не понял, что это такое, подробно изложить.
HDRI - это такая технология, с помощью которой можно настроить освещение так, что ваша модель/обьект будет выглядеть так, словно он находится в реальной среде (в лесу, на окне, в чистом поле и тп.) Тоесть HDRI карта как бы окружает вашу модель со всех сторон и проецирует на нее свои краски и оттенки, одновременно освещая ее. Обычно подобную технологию применяют при включенном глобальном освещении (GI) иначе не будет достигнут нужный эффект. HDRI карты можно скачать в интернете, также есть много уроков по их применению.
Покажу на примере двух изображений кружек, созданных мной:
Слева рендер без HDRI карты, справа изображение с использованием HDRI соответственно.
А вот и каустика, это световые эффекты на тени снизу. Убрал блюдце, чтобы лучше было видно.
В основном подобную технологию используют, когда хотят виртуальный обьект совместить с реальным окружением. В таких случаях создают карты HDRI окружения. Для их создания нужен гладкий зеркальный шарик (у меня есть, я вчера в универе спер, гы), цифровой фотоаппарат, и программа для создания HDRI фото, например HDRI Shop, иногда может сгодиться и Adobe Photoshop.