Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
0
05:11, 26 ноября 2010

Край (2010)

Blog post imageСобственно:
1945 год.
Герой Великой Отечественной Войны Игнат возвращается с фронта. Возвращается он в небольшое сибирское поселение под названием «Край», в котором трудятся ссыльные поселенцы — в основном, бывшие узники нацистских концлагерей, которым не может «доверять» советская власть. Игнат — бывший танкист, а его страсть это паровозы. Устроившись в поселении машинистом, он к своему удивлению узнает, что в тайге, на небольшом острове за поломанным мостом стоит брошенный поезд. Пойдя на поиски, Игнат действительно находит поезд, у которого уже есть хозяйка — одичавшая немка, которая приехала в Россию еще до войны, и после ареста своей семьи органами НКВД, прожила все военные годы в лесу не видя людей.

***

Слыхал я про новое российское кино с шекспировскими трагедиями о любви, поездах, лютых морозах и непримиримой советской властью — да еще и выдвинутой на соискание «Оскара». Ну, как водиться, посмотрел.

Итак, что представляет из себя это кино? Как водиться, современное кино о тех временах может быть строго антисоветское — что практически уже никого не удивляет. Ведь всем известно, какой был ад — а уж времена, когда Сталин был еще жив-здоров — так вообще геенна огненная, и не смотри, что Сибирь. Прикурить давать — так по всей площади!

***

Blog post imageПриезжает значит в далекое сибирское поселение Игнат (Владимир Машков) — прямо в той одежде, в которой воевал. Грудь в медалях и орденах, на плече — мешок. В поселении гражданами рулит представитель советской власти Колыванов, однорукий фронтовик с аккуратными усиками, такие же, как у знаменитого австрийского художника и вегетарианца. Выделяет Игнату поезд, мол, ты профи, а бывшему машинисту дает пенделя под зад.

Игнат — мужик суровый кстати. В первые же пару дней дал в неумытую морду кому только можно, ну и мало того, так еще и бабу себе заграбастал, Софью, — бывшую, кстати, бывшего машиниста. Такие дела. Дела с этой бывшей мутные — ребенка она, сынка Пашку, по своим словам, нагуляла «по любви», когда была в зоне боевых действий между советскими и немецкими войсками. За что ее отправили в Сибирь непонятно — да и она сама недоумевает, и демонстрирует Игнату предплечья, чистые, без вытатуированного лагерного номера. Поняв, что он практически единственный, кто из себя что-то представляет, да еще и герой войны, Игнат быстро осваивается и даже устраивает гонки на поездах с противником Саркисяном, машинистом-армянином, который проживает на другой станции, очень далеко. Приводит все это, само собой, к плачевным последствиям — поезд ломается, и женщины, что сидели позади на бревнах, едва не погибают.

Колыванов жестко отчитывает оборзевшего Игната, и угрожает доносом некоему Фишману, упырю НКВДешнику, который изредка посещает эту станцию «Край» в профилактических целях. Наверняка, отбирая некоторых и расстреливая их в лесу — ведь это их любимое развлечение, как всем известно. Оставшись в чистом поле с голой жопой, Игнат от местного спекулянта, непонятно почему не расстрелянного Фишманом, узнает о брошенном поезде в тайге, и отправляется на его поиски. Поезд находиться, а вместе с ним дикая немка, которая больше четырех лет питалась мхом и родниковой водой, живя в этом самом локомотиве, дав ему имя Густав. Как потом выясняется, она со своей семьей, будучи еще совсем молодой, поехала в Россию еще до войны. Родители ее, как я понял, были инженерами — и помогали строить железную дорогу. Когда началась война, ее семью, разумеется, перестреляли — причем именно Фишман и сотоварищи, а ей удалось скрыться. Так она и жила в лесу, а-ля Тарзан-style.

Blog post imageПостроив в лесу мост взамен разрушенного, да еще и своими силами из бревен, они перегоняют Густава в поселок, чем заставляют изрядно понервничать местное быдло. Ведь, как никак, она немка — а боль он нацистского прошлого еще не зажила, ну и плюс Игнат совсем охерел, и уже никого и ни во что не ставит. А если что — в морду. Кулак у него железный, сразу видно, закаленный в боях. Тут мне стало любопытно, кругом советская власть, а до «ничейного» поезда нет никому дела, даже Колыванову, который должен был первым делом доложить об этом в инстанции выше. Значит сокрушаться о том, что приходиться выделять пайку на лишний рот — немку, он может, а то что поезд применить на постройке — не может. Такой вот сознательный коммунист — всем пример.

Немка Эльза (Аньорка Штрехель) кстати, быстро ассимилируется в поселке — и даже лучи ненависти от других ей не почем. За ее спиной всегда Игнат — а он такой, чуть что — сразу в морду, да. Она быстро находит общий язык с Пашкой, который до этого казался немного отсталым, и даже заставляет его рассмеяться. Это хорошо, ибо мальчонка, мать которого привязывает его к ножке стола, может в жизни вообще не смеяться — а тут прямо расцвел. Мать Софью это конечно бесит, ведь Эльза не только отобрала у нее мужика, но и уже отнимает сына, поэтому она с товарками предпринимает попытку избиения Эльзы во время помывки в бане. Куча бабских визгов, сисек, обвислых, и не очень, задниц вкупе с небритыми промежностями прилагаются. Ведь по-другому быть не может — фильм-то вроде как артхаус или близкий к нему, а там без подобного не обойтись, даже Ларс Фон Триер согласен, и усиленно кивает. Ошпарив тупых русских баб кипятком, Эльза показывает кто есть кто, и от нее наконец-то отстают.

Blog post imageТем временем Игнат мастерски приводит Густава в порядок — отмывает, чинит, подкручивает гайки, и важно подъезжает к местной столовой, где полу-тюремное угрюмое быдло обедает. Грацуя с бутылкой самогона, он спрашивает, мол, кто хочет со мной, фронтовиком, да еще и со своим личным поездом, выпить? Выпить с ним не хочет никто — он уже всем осточертел своим скотским поведением, и люди посылают его нахер, на что Игнат выкидывает очередной фортель, мол, ну и кому вы нужны? За подобную выходку на него совершается покушение — а ружье-то в поселке одно, у местного спекулянта. Детектив прямо, жалко так быстро все расследуется. Игнат, зайдя в хибару к спекулянту спрашивает, сможет ли он достать листовое железо, и на вопрос оплаты игнатовскими медалями бьет спекулянту в рыло. Вроде как — не офонарел ли ты, друг дорогой, да я за медали кровь проливал! Я аж зауважал на секунду, правда медали через пять минут фильма он все-таки отдал. Вот такая была у него война. Это наглядно говорит нам, зрителям, — говно эта ваша война, и за говно я воевал, а вот ради поезда, ради мечты, который нужно обшить железом — и медали не жалко.

Спекулянт, не боясь ужасной и всевидящей жестокой советской власти ворует железо, откуда вы думаете? — правильно! Прямо с крыши Колыванова, который эту самую власть и представляет. Полная дезорганизованность, удивительно, как в ту же секунду не приехала Волга с расстрельной командой. Полный лагерь ссыльных — а тут такое! Но мешать сценаристу нельзя — он так видит быт тех времен, так что смотрим и читаем дальше.

Blog post imageКолыванов, глубоко обиженный тем что его никто не уважает, пишет донос, прямо в Москву, прямо Верховному Главнокомандующему товарищу Иосифу Сталину о том, что у него украли с крыши железо, но на пол пути одумывается. Потому что наверняка вера в коммунистическую власть у него на секунду померкла, и он оправдывается перед собой и перед гипсовым бюстом Сталина в том, что совершенно не научился писать левой рукой. Ну а правой-то нет, как вы помните. Такая трогательная сцена.

Достав железо и обшив им котел локомотива, Игнат обнаруживает что Эльза не только покрасила бока поезда, но и пишет на нем по-немецки его имя — Густав, за что она едва не схлопотала, разумеется, по морде. Игнат вообще немцев очень не любит, и Эльзе повезло — к ней у него особое отношение. Странно — половина лагеря немцев, и никто ей на родном языке не объяснил что вообще происходило за эти несколько лет, пока она как олень, глодала кору деревьев в лесу. Но дело-то не в этом — фильм-то про любовь. А раз любовь, то Игнат успокоившись, сам пишет слово «Густав» на поезде, только кириллицей, а не латиницей, чем приводит поселенцев в ярость. Он им вообще ужа давно поперек горла стоит — а тут еще и такое. Пытаясь уехать с немкой в счастливые дали, совершить им этот дерзкий план не дает бывший и ревнивый мужик Софьи — и преграждает им путь своим поездом, как бы говоря «а у меня толще и длиннее». Завязывается драка, в которой куча мужиков не может свалить одного фронтовика и его боевую подругу, и от справедливой кары от Игната тупое быдло спасает только случайно произошедший пожар.

Blog post imageНа следующий день приезжает самый долгожданный герой — цепной пес режима и лично упыря-Сталина НКВДешник Фишман (Сергей Гармаш). Строя по стойке смирно всех ссыльных, он проводит с ними политзанятия, настолько красноречивых, что одна из девушек не выдерживает и падает в обморок от страха, при упоминании сталинских лагерей. В последний раз подобную реакцию на представителя власти я видел в знаменитом блокбастере Михалкова «Утомленные Солнцем 2», где герой актера Панина пускает ручей в собственные штаны. Только что никто никого не боялся и делал что хотел, а теперь все боятся дышать. Однорукий Колыванов получает в морду, но не от Игната, а от Фишмана, за сокрытие и за недонесение. Погрузив к себе в поезд Саркисяна (там у каждого личный поезд — прямо как сейчас велосипеды) немку и сына Софьи, он решает уехать обратно туда, откуда прибыл. Но перед этим расстрелял саму Софью, что хотела спасти своего ребенка. Такой образ демонический — ну прямо фашист.

В пути его догоняет Игнат, который затевает с ним спор, мол, мой поезд быстрее, и они с Фишманом устраивают гонки, для кого-то которые могут окончиться плачевно...

***

Такое кино, господа. Концовку я рассказывать не буду — ибо меня чуть не стошнило от идиотизма, но не все в кино так плохо. Хорошо здесь — это работа оператора и монтажера  Кино, несмотря на дебильность сюжета, смотрится легко и с интересом — а сцена с переправой Густава через самодельный мост — так вообще классная. Актеры тоже ничего, так что технически — фильм хорош. А вот если глядеть с идеалогической стороны — то полное говно. Именно такое говно и любят на Западе, так что независимые награды в независимых фестивалях «Золотая макака» и тому подобных — обеспечены.

Чаша весов уравнивается —  одной стороны помойный сценарий, а с другой — профессионально сделанная картина. Жалко только, что свои силы и талант режиссер Алексей Учитель направил не туда, поэтому фильму я ставлю тройку, в чем со мной согласен Кинопоиск и IMDb.

Не получилось грамотное кино — все-таки для меня лучшими остаются «Свои» Месхиева и «Возвращение» Звягинцева — вот их я рекомендую смотреть всем, а «Край»... это антирусское кино — оставлю на ваше усмотрение.

0