место в рейтинге
  • 410029
  • 3550
  • 263
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Край (2010)

Собственно:
1945 год.
Герой Великой Отечественной Войны Игнат возвращается с фронта. Возвращается он в небольшое сибирское поселение под названием «Край», в котором трудятся ссыльные поселенцы — в основном, бывшие узники нацистских концлагерей, которым не может «доверять» советская власть. Игнат — бывший танкист, а его страсть это паровозы. Устроившись в поселении машинистом, он к своему удивлению узнает, что в тайге, на небольшом острове за поломанным мостом стоит брошенный поезд. Пойдя на поиски, Игнат действительно находит поезд, у которого уже есть хозяйка — одичавшая немка, которая приехала в Россию еще до войны, и после ареста своей семьи органами НКВД, прожила все военные годы в лесу не видя людей.

***

Слыхал я про новое российское кино с шекспировскими трагедиями о любви, поездах, лютых морозах и непримиримой советской властью — да еще и выдвинутой на соискание «Оскара». Ну, как водиться, посмотрел.

Итак, что представляет из себя это кино? Как водиться, современное кино о тех временах может быть строго антисоветское — что практически уже никого не удивляет. Ведь всем известно, какой был ад — а уж времена, когда Сталин был еще жив-здоров — так вообще геенна огненная, и не смотри, что Сибирь. Прикурить давать — так по всей площади!

***

Приезжает значит в далекое сибирское поселение Игнат (Владимир Машков) — прямо в той одежде, в которой воевал. Грудь в медалях и орденах, на плече — мешок. В поселении гражданами рулит представитель советской власти Колыванов, однорукий фронтовик с аккуратными усиками, такие же, как у знаменитого австрийского художника и вегетарианца. Выделяет Игнату поезд, мол, ты профи, а бывшему машинисту дает пенделя под зад.

Игнат — мужик суровый кстати. В первые же пару дней дал в неумытую морду кому только можно, ну и мало того, так еще и бабу себе заграбастал, Софью, — бывшую, кстати, бывшего машиниста. Такие дела. Дела с этой бывшей мутные — ребенка она, сынка Пашку, по своим словам, нагуляла «по любви», когда была в зоне боевых действий между советскими и немецкими войсками. За что ее отправили в Сибирь непонятно — да и она сама недоумевает, и демонстрирует Игнату предплечья, чистые, без вытатуированного лагерного номера. Поняв, что он практически единственный, кто из себя что-то представляет, да еще и герой войны, Игнат быстро осваивается и даже устраивает гонки на поездах с противником Саркисяном, машинистом-армянином, который проживает на другой станции, очень далеко. Приводит все это, само собой, к плачевным последствиям — поезд ломается, и женщины, что сидели позади на бревнах, едва не погибают.

Колыванов жестко отчитывает оборзевшего Игната, и угрожает доносом некоему Фишману, упырю НКВДешнику, который изредка посещает эту станцию «Край» в профилактических целях. Наверняка, отбирая некоторых и расстреливая их в лесу — ведь это их любимое развлечение, как всем известно. Оставшись в чистом поле с голой жопой, Игнат от местного спекулянта, непонятно почему не расстрелянного Фишманом, узнает о брошенном поезде в тайге, и отправляется на его поиски. Поезд находиться, а вместе с ним дикая немка, которая больше четырех лет питалась мхом и родниковой водой, живя в этом самом локомотиве, дав ему имя Густав. Как потом выясняется, она со своей семьей, будучи еще совсем молодой, поехала в Россию еще до войны. Родители ее, как я понял, были инженерами — и помогали строить железную дорогу. Когда началась война, ее семью, разумеется, перестреляли — причем именно Фишман и сотоварищи, а ей удалось скрыться. Так она и жила в лесу, а-ля Тарзан-style.

Построив в лесу мост взамен разрушенного, да еще и своими силами из бревен, они перегоняют Густава в поселок, чем заставляют изрядно понервничать местное быдло. Ведь, как никак, она немка — а боль он нацистского прошлого еще не зажила, ну и плюс Игнат совсем охерел, и уже никого и ни во что не ставит. А если что — в морду. Кулак у него железный, сразу видно, закаленный в боях. Тут мне стало любопытно, кругом советская власть, а до «ничейного» поезда нет никому дела, даже Колыванову, который должен был первым делом доложить об этом в инстанции выше. Значит сокрушаться о том, что приходиться выделять пайку на лишний рот — немку, он может, а то что поезд применить на постройке — не может. Такой вот сознательный коммунист — всем пример.

Немка Эльза (Аньорка Штрехель) кстати, быстро ассимилируется в поселке — и даже лучи ненависти от других ей не почем. За ее спиной всегда Игнат — а он такой, чуть что — сразу в морду, да. Она быстро находит общий язык с Пашкой, который до этого казался немного отсталым, и даже заставляет его рассмеяться. Это хорошо, ибо мальчонка, мать которого привязывает его к ножке стола, может в жизни вообще не смеяться — а тут прямо расцвел. Мать Софью это конечно бесит, ведь Эльза не только отобрала у нее мужика, но и уже отнимает сына, поэтому она с товарками предпринимает попытку избиения Эльзы во время помывки в бане. Куча бабских визгов, сисек, обвислых, и не очень, задниц вкупе с небритыми промежностями прилагаются. Ведь по-другому быть не может — фильм-то вроде как артхаус или близкий к нему, а там без подобного не обойтись, даже Ларс Фон Триер согласен, и усиленно кивает. Ошпарив тупых русских баб кипятком, Эльза показывает кто есть кто, и от нее наконец-то отстают.

Тем временем Игнат мастерски приводит Густава в порядок — отмывает, чинит, подкручивает гайки, и важно подъезжает к местной столовой, где полу-тюремное угрюмое быдло обедает. Грацуя с бутылкой самогона, он спрашивает, мол, кто хочет со мной, фронтовиком, да еще и со своим личным поездом, выпить? Выпить с ним не хочет никто — он уже всем осточертел своим скотским поведением, и люди посылают его нахер, на что Игнат выкидывает очередной фортель, мол, ну и кому вы нужны? За подобную выходку на него совершается покушение — а ружье-то в поселке одно, у местного спекулянта. Детектив прямо, жалко так быстро все расследуется. Игнат, зайдя в хибару к спекулянту спрашивает, сможет ли он достать листовое железо, и на вопрос оплаты игнатовскими медалями бьет спекулянту в рыло. Вроде как — не офонарел ли ты, друг дорогой, да я за медали кровь проливал! Я аж зауважал на секунду, правда медали через пять минут фильма он все-таки отдал. Вот такая была у него война. Это наглядно говорит нам, зрителям, — говно эта ваша война, и за говно я воевал, а вот ради поезда, ради мечты, который нужно обшить железом — и медали не жалко.

Спекулянт, не боясь ужасной и всевидящей жестокой советской власти ворует железо, откуда вы думаете? — правильно! Прямо с крыши Колыванова, который эту самую власть и представляет. Полная дезорганизованность, удивительно, как в ту же секунду не приехала Волга с расстрельной командой. Полный лагерь ссыльных — а тут такое! Но мешать сценаристу нельзя — он так видит быт тех времен, так что смотрим и читаем дальше.

Колыванов, глубоко обиженный тем что его никто не уважает, пишет донос, прямо в Москву, прямо Верховному Главнокомандующему товарищу Иосифу Сталину о том, что у него украли с крыши железо, но на пол пути одумывается. Потому что наверняка вера в коммунистическую власть у него на секунду померкла, и он оправдывается перед собой и перед гипсовым бюстом Сталина в том, что совершенно не научился писать левой рукой. Ну а правой-то нет, как вы помните. Такая трогательная сцена.

Достав железо и обшив им котел локомотива, Игнат обнаруживает что Эльза не только покрасила бока поезда, но и пишет на нем по-немецки его имя — Густав, за что она едва не схлопотала, разумеется, по морде. Игнат вообще немцев очень не любит, и Эльзе повезло — к ней у него особое отношение. Странно — половина лагеря немцев, и никто ей на родном языке не объяснил что вообще происходило за эти несколько лет, пока она как олень, глодала кору деревьев в лесу. Но дело-то не в этом — фильм-то про любовь. А раз любовь, то Игнат успокоившись, сам пишет слово «Густав» на поезде, только кириллицей, а не латиницей, чем приводит поселенцев в ярость. Он им вообще ужа давно поперек горла стоит — а тут еще и такое. Пытаясь уехать с немкой в счастливые дали, совершить им этот дерзкий план не дает бывший и ревнивый мужик Софьи — и преграждает им путь своим поездом, как бы говоря «а у меня толще и длиннее». Завязывается драка, в которой куча мужиков не может свалить одного фронтовика и его боевую подругу, и от справедливой кары от Игната тупое быдло спасает только случайно произошедший пожар.

На следующий день приезжает самый долгожданный герой — цепной пес режима и лично упыря-Сталина НКВДешник Фишман (Сергей Гармаш). Строя по стойке смирно всех ссыльных, он проводит с ними политзанятия, настолько красноречивых, что одна из девушек не выдерживает и падает в обморок от страха, при упоминании сталинских лагерей. В последний раз подобную реакцию на представителя власти я видел в знаменитом блокбастере Михалкова «Утомленные Солнцем 2», где герой актера Панина пускает ручей в собственные штаны. Только что никто никого не боялся и делал что хотел, а теперь все боятся дышать. Однорукий Колыванов получает в морду, но не от Игната, а от Фишмана, за сокрытие и за недонесение. Погрузив к себе в поезд Саркисяна (там у каждого личный поезд — прямо как сейчас велосипеды) немку и сына Софьи, он решает уехать обратно туда, откуда прибыл. Но перед этим расстрелял саму Софью, что хотела спасти своего ребенка. Такой образ демонический — ну прямо фашист.

В пути его догоняет Игнат, который затевает с ним спор, мол, мой поезд быстрее, и они с Фишманом устраивают гонки, для кого-то которые могут окончиться плачевно...

***

Такое кино, господа. Концовку я рассказывать не буду — ибо меня чуть не стошнило от идиотизма, но не все в кино так плохо. Хорошо здесь — это работа оператора и монтажера  Кино, несмотря на дебильность сюжета, смотрится легко и с интересом — а сцена с переправой Густава через самодельный мост — так вообще классная. Актеры тоже ничего, так что технически — фильм хорош. А вот если глядеть с идеалогической стороны — то полное говно. Именно такое говно и любят на Западе, так что независимые награды в независимых фестивалях «Золотая макака» и тому подобных — обеспечены.

Чаша весов уравнивается —  одной стороны помойный сценарий, а с другой — профессионально сделанная картина. Жалко только, что свои силы и талант режиссер Алексей Учитель направил не туда, поэтому фильму я ставлю тройку, в чем со мной согласен Кинопоиск и IMDb.

Не получилось грамотное кино — все-таки для меня лучшими остаются «Свои» Месхиева и «Возвращение» Звягинцева — вот их я рекомендую смотреть всем, а «Край»... это антирусское кино — оставлю на ваше усмотрение.

Артемий Sparrow
Каталог кинорецензий: http://sparrow.yvision.kz/blog/177354.html
26 ноября 2010, 17:11
1563

Loading...
Loading...

Комментарии

Что-то даже и не удивлен.. заранее было ясно что фильм - говно
как бы глянуть что ли ?
история как не как =)
Нет, он больше, так сказать, «художественный».
А вот «Утомленные солнцем 2» — там настоящая история и Правда о войне, о которой, как поведал Михалков в интервью, «раньше просто было не принято говорить».
Награда «Лучшие сиськи российского кино 2010» однозначно отправляется этой Софье.



А вообще, приятно удивило оформление — типографика в частности . После «Адмирала» казалось, что шрифтовую работу в русском кино доверяют исключительно обезьянам с карандашами, а здесь прям вообще зашибись:



Kitfox
0
0
А в конце паравозик Густаф вырос, возмужал, приехал в Москву и отрезал Джугашвили одну ногу, да?
Т-с-с! А то Михалков услышит, и в «Цитадели» покажет!
lolya
0
0
А мне фильм понравился, такой стимпанковский поезд, и достаточно совковая история.
Сколько тебе лет?
lolya
0
0
21, к сожалению (а может и к радости) не застал советов, но застал разруху.
Да и любовь к паровым механизмам - разве имеет значение возраст ?
Любовь к паровым механизмам — пожалуйста.
А возраст имеет значение к словам подобным: «достаточно совковая история». Больше не говори подобную хуйню.
хахаха)
знатно посмеялся)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

15 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно по версии проекта Popcorn

15 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно по версии проекта Popcorn

Команда проекта Popcorn решила вспомнить и поделиться рядом картин, которые можно смотреть хоть до бесконечности, не теряя к ним интереса!
Seattle
27 апр. 2017 / 15:05
  • 3324
  • 49
8 самых мрачных моментов киновселенной Marvel

8 самых мрачных моментов киновселенной Marvel

Киновселенная Марвел продолжает развиваться, знакомить зрителей с новыми героями и скоро вновь сделает это в ленте "Стражи Галактики. Часть 2".
Seattle
3 мая 2017 / 13:34
  • 1518
  • 1
Что смотреть в мае: от вторых «Стражей Галактики» до новых «Пиратов Карибского моря»

Что смотреть в мае: от вторых «Стражей Галактики» до новых «Пиратов Карибского моря»

Друзья-киноманы, поздравляем вас со стартом сезона громких блокбастеров и долгожданных премьер! В мае по сложившейся традиции кинотеатры заполонят самые яркие и феерические (в любом смысле) фильмы...
Seattle
2 мая 2017 / 15:48
  • 1437
  • 3
Звёзды кино в музыкальных клипах последних лет

Звёзды кино в музыкальных клипах последних лет

На этой неделе Эд Ширан выпустил новый клип, в котором снялась ирландская актриса Сирша Ронан. И в связи с этим событием команда Popcorn хочет вспомнить клипы последних лет, в которых приняли участие звёзды кино.
melancholiac
8 мая 2017 / 10:38
  • 1257
  • 1
Плохие новости для фанатов сериалов «Ходячие мертвецы» и «Джессика Джонс»

Плохие новости для фанатов сериалов «Ходячие мертвецы» и «Джессика Джонс»

Если вы фанаты таких сериалов, как «Ходячие мертвецы», «Джессика Джонс», «Американская история преступлений» и «Люк Кейдж», то у меня для вас плохие новости.
tala03
26 апр. 2017 / 11:03
  • 1275
  • 6
10 самых ожидаемых фильмов лета по версии проекта Popcorn

10 самых ожидаемых фильмов лета по версии проекта Popcorn

Близится лето, что для поклонников кино означает грандиозный сезон блокбастеров и премьер долгожданных фильмов. Команда проекта Popcorn составила свой список самых ожидаемых лент грядущего лета.
Seattle
17 мая 2017 / 15:16
  • 1258
  • 7
А ты – настоящий киноман? Проверь свои знания

А ты – настоящий киноман? Проверь свои знания

Вы внимательно следите за происходящим в кадре? У вас блестящая память на детали? Вы интересуетесь околокиношными делами? Тогда вы легко сможете ответить на следующие вопросы.
Seattle
16 мая 2017 / 14:49
  • 1176
  • 35
Знакомство с богами: первые впечатления Popcorn от сериала «Американские боги»

Знакомство с богами: первые впечатления Popcorn от сериала «Американские боги»

30 апреля на канале STARZ стартовал первый сезон сериала "Американские боги", одноименной экранизации романа Нила Геймана. Команда Popcorn не смогла пройти мимо этого сериала и делится впечатлениями..
Aegon
4 мая 2017 / 8:46
  • 1138
  • 3
О глупых и смертельных традициях, о власти и бессилии. Фильм «Цветок пустыни»

О глупых и смертельных традициях, о власти и бессилии. Фильм «Цветок пустыни»

Мнение о фильме и рассуждения о женском обрезании, о варварских традициях, о некоторых бессмысленных аспектах нашей жизни. Фильм к просмотру рекомендую.
bananovayaanna
6 мая 2017 / 18:01
  • 1274
  • 3