Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
20:44, 21 ноября 2010

О прокате, дубляже и государственном языке. Часть 2 Окончание

В прошлом посте я писал о том, что изменения в закон «О культуре» по сути недоработаны, но написал поверхностно, большей частью затронув популяризацию государственного языка. В этом же посте, я постараюсь проанализировать данные изменения и растолковаться, для тех плохо знаком с юридическим языком. Но в свойственной мне манере. Конечно же, буду рассматриваться, только те изменения, которые касаются кинематографа.

И так начнем?

В статью 28 закона Республики Казахстан «О культуре» вносятся нижеприведенные изменения, касательно того, какой фильм будет признан «Национальным».

1. Фильм признается национальным при совокупности следующих оснований:
1) если фильм создан на высоком художественном уровне, способен удовлетворять духовные потребности народа, служит государственным интересам, а также узнаванию Республики Казахстан на мировой арене через искусство кино;
2) при производстве, распространении и публичном показе (демонстрации) фильмов не менее семидесяти процентов общего объема работ по смете осуществляют кинематографические организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан;
3) продюсерами фильма являются гражданин Республики Казахстан и (или) юридическое лицо, в установленном порядке зарегистрированное на территории Республики Казахстан;
4) в состав съемочной группы фильма (режиссеры, операторы, звукооператоры, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных ролей) входит не более чем тридцать процентов лиц, не являющихся гражданами Республики Казахстан;
5) иностранные инвестиции в производство фильма не превышают тридцать процентов сметной стоимости фильма;
6) производство фильма частично или полностью осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
2. В соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, фильм, снятый совместно с иностранными кинематографическими организациями, может быть признан национальным.
3. Порядок признания фильма национальным определяется уполномоченным органом.

На первый взгляд, кажется, что все нормально. Правильно, высокохудожественное кино, снятое на деньги налогоплательщиков, гражданами Казахстана, а съемочная команда на 70% процентов, также граждане нашей страны. Но вот пункт третий данное статьи, меня как то настораживает. Что значит, уполномоченный орган? Министерство культуры и информаций? Специально созданный орган, куда войдут старперы из «Казахфильма»? Представлю себе, как это будет. Какой-нибудь режиссер, выбьет деньги у государства, и они в целостности и сохранности дойдут до него, никто (идеалистически конечно) не откусит своего куска от выделенных денег, снимут фильм о субкультуре. Скажем о панках. Фильм получиться высокохудожественным.

Кстати вопрос, что такое высокохудожественное кино? «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика высокохудожественное кино? «Звездные войны» эпизоды 4-6 Джорджа Лукаса? Что я говорю? Это же фантастика. Или как понять узнаваемость страны на мировой арене? Повсюду говорить, Астана, Назарбаев и флаг везде сувать? Какое-то нелепое кино тогда получиться. Вот точно придумал, показывать в фильме нефтедобывающие вышки и степь! Но некоторые могут подумать, что в Техасе завелись китайцы, которые говорят не на китайском. Сложный вопрос. И если через фильм Кубрика понятно, что это США, как никак нашивка звездно-полосатого флага на скафандре это объясняет, то Татуин – это точно не американский штат.

Как определить, что фильм получился высокохудожественным? По работе оператора, сценариста, актеров, монтажеров, режиссера и так далее по списку? Или время покажет? Или кассовые сборы? Может фильм выиграет кучу наград на различных фестивалях, кроме «Оскара»? Сами понимаете, что это, по сути - дело вкуса.

Возвращаемся к фильму о панках. Он получился просто офигительным, затронул множество проблем, его тепло принял не только широкий зритель, но еще и выиграл множество премий, в том числе и Золотую Каннскую Ветвь, и вот сидят старперы моралисты, в уполномоченном органе, и говорят: «Из-за нескольких моментов, которые порочат Казахстан, в частности о бездуховности нашей молодежи, и что казахская девушка участвует в оргий, фильм не получит статус национального». Маразм, да? Но и это еще не все, допустим, там сидят не моралисты и старперы. Но фильм снимал, к примеру Ахан Сатаев, за собственные деньги, а закон говорит, о том, что фильм должен быть снят на деньги налогоплательщиков или частично. Что, из-за подпункта в статье не видать ему этого статуса? Хреново однако.

Еще один, момент. Государственные интересы, как это понять? Пиарить повсюду столицу? Или говорить, о том что, на создание фильма вдохновил президент? Каждый год, государственные интересы меняются. Пару лет назад, приоритетной задачей правительства было войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Об этом кричали повсюду! Задание провалили, и о задаче благополучно забыли. Теперь идея другая: «Казахстан – инновационное государство»! Уверен - провалят, и все перестанут говорить на эту тему. Если следовать этой мысли, то надо снять фильм, который будет рассказывать про гениального физика, который создал процессор, с меньшей энергоемкостью и тепловыделением, чем конкуренты, но гораздо большей мощностью, и он очень дешев в изготовлений. Злые Intel, захотят украсть идею, но наши доблестные спецслужбы спасут ученого и его идею. Все фильм получил статус национального кино. Но вот незадача, наше государство не стало инновационным, идею все похерили, и что лишим фильм статуса? Или вот еще, вдруг Назарбаева свергли или он умер. Нет, вы не подумайте, я желаю ему много лет правления и жизни, но если вдруг? Придет какой-нибудь тип, вроде Хрущева, и начнется программа развенчивания культа личности Назарбаева. Что все фильмы разом потеряют статус?

Ладно идем дальше.

Статья 28-2. Выдача прокатного удостоверения на фильм
1. Фильмы, произведенные в Республике Казахстан, а также ввезенные (доставленные) в Республику Казахстан для проката и публичного показа (демонстрации), за исключением фильмов, ввозимых (доставленных) для демонстрации на фестивалях, семинарах, ретроспективе и других мероприятиях, в целях получения прокатного удостоверения на фильм регистрируются в Государственном реестре фильмов.
Настоящее требование не распространяется на фильмы, произведенные кинематографическими организациями бывшего СССР.
Прокатное удостоверение на фильм - документ, являющийся основанием для проката, в котором указываются технические сведения о фильме, информация о создателях, индексе и жанре фильма.
2. Выдачу прокатного удостоверения на фильм осуществляет уполномоченный орган по утвержденной им форме.
3. Для получения прокатного удостоверения на фильм заявителю необходимо представить:
1) заявление на имя руководителя уполномоченного органа;
2) документы, подтверждающие право заявителя на фильм или на его использование; к документам на иностранном языке прилагается нотариально засвидетельствованная копия на казахском и (или) русском языках;
3) аннотацию фильма;
4) сведения о произведениях, используемых в фильмах отечественного или совместного производства.
4. Заявление на получение прокатного удостоверения на фильм подлежит рассмотрению в течение десяти календарных дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает заявителю прокатное удостоверение на фильм.
5. Уполномоченный орган может отказать заявителю в выдаче прокатного удостоверения на фильм по следующим основаниям:
1) предоставление заявителем недостоверной или искаженной информации;
2) представление заявителем документов, не соответствующих требованиям пункта 3 настоящей статьи;
3) в случае, если содержание фильма направлено на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания национальной розни.
6. В случае установления недостоверности и (или) искаженности информации о фильме, ранее послужившей основанием для выдачи прокатного удостоверения на фильм, уполномоченный орган вправе отозвать в судебном порядке прокатное удостоверение на фильм.

Прокатное удостоверение. У-у-у-у-у-у-у-у-у! Фирмы прокатчики спрятались под стол, и описались от страха от такого страшного словосочетания! И правильно сделают, если так поступят.

Для начала, что такое прокатное удостоверение? Бумажка, которая дает права на прокат, вроде все понятно. Пока ничего страшного, но вот снова уполномоченные орган… Я чую жопой, что одной аннотаций фильма объемом в одну страничку им будет мало. Они могут потребовать и закрытый показ фильма, поверьте и в инструкции к деятельности этого уполномоченного органа, это будет написано, если не сразу, то через полгода это точно! Мало того, данная бумажка, по сути - цензура, и чье-нибудь субъективное мнение, используя подпункт 3 пункта 5 данной статьи, может отказать в прокате, ведь нам точно неизвестно, а что именно может вызвать у зрителя желание пойти на насильственный переворот и свержение действующей власти. Допустим, человек посмотрел фильм «Дневник мотоциклиста», кстати, советую, это фильм про Эрнеста Че Гевару, и о том, что именно подтолкнуло студента стать известным революционером и специалистом по ведению партизанской войны.

Но вернемся, к теме. Вот этот человек посмотрел фильм, и решил, что нынешняя власть, заботиться только о себе, а на народ плевать и начнет революционные действия, против власти. Это утрированный пример, но все же. Что запретим этот фильм? Или «Американская история Х», чем вам не фильм, про превосходство белой расы над черной? «Гран-торино» про старого расиста, хотя конечно это не так. Все зависит от того, как воспринимать данные фильм, и кто смотрит этот фильм. Или в фильме будет сказана такая идея: «Если власть угнетает народ, и живет ради собственных интересов, гражданин, которому не посрать на свою страну, должен сделать все, что бы уничтожить эту власть. Вплоть до кровопролития». Вот вам агитация, на тему свержения власти! А еще ведь надо потратить деньги на нотариально заверенный перевод документа, подтверждающий все права. Геморрой одним словом.

Устали наверно читать? Я вас понимаю, тоже не могу долго читать с монитора, но что поделать?

Статья 28-3. Индексы фильмов
1. Все фильмы, произведенные в Республике Казахстан, и фильмы, ввозимые (доставленные) на территорию Республики Казахстан с целью проката и публичной демонстрации, индексируются по зрительскому возрастному цензу.
Устанавливаются следующие индексы фильмов:
1) "К" - фильмы, предназначенные для зрителей разного возраста;
2) "БА" - фильмы, разрешенные для показа детям, достигшим двенадцати лет;
3) "Б14" - фильмы, которые детям до четырнадцати лет рекомендуется смотреть вместе с родителями;
4) "Е16" - фильмы, которые зрителям до шестнадцати лет рекомендуется смотреть вместе с родителями;
5) "Е18" - фильмы, предназначенные для зрителей с восемнадцати лет;
6) "НА" - фильмы, предназначенные только для зрителей, достигших двадцати одного года.
2. Публичный показ (демонстрация) фильма с индексом "НА" допускается в кинозалах и иных местах, предназначенных для этих целей, после 22 часов до 6 часов утра местного времени.
Показ фильма по телевидению (за исключением кабельного телевидения) с индексом "Е18" допускается после 22 часов до 6 часов утра местного времени, с индексом "НА" - после ноля часов до 6 часов утра местного времени.
3. Лицо, получившее прокатное удостоверение на фильм, обязано информировать зрителя об индексе фильма.
4. Информация об индексе фильма должна быть указана и доступна для потребителей в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным органом.

Индекс по возрастному цензу, это хорошо. Без ироний. Давно пора, как никак меня иногда ужасает, когда ребенок возрастом 12 лет бежит на просмотр «Пилы, какая там часть, но из разряда еще одна и все». Куда смотрят родители? Да в принципе и администрация кинотеатра. Но вопрос другой, как они будут определять содержание фильма и давать соответственный индекс? Видите ли, в основном, в мире используется один ценз, но за редким исключением, как например Австралия, там идет немного исправленный вариант характеристик каждого индекса. К примеру, фильм для 12 лет во всем мире, в Австралии может быть только для 14 летних, а в Японии то, что только с 16 лет, разрешают для просмотра всей семьею. А инструкций, относительно того, что можно, а чего нельзя, у нас нет. Представьте себе, депутат Тлеухан (моралист с бороденкой, он еще акын), после того, как закончиться его депутатский срок, попадет как раз в этот уполномоченный орган. Так он же вообще может большую часть фильмов загнать под индекс Е18 или нафиг запретит к прокату в Казахстане!

Но самая страшная статья, это конечно же следующая!

Статья 28-4. Язык проката фильмов
1. Прокат всех фильмов на территории Республики Казахстан осуществляется на казахском и других языках.
2. Прокат национальных фильмов должен осуществляться на казахском языке и, при необходимости, на других языках.
3. Все фильмы, ввозимые (доставленные) на территорию Республики Казахстан с целью проката, с 1 января 2012 года должны быть дублированы на казахском языке.

Про дубляж сказано много, очень много! Но пока воз и ныне там. Покумекали, пообсуждали и благополучно забыли. Зачем, ведь это не проблема потребителя, это проблема прокатчиков. Но все не так просто в Датском королевстве, т.е. в Казахском ханстве. Прокат всех фильмов на казахском и других языках. В Министерстве, сразу же пояснили, что главное, чтобы фильм был дублирован, а прокат не обязательно. Но зачем спрашивается дублировать, но при этом постараться не отбить денег? Это как построили два дома, один построили по европейским стандартам, а второй в виде юрты, но продавать квартиры в нем не обязательно, главное, чтобы был и все. Но опять же, в законе черным по белому написано: осуществляется на казахском и других языках. Слов на ветер не выкинешь, если прокат не будет на казахском языке, это естественно будет нарушением закона, а нарушение закона влечет за собой наказание. Согласитесь, в министерстве сами себе противоречат, а может, до них дошла вся абсурдность данной идеи?

Подпункт второй данной статьи, говорит нам, что национальные фильмы должны быть в прокате на государственном языке или при необходимости на других языках. Я уже писал, о том, что непонятно толком, как будут определяться национальный фильм. Согласитесь, просто так звание «Заслуженного артиста» не дают, а звание национального фильма, который по логике, должен быть достойным, тоже просто так не заслуживается. В США лучшие фильмы попадают в архив, но определяются такие фильмы только по истечению какого-то времени, и это очень почетно. А у нас получится, выполни требования и все, статус национального фильма тебе обеспечен! Но, допустим, я пишу сценарии… Что я говорю, я пишу сценарии. Ради экономий бюджета, будет проще написать его на казахском языке, но я казахского не знаю, в той мере, что позволило бы мне написать хороший сценарий, кто-то скажет: найми переводчика. Но если честно, я не хочу давать свой труд на откуп переводчика, по одной простой причине, если переводчик хреновый? Он же мне все испортит, значит, придется учить казахский, а это откинет меня на несколько лет назад, затем фильм надо будет дублировать на русский, потому что создатели фильма не захотят из-за перевода терять деньги, и в итоге что получается? Правильно! Замкнутый круг, который ведет к банкротству.

Понимаете, все сразу охватить в одном посте, нереально сложно. Есть такой вопрос как экономическая нецелесообразность, на который лучше смогут ответить специалисты, т.е. фирмы-прокатчики. Качество дубляжа, опять же это на откуп прокатчиков, хотя вы мои дорогие читатели, сами можете сравнить качество, посмотрев корейские дорамы на центральных каналах. Популяризация казахского языка, но это уже вопрос социологов и филологов. Я просто хочу объяснить, как эти изменения несовершенны, какие проблемы они поднимают, но которые не решают.

В нашей стране привыкли решать любые проблемы, как в Советском Союзе, снять верхнюю часть, а в корень зреть наши правители не умеют, они не смотрят и на то, как законы, которые они принимают, влияют на народ. В итоге один пласт нерешенных задач, закидывается на другой пласт, и так далее, что приводит к крушению всей системы.

Наше государство, пытается закрыть течь в корабле, который идет ко дну. И могу сказать, что они с этим очень плохо справляются. Знаете, почему это происходит? Все просто, потому что у нас с вами такое мышление: «это депутаты, политики, против них не попрешь». Но в декабре 1986 года студентам удалось пойти против властей, и это было в по-настоящему тоталитарном государстве. Если тогда они не испугались, так чего боимся мы?

На месте президента, я бы еще раз подумал, прежде чем подписывать данные изменения. В Древнем Риме, что бы народ не поднимал бунт, ему давали хлеба и зрелищ. В скором времени у нас отберут зрелище, а постоянный и неуклонный рост цен на продукты отберет и хлеба, и вот тогда будет уже поздно исправлять, то что они делают сейчас.

Пока не поздно, надо что-то делать, может создать сообщество тех, кто будет против данных изменения, а потом писать открытое письмо? Может устраивать пресс-конференций? Что? Одно я могу сказать точно, просто так закрывать глаза на возникшие проблемы нельзя, иначе … Да вы сами видите вокруг, что происходит, когда народ закрывает глаза.

Два этих поста я поместил в сообщество «Остросоциального размышления» по одной простой причине. Эти изменения в закон, очень сильно затрагивают социум Казахстана, и как мне кажется, они затрагивает лично каждого из нас…

.

0
299
0