Героические эпосы отдельных казахских родов, созданные до XIII века практически не сохранились, потерявшись в период бурных событий конца XII и начала XIII веков, ознаменовавшихся насильственным обьединением всех казахских родов в единое казахское государство Чингисханом. Созданные героические эпосы периодов Кипчакских ханов, Найманского, Керейтского, Меркитского, Киятского ханств были сметены новым историческим течением — объединением всех родов в единое казахское государство. При новом порядке не осталось места героическим эпосам бывших мелких казахских ханств и отдельных казахских родов, не имевших государственности, в связи с чем, они постепенно забылись. Однако традиции создания героических эпосов у казахского народа сохранились и даже усилились. Подтверждением этому являются эпосы Чингисхан, Ер Саиын (второе имя Батый-хана), египетские послы и историки часто в своих сочинениях писали Саиын-хан).3
Саиын на русский язык переводится как благородный. Кроме того, Батый-хан имел еще и третье имя — Алаш; Сюда же мы включаем гороические повествования: Кобыланды батыр; Алпамыс батыр; Ер Таргын; Ер Косай; Ка-банбай батыр; Кырымнын кырык батыры и др.
Второе дыхание героический эпос получил после образования Чингисханом великого, мощного казахского государства и создания Батый-ханом не менее мощного и великого государства Улыс-Жошы — Золотая Орда на территории современного Казахстана и Западной Сибири, и территориях западнее Волги. Два великих казахских государства просуществовали с 1206 по 1480 гг., в течение которых великий дух элитного народа создавал выдающиеся героические эпосы и другие высокохудожественные литературные произведения, многие из которых даны письменно. Героический эпос Чингисхан повествует о всем жизненном пути великой личности, оказавшей огромное влияние на дальнейшие судьбы всей Евразии. В данной книге путем детальных научных исследований будет показана история образования первого казахского государства и история жизни самого Чингисхана.
Казахские минигосударства, казахские роды, не имевших государственности и государство
Татар в конце XII и начале XIII века на территории Монголии
Современник вторжения войск Чингисхана на Ближний и Передний восток арабский историк Ибн аль-Асир сообщает:
«В этом (617~м) году в страны ислама явились Татары, большое тюркское племя… царь их по прозванию Чингисхан.. .»,4
» Татары жили на востоке вдоль Великой Китайской стены, а на западе проживали найманы и жалаиры» .5 Места проживания остальных казахских родов: Керейтов, Киятов, Меркитов, Коныратов, Мангытов и других мелких казахских родов, растворившихся в последующем среди крупных казахских родов хорошо известны. Из всех казахских родов государственность имели: Кияты (Киятское ханство); Найманы (Найманское ханство); Керейты (Керейтское ханство); Меркиты (Меркитское ханство); Государственность также имели Татары (Татарское ханство). Жалайыры, Конраты, Мангыты и др. государственности не имели.
Киятское ханство
В Киятское ханство входили два рода: Кияты и Тайшыуты. Ханы государства, происходили из рода Кият, Тайшыуты были подчиненным (покоренным) родом и после смерти Есикей-хана откочевали и враждовали с Киятами. Ханство занимало территорию в бассейне рек Онон и Керулен в его среднем и нижнем течении. Тайшыуты по всей вероятности не были тюркским племенем и в последующем были полностью уничтожены Чингисханом.
Найманское ханство
Было самым крупным и культурным государством на территории Монголии.
В примечании к книге Плано Карпини написано следующее: «Найманы — одно из наиболее крупных монгольских племен… Найманы были наиболее культурным из монгольских племен. Они первые заимствовали уйгурскую письменность».6 Найманское ханство находилось на территории Южного Алтая и на восток до бассейна Селенги и Орхон, и на восток до реки Каратал.
Меркитское ханство
Находилось в бассейне рек Селенги и Орхон, в его нижнем течении.
Керейтское ханство
Занимало Северную часть центральной Монголии. Ставка ханов Керейтов находилась в том месте, где в настоящее время находится город Улан-Батыр.
Коныраты
Проживали в верхнем течении реки Керулен до границ на севере и западе с Керейтами и Меркитами.
Жалаиры
Проживали в среднем и верхнем течении реки Орхон, имели тесные связи с Найманским ханством.
Мангыты
Проживали, главным образом, в Гоби-Алтайских горах и севернее до границ с Найманами.
Мелкие Казахские роды
Проживали на востоке Монголии в бассейне реки Калка.
Татарское ханство
Находилось южнее реки Керулен и занимало территорию до Великой Китайской стены.
Все вышеуказанные ханства находились в состоянии постоянного противостояния из-за пастбищ, которые являлись большим дефицитом в природном отношении бедной и тесной для проживания большого кочевого населения территории Монголии. В еще худшем положении находились казахские роды Конырат, Жал аир, Мангыт и др., не имевшие государственности. Объединение всех казахских родов в единое государство с последующей перекочевкой на территорию современного Казахстана было
жизненной необходимостью. Все казахские роды, проживавшие на территории Монголии исповедывали веру » Тенгрианство» суть которой заключалась в поклонении вечно синему небу, повелителем которого был Танири, в русской транскрипции Тенгри.7 Единобожие казахов облегчало их обьединение в единое государство. Памятником, оставшимся у казахов от тенгринство являтся гора семитысячных в Раймбековском районе Алматинской области – Хан Тенгри.
Главная историческая заслуга Чингисхана перед народом, в том что он силой объединил разрозненные казахские роды на территории Монголии в единое, мощное государство, присоединил к этому государству Татар и вывел их на территорию современного Казахстана в 1217-1218 годах. Присоединив к этому государству остальные казахские роды: Кыпшак, Аргын, Алшын, Дулат, Албан, Шапырашты, Канлы, Ысты и др., он создал современный казахский народ и первое казахское государство. Казахи больше никогда не возвращались на брошенные ими земли в Монголии, а продвигались на Запад.
Оставленные казахами земли постепенно заселили современные монгольские племена, вышедшие из лесов. Само слово монгол происходит из казахского слова мынгол, которые из-за трудности произношения постепенно трансформировалось в мынгол — монгол и состоит из двух казахских слов: мын-тысяча, кол-войско, мынкол-тысяча войск. В монгольском языке слово монгол не обнаружено.
Продолжение следует…