Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
08:58, 09 ноября 2010

Валерий Лашкевич

Валерий ЛашкевичМесяц назад решил записаться на курсы фотографа. И тут случайно узнал что у нас в Караганде появились подобные курсы, вернее они были, но не все о них знали. Ну это не важно в общем, важно то, что я познакомился с настоящим профессионалом в этом деле и очень рад что буду учиться у такого мастера!

Валерий Лашкевич занимается фотографией очень давно. За его плечами очень много работ в области фотографий, кроме того он стоял у истоков телеканала "Сфера" в Темиртау. Человек очень интересный.

Вот материал на который я наткнулся в интернете в результате поиска информации о Валерии Лашкевиче - Внимание "Копипаст"

 

Кого только не приходилось снимать карагандинскому оператору и фотографу Валерию Лашкевичу: Тохтара Аубакирова, Жанну Агузарову, Владимира Преснякова. А еще он был одним из тех, благодаря кому в Темиртау начал работать телеканал «Сфера». А сейчас Валерий Лашкевич - обладатель необычной коллекции кинокамер 50-60-х годов.

Валерий Лашкевич хорошо известен не только в Караганде. Темиртауские фотографы и операторы не только сотрудничают с ним, но и дружат и учатся у этого необычного человека. Ведь другого такого специалиста по кино-, видео-, фотосъемке в нашем регионе не сыскать. Сам же Валерий называет себя специалистом по современной фотографии, которой увлекается последние 10 лет, а до этого он работал оператором на областном телевидении, затем был продюсером карагандинского коммерческого телевидения, одним из организаторов телекомпании «Сфера». Сейчас он еще и педагог – преподает карагандинским и темиртауским фотографам, операторам и просто любителям технику кино-, видео- и фотосъемок. А еще в его студии имеется необычная коллекция – кинокамеры ХХ века. Для Валерия Лашкевича они - символ кино. Он специально выменивал их, покупал, но увлечение, как это обычно бывает, зашло слишком далеко. Теперь кинокамеры занимают значительную площадь студии и даже мешают работать, но отказаться них Валерий не может.

Путешествие в эпоху кино

Переступаешь порог студии Валерия Лашкевича - и словно переносишься в эпоху 50-60-х годов, которые разве что в старых фильмах и видел. Из угла на тебя уставился видоискатель точно такой же кинокамеры, которую можно увидеть в фильме «Москва слезам не верит». Спрашиваем Валерия о своей догадке и слышим утвердительный ответ: так и есть. И кадры давно знакомого фильма проносятся перед глазами. Вот Катерина Тихомирова приходит в свой директорский кабинет химзавода, а Родион с телевизионщиками устанавливает громоздкую камеру…

Поворачиваешь голову - и натыкаешься еще на более, как нам кажется, древнюю чудо-камеру – выше и больше первой. Такую видеть не доводилось, но вот фильмы, которые снимали такой камерой, всем хорошо знакомы. Ведь это любимые всеми «Человек-амфибия», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С легким паром!»

- Они до сих пор в рабочем состоянии, у меня и пленка для этих кинокамер имеется, - говорит Валерий Лашкевич и начинает с трудом выкатывать кинокамеры на середину студии. – Камера КТ-132 весит больше 100 кг. Но она вся разбирается. Ее возили в спецавтобусе, на боку которого были синяя, зеленая и красная полосы и надпись «КТВ». Эти технические автобусы были специально оборудованы под перевоз этой камеры, вся она умещалась в семи ящиках. На ней снимали знаковые фильмы – «Москва слезам не верит», «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Blog post image

Валерий Лашкевич: «Если сравнить кассету из современной видеокамеры с кассетой старой камеры, становится видно, насколько громоздкой была видеотехника»

Конечно, те камеры, что имеются в коллекции Валерия, к съемкам данных фильмов отношения не имеют. Например, собрат телекамеры, которая использовалась для съемки фильма про изобретателя машины времени и его гостя Ивана Грозного, на областное телевидение поступил для того, чтобы снять для истории строительство Казахстанской Магнитки, развитие шахтерской Караганды.

Blog post image

Именно такую камеру можно было увидеть во второй серии фильма «Москва слезам не верит»

- Все, что снималось для истории, снималось на этой камере с 35-миллиметровой пленкой «Кодак». Это был стандарт. И это было очень неудобно. Но ведь в то время видеокамер не было, - говорит Валерий Лашкевич. - То, что мы называем «большое кино», - это та же самая пленка. И до сих пор, когда мы приходим в кинотеатр, мы смотрим кино именно с такой пленки. Правда, камеры сейчас поменьше. Есть уже фильмы, что снимают на цифровые и видеокамеры, но кинопроизводство до сих пор держится на тех камерах, прототипом которых является вот эта громоздкая камера.

В коллекции Валерия есть переносные камеры советского периода, которые использовались для документальной съемки на улице. Например, одна из них, которую старшее поколение видело в хрониках о гибели парохода «Челюскин». Есть и еще одна, лицевая часть которой напоминает собачью морду. Эта камера не только внешне не похожа на современные, которыми пользуются новостийщики. Операторы советского периода должны были быть крепкими парнями, ведь вес такой железяки доходил до 25 кг. Попробуй потаскай это чудо из металла на плече! Ее более современный собрат поступил на областное телевидение из «Казахфильма» для документальных съемок работы Кармета для «Гостелерадио». Но еще в 80-х годах именно эта камера была главной в работе областного телевидения. Это была основная камера для съемки новостей.

Blog post image

Лицевая часть камеры напоминает собачью морду. На неё в СССР снимали новостийные сюжеты

 

- 10 лет я работал на областном телевидении, и все съемки мы вели на кинопленку. Но для хроники мы использовали пленку в 16 мм, - говорит Валерий. – У нас в регионе эта техника уже не используется, это раритет, а, например, в больших студиях России, Украины вот эта камера КТ-132 еще в работе. Могу сказать, что такие экспонаты, что есть у меня, имеются и на «Мосфильме». Например, в Москве в столовой «Мосфильма», куда я обязательно хожу каждый свой приезд, вся эта техника стоит в виде экспонатов в холле. Это настоящая экспозиция, там дух советского кино, на котором многие из нас выросли. Вот я у себя и попытался собрать нечто подобное, для меня это - символ кино. Ведь с появлением 35-миллиметровой кинокамеры началась эпоха кино.

Blog post image

Ещё два года назад этот фотоаппарат работал в фотосалоне. Сейчас он – часть коллекции Валерия Лашкевича

 

Валерий становится к камере КТ-132, на которой он в 80-х годах работал оператором, привычным жестом надевает наушники, попутно объясняет, что к чему. Так мы и узнаем, что только видоискатель камеры КТ-132 больше по размеру, чем современная телекамера. Далее Валерий показывает на ручки по бокам камеры – это управление зумом (наезд, отъезд). Еще пара массивных ручек, которые не обхватишь ладонью, - поворот влево-вправо. Рычаг внизу – для ноги, чтобы можно было поднимать камеру, снимая небо или пол.

 

- Сложно содержать эту коллекцию: много места занимает, да и время нужно, чтобы все протереть хотя бы от пыли. Да и мешает, ведь в этой студии ежедневно пишется программа «Зодиак» для АРТ, – поясняет Валерий Лашкевич. – Сейчас, имея легкую камеру, можно на съемку сюжета приехать за 10 секунд до события и успеть все снять. А мы с ПТС – передвижной телестанцией - выезжали за четыре часа бригадой в 20 человек, причем 6 человек были режиссеры, операторы, остальные - обслуживающий персонал - техники и инженеры. Ведь только два часа уходило на то, чтобы выставить камеру. Выставили в одну сторону, а событие произошло левее или правее - все, момент упущен. Ведь каждый кадр снимали отдельно, эту камеру не поведешь по сторонам. Но чтобы это понять и ощутить, надо эту железяку просто взять в руки. Для примера вот это кассета, - Валерий хлопает по верхней части камеры, собратом которой снимался «Человек-амфибия», - а сейчас я рядом подержу современную кассету. Ясно, что была за техника? Я уж не говорю про флешку. Техника сильно изменилась, а вот события и люди, что стоят перед телекамерами, остались прежними. Да и свет, законы съемки тоже не изменились.

 

Подобной камерой Лашкевич снимал Тохтара Аубакирова во время его полета на авианосце «МиГ-29» в Черном море, когда будущий космонавт служил летчиком-испытателем в конструкторском бюро Микояна. Впрочем, в Москве у Валерия было много съемок, ведь операторскую практику он проходил в Останкино. Так что все концертные программы тех времен он смотрел через видоискатель одной из восьми камер КТ-132. Присутствовал на съемках юмористических сюжетов с участием Михаила Пуговкина. Общение на съемочной площадке с этим артистом Валерия Лашкевича поразило – никакой звездности, общительный и спокойный. А вот опыт личной съемки звезд он получил, вернувшись на областное телевидение. В карагандинской студии ему довелось снимать Жанну Агузарову и Владимира Преснякова.

 

- Агузарова сразу же сказала, чтобы ее не снимали в профиль, причина, я думаю, понятна, - вспоминает Валерий Лашкевич. - Я выставил свет. Но тут включилась боковая камера для съемок общего плана издалека, Агузарова тут же повернулась к этой камере и сказала, что ведь она предупреждала, чтобы не было боковых съемок. Но когда мы ей показали, как выставлен свет, каким получился кадр, она осталась довольна.

Blog post image

Ручную камеру «Кварц» советские туристы брали в путешествие за границу для съемок достопримечательностей

 

Продолжаем осмотр сокровищ Валерия Лашкевича и на одной из полок видим ручную кинокамеру, тоже знакомую по старым фильмам. Такими камерами «Кварц» в 70-80-х годах снимали для домашнего видео свои редкие путешествия за границу продвинутые советские граждане. Правда, стоила эта любительская 8-миллиметровая камера очень дорого, в свободной продаже ее почти не было, так что похвастаться таким приобретением могли единицы. Собственно, тогда домашнее видео было редкостью.

 

Есть в коллекции Валерия и фотокамеры советского периода, те, что использовали фотокорреспонденты и фотолюбители, и те, при помощи которых делали художественные портреты в фотосалонах. Деревянная чудо-машина, когда фотограф чуть ли не по уши залезал в камеру и накрывал голову черной тканью, появилась в студии всего два года назад, а до этого она работала в одной из фотостудий Караганды. Но фотоаппараты Валерий Лашкевич не считает особенной частью своей коллекции, для него важно только то, что связано с телевидением и кино.

 

 

В середине 90-х телеканал «Сфера» был оснащен лучшим оборудованием в области

 

Когда руководство Карметкомбината и детско-юношеского центра, работающего от завода, решило организовать при своей гимназии (сейчас это частная гимназия им. Аубакирова) учебное телевидение, где ученики сами бы делали программы о жизни школы, то за помощью было решено обратиться к карагандинским специалистам, ведь в Темиртау тогда работал лишь один кабельный канал. На помощь ученикам и их педагогам пришел Валерий Лашкевич, работающий в 1993 году продюсером карагандинского коммерческого телеканала.

 

- Я организовывал это телевидение «с нуля», у меня был большой опыт работы на телевидении. У Кармета были ресурсы, и было решено сделать детское телевидение. Была возможность при наличии денег купить студию, ведь к тому времени уже не было таких громоздких камер, как в «Москва слезам не верит», уже были переносные камеры, бытовые, видеомагнитофоны, компьютеры, монтажные столы, - говорит Валерий Лашкевич. – Планировалось сделать учебное телевидение при гимназии, а мы в итоге сделали эфирное телевидение с вещанием на весь город – телекомпанию «Сфера». У нас было такое оборудование, ведь мы сделали телевидение таким, каким оно должно было быть и было, например, в Москве, так что к нам ездили из Караганды смотреть, чем должно быть оснащено телевидение, ведь такого оборудования не было тогда даже на областном телевидении.

 

Директором и главным специалистом «Сферы» Валерий работал три года, попутно обучая персонал, который выпускал в эфир программы. А ведь свою первую поездку в Темиртау Валерий до сих пор вспоминает с ужасом. Приехал в город на электричке, пока добрался до 1 микрорайона, где находится ДЮЦ, весь вымок и измазался. Город то ли из-за дождя, то ли из-за того, что от железного полотна пришлось идти по зарослям полыни, представился Валерию дремучей провинцией. Так уж получилось, что, живя в Караганде, в Темиртау он ни разу не был. Но стоило только войти в ДЮЦ и познакомиться с теми, с кем предстояло работать, Валерий изменил свое мнение: таких творческих людей не часто встретишь.

 

Так что у начинающего телевидения были перспективы, а затем пришел и первый успех. Например, первая авторская программа «80 интервью с московскими звездами» была лучшей, ведь темиртаусцы могли смотреть передачи, в которых темиртауские журналисты задавали вопросы, например, Вячеславу Тихонову, для чего специально ездили в Москву. В телестудии, которая в то время располагалась в ДЮЦе Кармета, снимали интервью с Алексеем Глызиным. Были и прямые эфиры с интересными людьми из числа темиртаусцев и карагандинцев, не обошлось и без программ с участием школьников. Новостная программа «Будни» пользовалась успехом у горожан. Часть программ даже дублировали карагандинские каналы.

 

- Я выскажу свое мнение, хотя многие на него обидятся. В 90-х годах в Карагандинской области телевидение было классом намного выше, чем сейчас, ведь мы тогда работали по стандарту, его устанавливала Москва. Я сам тогда бесился: мол, чего навязывать какие-то стандарты - где Москва и где Караганда. А сейчас, видя, во что превращается телевидение в области, я понимаю, что это было правильно. Стандарты устанавливало «Гостелерадио», и они были высокими. Отбор телеведущие проходили настолько жесткий, что совпасть по всем параметрам было просто невозможно. Сейчас все не так. И мне, как старожилу советского телевидения, немного жаль, что опыт не приумножили, а в какой-то степени утеряли, - говорит Валерий Лашкевич.

 

 

Анна БОНДАРЬ

 

 

 

© «Вечерняя газета» № 6 (564) от 11 февраля 2009 г.

 

П.С. Хочу быстрей дождаться 1 декабря, именно в это время начнутся занятия...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
1047
6