Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
10:41, 01 мая 2020

Актуальна ли программа Болашак для гуманитариев?

Работая по своей профессии, в определенное время пришла в голову мысль, что необходимо повышать свои знания. Накопился достаточный опыт, и простые дискуссии на различные темы уже были недостаточны, и этот поток мыслей требовал определенного целенаправленного потока, которую можно было бы и реализовать, в том числе науке. Через некоторое время решил найти себя на поприще науки.

В итоге два года назад поступил на магистратуру в одном из хороших казахстанских вузов. И вот, участвуя на занятиях, за написанием диссертации и проверке на антиплагиат, меня стали посещать мысли, в целом, о системе магистратуры в отдельно взятом Казахстане.

Наука - это очень полезная вещь для общества и страны. Некоторые магистранты выбирают учебу за рубежом. Это очень радует, вроде учишься и знаешь тему диссертации на отлично, изучаешь методику предмета, то есть сплошные плюсы.

Нужно ли зарубежное образования для Казахстана на государственные деньги? Я еще понимаю студентов, которые не найдя интересующие предметы в ВУЗах своей страны (в основном по точным наукам) едут учиться за рубеж, но не совсем понимаю тех, кого государство отправляет по гуманитарным наукам.

Раньше, когда слышал про степендиантов Болашак действительно отожествлял их с Билл Гейтсом или Илоном Маском, которых обучают в иностранных вузах нестандартному мышлению, которые будут продвигать бизнес и государственный менеджмент вперед. Которые думают об освоении космоса, о развитии общества и благосостояния граждан.

Но первым предупредительным сигналом стал мой сокурсник, который закончил магистратуру по программе Болашак и приехал работать в регион в одну государственную компанию при акимате, которая должна была развивать местный бизнес и поддерживать местных предпринимателей. Я, в тот момент, работал в аналогичной компании, но в другом направлении.

Узнав о сокурснике (ну, еще в то время молодость по студенческим годам не улетучилась в голове) навестил его. Он сразу дал понять, что окончил Болашак и учился где-то в Англии два года что-то связанное с бизнесом и правом. Тогда я тоже подумывал отучиться по этой программе и соответственно стал задавать ему уточняющиеся вопросы связанное с учебой в Англии, какие предметы изучал, как сдавал, сколько раз надо было ходить на занятия, какие предметы по бизнесу и т.п. и мой сокурсник, который с упоением было начал рассказывать про учебу в Англии быстро сменил тему.

В итоге той беседы, он попросил меня не называть по имени, а обращаться строго по имени и отчеству, никому не говорить, что мы сокурсники и что я его лично знаю. Я тогда служил в вооруженных силах и военнослужащие в основном офицеры обращались друг к другу по имени отчеству и строго на вы, в целом идея армии и устава искоренить панибратство между военными. И как-то эту идею не воспринял как оскорбление или унижение. Ну думал, раз человек учился в Англии, он точно поднимет регион и там только так между собою общаются.

Вторым сигналом был следующий факт. Так как я работал юристом в одной государственной компании, меня сделали подотчетным моему сокурснику, которыми готовил соответствующие доклады, ну там банальщина обычного офисного планктона. Собрать информацию и передать начальству для совещания в местном акимате. Мой сокурсник с этой информацией на флэшке шел в акимат на совещание и с умным видом озвучивал ту информацию, которые собирали финансисты, юристы и технари. Ну, тогда не придавал значения и предполагал, что может после совещания мой сокурсник толкал умные идеи по развитию бизнеса в акимате.

Время шло и картина стала прояснятся еще лучше, пока не стали поступать очень много предупреждающих сигналов, что обучение за рубежом для моего сокурсника пошло не в то русло. Мой сокурсник, который окончил юридический университет, стал плавать в местном законодательстве! Он путал понятия, стало видно, что не участвовал в судебных процессах.

Мне, как выпускнику юридического университета, который после ВУЗа служил в рядах вооруженных сил шесть лет, было бы может простительно, если забыл бы тот или иной предмет, но из его уст слышать такие ошибки выглядело, как минимум, неуместно.

Государственная компания судилась со многими компания и индивидуальными предпринимателями, и многие юристы в аналогичным компаниях были по этим работам подотчетны ему. Так вот, требовал от меня и других юристов невозможное, к примеру, быстрое судебное решение.

Поясню для обывателя, у судей есть сроки, а он мог потребовать судебное решение через две недели после подачи иска юристами. Но не может судья после двух недель после сдачи иска вынести полноценное судебное решение с изучением всех нюансов дела, с привлечением специалистов налоговых органов, у судьи, как минимум, уходит неделя, чтобы принять дело в свое производство. И то, наше правосудие считается быстрым, по сравнению с другими государствами.

Объяснять и ссылаться на закон ему не было смысла, так как он не желал вникать в статьи и законы Казахстана. Это был трэш. Но потом он стал наказывать юристов и других работников за такие вот упущения. Допустим, через две недели он мог попросить полноценное решение у юриста, на третью неделю, если не было решения (а судебные процессы по таким экономическим делам могут длятся по три месяца), он мог дать выговор юристу, а еще через несколько дней еще выговор и потом через день уволить человека, который не справляется со своими трудовыми обязанностями.

Во-многих компаниях началась текучка кадров (в компаниях Илона Маска по выпуску автомобилей Тесла, который славился грубым отношениям к подчиненным текучка была в районе 2% в год, в автомобильных компаниях Детройда текучка кадров остается в районе 0,2% в год. Этот факт указан в книге про Илона Маска).

Через год там уже работали сто процентов другие работники. В общем, панибратство развилось со страшной скоростью с некоторыми новыми работниками, пока он на свой день рождения буквально не потребовал от работников компании подарить ему айфон последней модели. Работники стали скидываться из своей заработной платы на новый телефон. Со мной не стал общаться, к слову, совсем и стал игнорировать, в общем, через пару месяцев после его прибытия на эту должность, мне пришлось уволиться и стать стажером адвоката. Но это уже совсем другая история.

В общем, ничего толкового от его руководства в компании не добавилось, никаких бизнес-решений не было. Использование служебных моментов в личных интересах и много чего другого.

Только, наверное, единственное положительное в учебе за рубежом то, что он хорошо разбирался в элитных сортах алкоголя, ну соответственно стал завсегдатаем вечерних и ночных увеселительных заведений. Вместе с ним прибыли поднимать регион несколько болашакеров, но от них не было слышно не слуху не духу, кроме своих кабинетов никуда не ходили, не интересовались абсолютно ничем.

Уровень английского языка у моего сокурсника не сказать, что хороший. В своем веку мне пришлось общаться на английском языке со многими иностранцами (немцы, китайцы, англичане) через переводчиков. Слышал своих соотечественников, которые общались с ними. Но их язык изобиловал всякими синонимами и слэнгами на одно слово, которые я не понимал и приходилось обращаться к переводчику.

А английский язык выпускника Болашака, о котором идет речь была понятной на уровне школьной программы старших классов, то есть выступления и общения на английском языке можно было понять без переводчика. Владение языком на уровне "London is the capital of Great Britain".

Конечно, в этом посте это моё личное субъективное мнение и оцениваю его действия со своей точки зрения и читатель может засомневаться в правдивости. Кто-то может меня обвинить в зависти этому выпускнику.

Но я общался со многими, кто учился за рубежом. Я видел тех, кто учился по техническим специальностям и обслуживали и запускали сложную технику, когда местные работники не могли запустить или не совсем понимали порядок эксплуатации и запуска. И действительно, со стороны кажется, что творят чудо. У некоторых даже менталитет поменялся, имеется акцент на русском языке.

Мир не стоит не месте, по всем точным наукам идет технологическое развитие (медицина, связь, нефтедобыча, машиностроение и т.п.) и это правильно, что надо отправлять студентов, которые здесь могут обслуживать и эксплуатировать такую технику, но считаю не правильным отпускать учиться магистрантов по некоторым гуманитарным наукам, в том числе юриспруденция или правоведение.

Ну будет, допустим, магистрант на государственные деньги изучать местное право и законодательство в Германии или в Англии. И что это даст магистранту, если у нас система государства совсем иная? Казахстанцам можно только обращаться в Комитет по правам человека в ООН и только по тем Конвенциям, которые ратифицировал у себя. А эти конвенции учат в каждом казахстанском вузе по специальности юриспруденция. И студент второго или третьего курса уже прекрасно знает, какие конвенции, и о чем идет речь в этих конвенциях.

Непосредственно сталкивался по работе с несколькими выпускниками Болашака, которые обучались за границей. Не умаляя их эрудиции и интеллекта могу сказать, что обладают такими же знаниями, ведь у нас то же законодательство, такое же составление документов. А если работают с иностранными компаниями и составляют договора с иностранцами, им все равно переведут специальные переводчики компании.

Если я написал диссертацию по теме казахстанского законодательства и изучив эту тему в течение года - плаваю в этой теме как рыба в воде, перелопатил кучу литературы, провел десятки часов с этой темой, переводил на казахский язык и могу рассказывать об этой теме, как Бабба про креветки в фильме "Форест Гамп", без остановки по всем главам, то я не представить не могу, о чем писал и как писали в зарубежных вузах наши соотечественники.

А есть те, кто не приехал и остался жить по такой программе за границей, где учился. В общем очень много вопросов по этой стипендии, но считаю, что обучение по таким специальностям как юриспруденция и экономика в магистратуре должно быть в казахстанских вузах, чтобы иметь представление по изучаемому предмету.

1
857
0