Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
729 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
3
08:21, 21 февраля 2020

Гастроли в Алматы. Астана Балет представляет изощренно-упадочный репертуар

Первый номер балет, созданный специально для этого театра молодым немецким хореографом Раймондо Робеком, “A Journey of a Memory”, "Путешествие в память", мировая премьера состоялась весной 2019 года. Автор сказал:

«У всех нас есть свои воспоминания. Радостные и грустные. Одни остаются с нами навсегда, другие со временем исчезают. Героиня моего балета – женщина. На сцене она появляется в образе реального человека и ее памяти. Она смотрит в зеркало и оказывается в зазеркалье, где рядом ушедшие люди, где прошлое оживает. В зеркале мы видим не только свое отражение, но и свои переживания, всю свою жизнь».

Раймондо Робек поставил не только танцы – все оформление спектакля, сценографию, костюмы.

Blog post image

Это не простые воспоминания, это плод помраченного сознания. Делирий. Мрачнейшая сюрно-готическая обстановка, на сцене темно, как темнеет в глазах, когда у человека гипоксия мозга и он «отходит» в обморок или в смерть. Везде свечи, много свечей, канделябры, свечные люстры, драпировки черного бархата, огромная рама задрапированного зеркала, которую держат огромные руки. «Где стол был яств там гроб» не стоит, но явно предполагается, такая атмосфера.

Главная героиня больна или умирает, и перед ее мысленным взором проходит это представление. Страдающая героиня в неглиже, в пижамной рубашке, из зеркала выходит ее зазеркальный воспоминаемый двойник. Выходит мужчина, появляются друзья, начинаются изумительные танцы, текучие плавные движения, волнообразные, спиралевидные, мягкие. Кордебалет друзей извиваются, кружится, руками создают червеобразные волны.

Blog post image

Любой кто болел тяжелой инфекцией с интоксикацией и пережил тягостную ночь с пред-делириозными снами, узнает этот томительный ужас. Беру в свидетели Бодлера, человека, чрезвычайно хорошо разбиравшегося в изменённом сознании. Перевод Бальмонта “Le Gouffre”,«Пропасть» или «Бездна , в сочетании с подстрочным гугль-переводом его стихотворения, чтобы понять изначальные слова.

Паскаль носил в душе водоворот без дна.

- Всё пропасть алчная: слова, мечты, желанья.

Мне тайну ужаса открыла тишина,
И холодею я от чёрного сознанья.

Вверху, внизу, везде, бездонность, глубина,
Пространство страшное с отравою молчанья.
Во тьме моих ночей встаёт уродство сна
Многообразного, — кошмар без окончанья.

Мне чудится, что ночь — зияющий провал,
И кто в неё вступил, тот схвачен темнотою.
Сквозь каждое окно — бездонность предо мною.

Мой дух с восторгом бы в ничтожестве пропал,
Чтоб тьмой бесчувствия закрыть свои терзанья.
— А! Никогда не быть вне Чисел, вне Сознанья!

Бодлер писал о большой дыре, о многогранниках, о бесконечности, о преследовании разума головокружением и о Числах.

Хореография «головокружилась». Героиня взаимодействовала только с самой собой, со своим двойником, берясь за руки и крутя этими руками восьмерки—бесконечности. Мужчина в дуэтном танце – оказывал только поддержку, отношений не было, не понятно, что было между ними – романтическая любовь, вожделение, абьюз? Друзья тоже были отстранённые, как тени. Одиночество и отчужденность героини в кошмаре. Героинь танцевали Айнура Абильгазина и Дарина Кайрашева. Парных мужчин танцевали Султанов Сундет и Фархад Буриев. В финале спектакля альтер-эго из зеркала повисает на опустившейся люстре. Она повесилась?

Blog post image

Впечатление этот балет оставил сильное. До озноба.

Представление имело внутреннюю логику, трип из недр больного сознания переместился в горние выси «Кончерто барокко» Джорджа Баланчина. В фильме «Орудия смерти. Город костей» говорилось, что Бах экспериментально доказал, что его хорошо темперированные гармонии вызывают неприятные ощущения у демонов из ада. Бах тоже оказался сумеречным охотником на демонов, человеком, в жилах которого течет кровь ангелов.

Blog post image

Этот балет фонд Баланчина кому попало ставить на сцене не дает. Труппа должна доказать высокий уровень. Смысл балета – танцевать музыку, концерт ре минор для двух скрипок с оркестром. Две солирующие балерины танцуют музыку двух скрипок, кордебалет соответствует восьми инструментам оркестра, каждая танцуют свою музыкальную партию. Дуэт с мужчиной танцует медленную лирическую часть концерта. Абстрактно, но можно увидеть рай и музыку сфер, на это намекает и небесная голубизна сцены и белые минималистичные тюники танцующих на острие иглы ангелов. В хорошем исполнении это медитативное зрелище, настоящая сладкая отрава балета. При всей слаженности исполнения, они музыку не станцевали. Это было старательное школярское исполнение.

Blog post image

После небес третий спектакль “Love’s Lost Idols” «Утерянные кумиры любви» Николо Фонте низверг нас в Нижний мир. В программке пишут, что это

«лирическая медитация, пластический парафраз ответа на вопрос: «Как мы живем, зная, что всему придет конец?». Ничто не вечно, все непостоянно. Есть только «здесь» и «сейчас»». И это про жизнь артистов на сцене.
Blog post image

Фото Елены Петровой

Творцы могут что угодно писать о бессюжетных балетах, в основе их вдохновения могут быть любые идеи, на выходе зрители увидят другое собственное. Программку не нужно читать до просмотра.

Blog post image

Фото https://www.instagram.com/asxatographer/

Малый народец, Честный Двор, фейри из кельтского ирландского и шотландского фольклора танцуют под музыку пьяных скрипок под Курганом фей. Нежить одета в зеленые легкие одежды. Музыка Эцио Боссо холодная, просто ледяная. Это не веселое веселье. Треугольники из одной женщины и двух мужчин. Пейзажи меняется. Из-под земли плясы перемещаются на ледяные торосы Севера с полярным сиянием. На сцене вечная ночь. Может, они не фейри, а другие персонажи Золотой ветви, дриады, паны. Хореография этого спектакля какая-то бессистемная, смысла нет, одни ощущения и ассоциации. Труппа танцевала превосходно.

Blog post image

Впечатление от представления – это исключительно изощренное эстетское зрелище, декаданс, сбалансированный здоровым произведением Джорджа Баланчина. У этой балетной компании есть свой, по-нездешнему утонченный стиль.

Фото взяты с сайта театра и страницы театра в фейсбуке

3
1478
0