Пианист / The Pianist (2000)

Артемий November 4, 2010
1091
4
0
0

Собственно: Владислав Шпильман, известный польский пианист и композитор, переживает целую череду ужасных страданий — в его страну вторгаются нацистские войска, его, как еврея, переселяют вместе с...

Собственно:

Владислав Шпильман, известный польский пианист и композитор, переживает целую череду ужасных страданий — в его страну вторгаются нацистские войска, его, как еврея, переселяют вместе с семьей и многими соотечественниками в Варшавское гетто, а после собираются отправить в концентрационный лагерь.

По счастливой случайности избежав отправки, но потеряв связь с семьей, Шпильману приходиться в течении нескольких лет прятаться в родном городе по квартирам знакомых и в развалинах бывшего гетто, спасаясь от обезумевших от безнаказанности нацистов, и дожидаясь окончания оккупации.

***

Возвращаюсь к рецензированию фильмов, как для тех кто уже видел, так и для тех кто еще нет. Вчера пересмотрел во второй раз «Пианиста» — сегодня рецензия на это очень довольно известное кино.

Тема Холокоста, и вообще военная тема Второй Мировой Войны очень популярна в современном обществе — что не удивляет. Огромный отпечаток, что остался от войны и ужасных трагедий творившихся на ее фоне навсегда останется в жизни и памяти многих людей. Миллионы людских судеб оборвала эта война, целью которой было сначала порабощение многих народов и этносов, а потом и полная ликвидация как вида.

Владислав Шпильман был из тех, кого нацистская идеология назвала не просто «нежелательным элементом», а даже вообще не человеком, которые заслуживали никакой другой судьбы, кроме как удушения Циклоном-Б в закрытой наглухо душевой, и сжигания в печке.  Шпильману удалось выжить во время Холокоста, но к сожалению, он пережил всю свою семью, которая погибла в застенках концлагеря Треблинка, и его мемуары, которые он написал не задолго до своей смерти, легли в основу этой истории изложенной в фильме.

Фильм «Пианист» снял небезызвестный Роман Полански, сам еврейский поляк по происхождению, известный не только тем что его жену убили «дети цветов» — хиппи из банды Мэнсона в 60-х, не только тем что Полански был обвинен в изнасиловании несовершеннолетней в чем и сам признался, надеясь на снисхождение суда, но и также тем что действительно умеет снимать кино. Многие наверняка видели такие картины как «Ребёнок Розмари» снятый по популярному роману Айры Левина или «Девятые врата» по роману испанца Переса-Реверте. Кстати, в случае с «Вратами» Полански сделал невероятное — выкинув из книжки ровно половину составляющей, он оставил самое интересное с кинематографической точки зрения — охоту Дина Корсо за сатанинскими фолиантами. В пример шикарности этого действия могу поставить разве что аналогичный прием связанный с экранизацией толстенного детектива Джеймса Эллроя «Секреты Лос-Анджелеса».

Полански, что интересно, снимал фильм не только о невероятной судьбе Шпильмана, но и о своей тоже — будучи маленьким мальчиком, Роман сам пережил время Холокоста и жизнь в гетто, поэтому многие моменты в ленте навеяны его собственными воспоминаниями о том времени.

Оценивая «Пианиста» лично мне сложно отделаться от постоянного желания сравнивать его с тем же «Списком Шиндлера», срежиссированным другим евреем — Стивеном Спилбергом. Вообще, тема Холокоста снятая евреями разительно отличается от фильмов, снятых другими людьми — ведь кто, как не еврей, ближе может прочувствовать тот ужас и боль, которые принесли политика Гитлера, и действия нацистских военачальников его народу?

«Пианист», тем не менее другой, нежели «Список Шиндлера». Несмотря на общую тему, и даже место действия — «Пианист» выглядит и есть как европейское кино, а «Список» это американское и снято по большей части для американских евреев — с гениальной режиссурой маститого Спилберга и его фирменным пафосом, который тем не менее фильм совершенно не портит. Просто следует понимать, что конкретно каждый из них снят для разных людей.

Оба фильма очень хорошие — без сомнений. Лента Спилберга вообще входит на самую вершину топа IMDb, и вполне заслуженно, я считаю. Но об этой драме я еще обязательно напишу позже, так что следует вернуться к фильму Полански.

Эдриан Броуди серьезно готовился к своей роли — худел, что бы быть больше похожим на своего героя, который питался теми остатками, что находил в сожженных нацистами домах, и передал все чувства вполне естественно — за что и получил свой «Оскар» за «Лучшую мужскую роль». Он не герой, он обычный человек который умеет играть на пианино, а не воевать или вести какую-либо подрывную работу против эсэсовцев охраняющих стены Варшавского гетто. Он до ужаса боится погибнуть, и это наглядно показано в сцене, когда он в исступлении от благоговейного страха, лежа в грязи, держится за ноги бившего его хлыстом немецкого офицера.

Немцы, кстати, показаны хоть и сильно и очень неприятно в своей мерзости, проигрывают своим коллегам из «Списка Шиндлера» — разумеется из-за того, что на их стороне нет такого адского человека как Амон Гёт. Но как бы там ни было, жестокостей хватает, и особо впечатлительным людям смотреть на подобное будет очень тяжело. Немало сцен с расправами над по-рабски склонивших головы евреями — от показательных расстрелов, так и до полного геноцида или просто забавных, как им казалось, игр.

Немцы в фильме — это скорее не отдельные личности из аналогичных фильмов — здесь они представлены просто бездумной машиной по уничтожению людей, без разделения на характеры и различные особенности поведения. Полански в кадре показал безликие души и тела с автоматами и онеметами, для которых «выведение еврейской заразы» — просто действия, без какого-либо напряжения ума или морали.

«Пианист» хорошее кино. Я не могу назвать его шедевром или гениальным, но кино действительно хорошее. Мое личное предпочтение все-таки отдано ленте Спилберга, который имеет массу достоинств, коих нет в «Пианисте», ну и плюс то, что «Список Шиндлера» я посмотрел раньше, и еще ребенком, у которого черно-белый видеоряд с главной темой концлагеря и зверств нацистских ублюдков, колючей проволокой связан с понятием ужаса, творившегося с попущения личностей трех «г» — Гитлера, Геббельса и Гиммлера, под которыми были целые европейские армии, затянутых в черную форму эсэсовцев, уморивших в блокадах и оккупациях миллионы наших соотечественников.

Но одна сцена, действительно гениальная, в фильме присутствует. Это та, в которой Броуди играет на пианино не касаясь пальцами клавиш, а музыка — она всего лишь в его голове, как то единственное, что никто и никогда не смог у него отобрать.

Ниже фотографии настоящего Владислава Шпильмана и ссылка на его мемуары о том ужасном времени, ну а что фильм-то? — смотреть обязательно.

Мемуары Владислава Шпильмана: «ПИАНИСТ — Варшавские дневники 1939-1945»

Оцените пост

0

Комментарии

0
Прекрасный фильм. И книга чудесная. Потрясающий человек
0
Это один из моих самых любимых фильмов!!! Это фильм, который показывает, что каждый переживает войну по-своему. Полански доказал, что хороший режиссер.
0
сегодня посмотрела этот фильм. потрясена. музыка до сих пор в голове играет... хорошая рецензия
Показать комментарии