Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:25, 27 октября 2010

БАНАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ


Андрей ЗЕЙГАРНИК

Blog post image

Я давно заметил, что некоторые самые обычные фотографии, если они сделаны качественно, с нормальным освещением, уместной глубиной резкости и без очевидных недостатков, но не представляющие большого интереса ни с художественной, ни с информационной точек зрения, вызывают чаще всего позитивные эмоции у зрителя. Зритель, особенно искушенный, быстро замечает отсутствие всяких претензий на новизну, экстраординарность и глубокую экспрессию.

Примеров несть числа. Например, "мы гуляли c Х и стояла отличная погода, я сфотографировал Х на фоне парка. Х приятно улыбался (или улыбалась)." Получилась фотография, которую никто кроме нескольких друзей не оценит, но если друзей таких много, то вы можете получить до полусотни позитивных отзывов в каком-нибудь блоге. Такие фотографии никто никогда не называет банальными. Хотя именно такими они и являются, но в этом нет ничего дурного. Они призваны быть банальными. В этом их единственный смысл.

Теперь возьмем совершенно другой случай: aрт-фотография. Она адресована в основном искушенному зрителю, непонятна для подавляющего числа зрителей, даже если они считают, что им все понятно. Обычно такие карточки волей или неволей содержат множество внутренних и внешних связей, наполнены смыслами, невербальными и иногда даже невербализуемыми идеями и посылками зрителю. Часто (и даже очень часто) и сам фотограф не формулирует четко, что в фотографии для чего и зачем. Они могут быть просто суммой визуальных ощущений для него. Такие фотографии часто рассматриваются с большей строгостью и зачастую объявляются банальными, хотя они на порядки менее банальны, чем фотографии из предыдущего варианта.

Таким образом, мы имеем любопытный эффект. Банальным объявляется не то, что на самом деле банально и обычно, а то, что когда-то было оригинальным, но больше таковым не является. А то, что никогда оригинальным и не было, банальным не объявляется.

Самое любопытное, что уже примерно 100 лет в фотографии не появляется почти никаких новых идей. Есть, конечно, разработки некоторого числа новых тем, не все красивые женщины еще сфотографированы, не все политики, не все певцы. Не запечатлены все насекомые, птицы, растения, но я не о том. Основные темы разработаны: любовь, ненависть радость, грусть, тоска, воодушевленность, все варианты работы и безделья, секс всех видов и так далее. Все, что вам придет в голову, уже приходило в чью-то другую голову, можете не сомневаться. По части технических приемов всё тоже самое. И то же самое с направлениями: символизм, кубизм, импрессионизм, абстракционизм, сюрреализм -- все это было, не только в живописи, но и в фото. И все варианты выдержек, световых схем, высокие и низкие ключи… Все это тоже давно перепробовано и не может быть оригинальным, а потому обречено быть банальным, потому что когда-то оно было оригинальным.

Что же остается несчастному фотографу, обреченному быть банальным? Ему остается перестать об этом думать и просто выражать себя привычным для себя языком в меру своего желания, опыта, знаний, умений, и сообразуясь с душевными порывами.

2009 © Андрей Зейгарник

0
426
4