Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
732 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
9
07:26, 11 декабря 2018

Премьера «Сельской чести» и «Паяцев». Триумф ГАТОБ им. Абая

Тот, кто интересуется новостями в сфере культуры, знает о происходившем за кулисами театра, информация есть в открытом доступе. Премьеры были почти на грани срыва. Страсти, разгоревшиеся в театре, удивительно соответствовали мрачной атмосфере обеих опер, совпадения невероятные, вот что поёт герой оперы «Паяцы» Тонио:

Позвольте ж просить вас
позабыть на время, что пред вами
комедианты, —
в души наши вы загляните,
и что мы люди тоже —
вас помнить прошу я,
что, подобно всем на земле,
живём мы, и любим, и страдаем![1] 

Спасибо большое бывшему директору театра Аскару Бурибаеву – он отец успеха. Он задумал постановку, он пригласил из Италии гениального режиссера и талантливую команду постановщиков, он подготовил оркестр и солистов.

Мать успеха, а если следовать афоризму Дж. Кеннеди, ещё один отец – профессиональный коллектив ГАТОБ. Это отборные составы солистов, я не смогла выбрать, и пошла на оба дня. Это невероятный хоровой коллектив под управлением Алии Темирбековой, лучший из мною слышанных в жизни. Оркестр под управлением Ерболата Ахмедьярова, искрометно продирижировавшего обеими премьерами. Такого звука, слаженности, гармоничности и симфонизма давно не слышала от оркестра. Зажигательно выступил кордебалет, миманс и детский хор. Все были на адреналине.

Не забудем людей за кулисами – осветителей, костюмеров, реквизиторов, контроллеров, гардеробщиков, администрацию, охрану, инженерно-техническую службу и службу безопасности. Производственные цеха: гримерный, пошивочный, обувной, машинно-декоративный, бутафорный, слаботочный, мягкой и жесткой декорации…

Во всем мире уровень любого оперно-балетного театра определяется не солистами, солисты на контракте, месяц здесь поют и танцуют, потом там. Самые главные люди в театре, его костяк – это хор, компримарио, оркестр, кордебалет, корифеи, концертмейстеры, люди, работающие на постоянной основе, имеющие серьёзный профсоюз и всячески защищённые социально. Коллектив ГАТОБ блестяще доказал, что у нас высокопрофессиональный театр, достояние республики! И не надо говорить несусветное: «Если активно двигаться вперед…заниматься, участвовать в конкурсах… то можно»…(sic!) всем стать солистами и Димашами![2] Это все жители Казахстана могут и должны стать министрами культуры.

Я нахожусь под большим впечатлением, пост-премьерная эйфория у меня сочетается с желанием плакать. Подлинное искусство, ради чего стоит ходить в оперный театр.

«Сельская честь» Пьтро Масканьи

В этой опере прекрасная музыка, её можно с наслаждением слушать в отрыве от пения и представления, с усложненной симфонической оркестровкой, как и во всех веристских операх. Оперу написал Масканьи в 27 лет. Либретто на основе рассказа Джованни Верга «Cavalleria rusticana», неточно переведенное как «Сельская честь», на самом деле это «Сельское рыцарство». На фото он в окружении своих либреттистов.

Blog post image

Режиссер Лоренцо Мариани, знаменитый в Италии и мире, поставил шедевр. Соответствие формы и содержание, достижение простыми средствами впечатляющего символизма, интересное соединение в одно целое двух одноактных опер.

«Сельская честь» в ГАТОБ – это античная трагедия. Декорации лаконичны - часть древнего амфитеатра и отдельные полуразрушенные колонны. На сцене черно. Народ, сицилийские крестьяне, одеты в черные костюмы и традиционные кепки-копполы (вылитый Кавказ), и это элегантные, хорошо сидящие итальянские костюмы, женщины в черных платьях и мантильях. Они и сейчас так одеваются.

Стилизация под древнегреческую трагедию с хорами, парадами-проходами, диалогами-эписодиями, исходами. Графичные силуэты на фоне темного неба - натурально «песнь козлов». В амфитеатре на ступенях сидят скорбные женские фигуры в черном, кордебалет, это юные сицилийские вдовы. Во время действий-конфликтов, арий и дуэтов, они закрывали глаза или уши, не желая видеть и слышать, или вздымали руки к небу. Отдельно сидит молчаливая и неподвижная старуха по поводу которой было много споров, кто это – смерть, фатум? Это сама Мать Сицилия, одинокая и печальная – сына убили.

Blog post image

Был момент циркового фокуса, крестьяне расстилают чистое белое полотно, куда складывают из корзин урожай апельсинов – живописные груды оранжевого на фоне темной сцены и траурных фигур. Потом крестьяне их уносят, а ткань неожиданно оказывается испачканной кровавыми пятнами - вся земля Сицилии пропитана пролитой кровью. Эта страна в которой еще со времен королевства Двух Сицилий не было порядка, по дорогам разбойничали, а во всех деревнях заправляла мафия.

Blog post image

Главный герой – вернувшийся из армии молодой парень Турриду. Чтобы понять его образ, прочитала рассказ Верги, там указан красноречивый намек, он ходил, рисуясь, в дембельской форме, в красном берете с кисточкой. Он берсальер. До сих пор в Италии существуют эти элитные войска высокомобильных снайперов для разведки и десанта. ДШБ по-нашему, первый парень на селе. Эту партию исполнили Халид Нуралиев и Нуржан Бажекенов, оба мрачные, брутальные и страстные.

Blog post image

Любимая Лола не дождалась его из армии и вышла замуж за разъездного торговца Альфио. Не известен возраст и внешний вид – он богат, у него четыре мула. Образ исполнил герой-любовник баритон Расул Жармагамбетов, красавец с невероятно богатыми обертонами звучным голосом. Ветреную Лолу исполнили меццо Оксана Давыденко и Эльмира Шпекбаева. Они среди черной толпы были одеты в нарядные красные платья, сама женственность и соблазн.

Blog post image Blog post image

Самая трудная партия – влюбленная Сантуцца, Турриду обещал жениться и соблазнил ее, в первый день спела несравненная Гульзат Даурбаева, голос звучал как нож, острый, чистый, точно интонированный, а на другой день Надия Наденова, еще лучше, голос как скальпель, ясный, хрустальный и свежий. На её долю пришлось больше всего пения и страдания, она падала ничком, терзалась муками ревности и горя. Пела о том, что Лола похитила у нее Турриду. И это правильно, Лола нарушила заповедь «не укради», ибо ничего не сказано про «не возжелай мужа ближней твоей». Дуэт Турриду и Сантуццы невероятен, он не любит, холоден, обманывает и отталкивает от себя. Она умоляет и нападает. Центральный образ матери Турриду Лючии исполнила меццо Елена Никонова, еще одна седая сицилийская мать, пения самую малость, но как она звучала и перевоплотилась, своим образом затмив карменистых красавиц в красных платьях.

Blog post image

Незабываемый момент торжественной мессы, божественно спетый хором, на латыни с органом. Испытываешь исступление и религиозный экстаз, не будучи верующим. Невероятный момент, когда появляется изможденный Иисус на виа Долороза, несущий Крест, в окружении палачей в высоких куколях.

Blog post image Blog post image

Музыка в опере поражает, когда приезжает муж Альфио, она начинается в ритме тревожной сердечной тахикардии, странно трансформируясь в мажор. Разудалая Бриндизи-Застольная сменяется ссорой, вызовом на дуэль, с прокусыванием мочки уха, душа наполняется тревогой. Смотришь на этих опасных мафиози в ужасе. Актерская игра певцов была невероятно реалистичной в условных обстоятельствах оперы и античной трагедии.

Blog post image Blog post image

Темпы и ритмы бешеные, и это захватывает посильней остросюжетных фильмов про мафию и гангстеров. Гордость и достоинство Турриду задеты, но он знает, что не прав и чувствует, что умрет. Напивается, прощается с матерью и уходит. На поединок из-за женщины, по всем правилам дуэли, как у рыцарей-кавалеров! И дикий крик женщины, Турриду убили! Затаскивают ту большую окровавленную ткань с телом молодого мужчины. Народ собрался вокруг, стоит мальчик в красном тюрбане.

Blog post image

Тут у меня случился катарсис. Не только у меня. Весь зал неистовствовал. Невероятный фурор!

«Паяцы» Руджеро Леонкавалло

Blog post image

Те же декорации, то же место действия. Время действия можно определить точно, 1943 год, Italian Campaign of World War II, американцы как раз вторглись в Сицилию. Мальчик в красном тюрбане из финала «Сельской чести» стал стариком. Он стоит над тем же окровавленным трупом молодого человека и вспоминает прошлое.

Blog post image

Я в почтительном восхищении от Lorenzo Mariani. В постановке вообще нет ничего случайного, во всём смысл, везде знаки культуры или истории, хочешь, разгадывай, хочешь, просто смотри, интересно. Если «Сельская честь» была античной трагедией, то Паяцы выглядят комедией дель арте, но это верхний, очевидный слой. Антитеза глубже – античная комедия, со всеми ее атрибутами, театроном, орхестрой и скеной. Дионисийским праздником, шествием бражников, с клоуном, на затылке которого маска Силена – вот и Янус двуликий, там даже есть соло на флейте. А флейта обязательный атрибут эллинистического театрального действа.

Blog post image

Многоуровневый театр в театре, первый уровень Пролог, сцена с Тонио, Александр Сметанин и Олег Татамиров. У этого персонажа еще нет инфернального горба. Он поет важные вещи, как раз отсюда я взяла цитату выше. Старик как будто автор пьесы, вспоминает свои самые яркие детские впечатления. Под веселую мажорную музыку труп на ткани бегом выносят, и начинается действие.

На авансцене армейский джип. Недда в красном платье, жена Канио, главного в бродячем театре, ее партию спели Анастасия Кожухарова и Зарина Алтынбаева. Атрибуты американского образа жизни – глянцевый журнал, бейсбольная бита. Она мечтает о свободе, о птицах, музыка в этот момент изображает птичий щебет высоко в небе. Невероятное веристское изображение картин природы музыкой.

Blog post image Blog post image

Тонио уже горбун, мы погрузились на второй уровень театра в театре. Выглядит отталкивающе и нелепо в своих коротковатых подстреленных брюках, он домогается Недды, смешной, жалкий и опасный. Недда ждет любовника, это Сильвио, солдат US Army, американец итальянского происхождения. Андрей Трегубенко и Эмиль Сакавов, молодцевато выглядящие в военной форме красавцы.

Blog post image

Ревнивца Канио исполнили Балуан Бекенов и Бекзот Садыков – солист Туркестанского областного театра оперы и балета. В этой опере есть апофеоз, ария Канио Tu se' Pagliaccio! С плачем, рыданием, рычанием и мелодекламативностью. Оба солиста невероятно ее исполнили.

Blog post image

Мне вообще показалось, что первый состав: Балуан Беркенов, Анастасия Кожухарова, Александр Сметанин, Андрей Трегубенко и Дамир Садуахасов; был более театральный, более условный. Возникла ассоциация - трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» в исполнении Лоренса Оливье и Вивьен Ли на сцене The Old Vic. Тогда как второй состав: Бекзот Садыков, Зарина Алтынбаева, Олег Татамиров, Эмиль Сакавов и Дархан Жолдыбаев исполнили оперу кинематографично – та же трагедия в фильме База Лурмана, с Леонардо ди Каприо и Клер Дейнс. В кино крупный кадр, к жизни ближе, условностей меньше, старую травести в роли мальчика не используют… Самое главное, драки реалистичные, красивые, стремительные!

Blog post image

Балуан Бекренов демонстративно-театрально рвал душу. Бекзот Садыков, красавец итальянского типа, такой Джанни Моранди с набриолиненной прической, был более сдержан в игре. Это впечатлило больше. Я смотрела на его игру и верила, да, это веризм, это правда жизни – эпилептоид, страшный в своем гневе, мучается ревностью, с ума сходит.

Blog post image

Арлекин Дамир Садуахасов был такой театрально-картинный, в то время как Дархан Жолдыбаев был кинематографически убедителен.

Второй акт это праздник и ярмарочное представление уличного театра дель арте. Буйство красок, артисты, маски, танцовщицы, человек на ходулях, рыжие и белые клоуны. Великолепный кордебалет! Детский хор! Хореограф Лучано Каннито (Luciano Cannito). Кордебалет и должен хорошо двигаться и танцевать, но в этой опере хорошо двигались и танцевали все, хор и солисты. Ритмический рисунок музыки вериста Леонкавалло позволяет Сильвио танцевать свинг или буги-вуги. Великолепно танцует Арлекин.

Blog post image

Далее идет третий уровень театра в театре – само представление. Чудесная музыка стилизована под старину, под оперы Чимарозы и Памзиелло, артисты танцуют менуэты, двигаются как марионетки, в это время оркестр играет как под сурдину, как клавесин и немного расстроенная скрипка, браво маэстро Ахмедьяров!

Blog post image

И это неспроста, в режиссуре Мариани вообще нет ничего декоративного, сицилийский театр кукол Opera dei Pupi включен ЮНЕСКО в Список шедевров нематериального наследия человечества. Костюмы гротескно яркие, сценограф и художник по костюмам Вильям Орланди (William Orlandi). Художник по свету Роберто Вентури (Roberto Venturi).

Когда находящийся в исступлении Канио зарезал Недду и Сильвио, публика, сидящая в амфитеатре в ужасе отшатнулась по сторонам, к нашему ужасу там, на ступенях опять оказалась скорбная черная фигура, бывшая в первой опере. Опять мать потеряла сына в поножовщине.

Blog post image

Кровь стыла! Таких эмоций, потрясения и слез давно не испытывала публика оперного театра. А те, кто в театр не ходит, наверно таких чувств вообще никогда не испытывали. Фурор и успех был оглушительным.

13 декабря будет еще оно представление. Я думаю, в зале яблоку некуда будет упасть.

В репертуаре театра появился шедевр современной оперной режиссуры, исполненный гениальным оперным режиссером Лоренцо Мариани, не боюсь называть вещи своими именами.

Blog post image

Фото Елены Петровой, Анель Айбасовой, из страницы ГАТОБ в фейсбуке, одна украдена из Тенгриньюс и других источников.

[1] Отсюда http://libretto-oper.ru/leoncavallo/pagliacci

[2] https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/muhamediulyi-vyiskazalsya-o-zarplatah-artistov-gatob-359090/

9