Вчера побывал в ГАТОБе на премьере балета "Красная Жизель" и, сказать, что он мне понравился, значит, ничего не сказать (извините за избитость выражения, но другими словами я не знаю как выразить свое восхищение). До сих пор во мне присутствуют впечатления, которые оставила постановка Бориса Эйфмана.
"Красная Жизель" - это совершенно новый язык, смелые и оригинальные решения, выразительная хореография российского балетмейстера. Стоит особо отметить вдохновенное исполнение ролей всех артистов. Солировала заслуженный деятель РК Сауле Рахмедова.
В балете показана трагическая судьба Ольги Спесивцевой, одной из выдающихся балерин ХХ века. Из Википедии узнал, что Дягилев любил повторять о ней: «В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая — Ольгой Спесивцевой». При этом он добавлял: «Для меня Спесивцева — та сторона яблока, которая обращена к солнцу».
Однако "Красная Жизель" - не только балет о балете. На примере Спесивцевой можно на эмоциональном уровне испытать все горести, которые выпали на долю интеллигенции после прихода к власти большевиков, когда прежние слагавшиеся веками устои рушились на глазах современников, а новые формируемые приносили собой лишь уничтожение, власть силы и страх. Во время просмотра я почему-то вспоминал роман Пастернака "Доктор Живаго", где эта трагедия показана с не меньшим размахом.
Словом сказать, при Сталине всю труппу расстреляли бы, а всех зрителей сослали бы в лагеря. Впрочем, сейчас не эпоха "черных воронков", а время разоблачения преступлений прошлого. Тысячи и тысячи исковерканных переломом судеб всю жизнь испытывали на себе эту трагедию.
Сюжет не буду рассказывать, но остановлюсь на некоторых моментах. Особенно впечатлила сцена расставания и эмиграции. Блестящее решение!
Следующая сцена, запавшее в сердце, - танец с зеркалами, которая подытоживает все действие и ставит финальную точку. Поставлена она таким образом, будто дает возможность зрителям самим оценить ситуацию и сделать выводы с точки зрения вечности.
Неистовство пролетариата, который выносит свой вердикт творческой интеллигенции, - очень эмоциональная и экспрессивная сцена.
Большинство сцен полны тонкого психологизма, игры контрастов.
Все два акта я наслаждался и сопереживал, не в силах оторвать глаз. История разворачивалась на сцене, но переходила в умы и сердца зрителей, и там продолжала штормом сокрушать все остальное.
Следует отметить, что все билеты были распроданы задолго до премьеры, и я был в числе тех счастливчиков, у кого они были. Зал был полон и временами тонул в шуме овации и возгласах "Браво!"
Среди зрителей также отметился своим присутствием министр культуры Мухтар Кул-Мухамед.
Если вы вчера там не были, то многое потеряли. Говорю вам честно.
Особая благодарность тем, кто подарил такой чудный, сильный и необычайно красочный балет!
Кстати, сколько хожу на спектакли, вчера впервые увидел спекулянтов, предлагавших билеты у входа в театр.
фото Владимира Окуленко