Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
3
05:14, 05 июня 2018

История самой святой статуи и храма в Тибете

Однажды я писал, как мы искали один дом в Лхасе. Дело происходило в районе рынка Баркхор, что расположен вокруг самого почитаемого храма Лхасы - храма Джоканг. В центре города большого!

Blog post image Blog post image Blog post image

Точнее сказать не храм, а храмовый комплекс, потому что занимает целый квартал. Все подходы к храму и к торговому району контролируются военными. Со всех сторон пункты досмотра. Фотографировать военных категорически нельзя, поэтому я выложу фотку Димы Шатрова, ему можно))

Blog post image

На торговых рядах кипит жизнь, можно купить всё что угодно. Например кордицепс - червяк траву, по-тибетски называется ярце-гумба. Мусульмане местные те еще торгаши.

Blog post image Blog post image

У мусульман можно и мяса прикупить. Они главные мясники в Тибете. Тибетцы стараются не убивать сами животных, доверяют профессионалам.

Blog post image Blog post image

Тибетцы продают в основном традиционную одежду и предметы культа. А китайцы всё остальное.

Blog post image

Есть пара храмов вокруг, которые тоже почитаемы. В одном в далёком прошлом провел долгое время в медитации Речунгпа ученик знаменитого поэта и йогина Миларепы.

Blog post image Blog post image Blog post image Blog post image

Домики вокруг всё еще тибетские, хотя сама Лхаса уже давно стала обычным китайским мегаполисом с вкраплениями местной истории и культуры.

Blog post image Blog post image Blog post image Blog post image

Но главный объект здесь конечно же храм Джоканг! Джокханг строился под руководством непальской принцессы Брикути - жены тибетского царя Сонгцена Гампо, первого царя-буддиста. Произошло это всё в середине 7-го века нашей эры.

Blog post image Blog post image Blog post image

За это время храм много раз горел и разрушался, но заботливые руки всегда его восстанавливали.

Blog post image

К храму стремятся все паломники-буддисты, со всего Тибета, хотя бы один раз в жизни. Медитируют возле входа практически круглосуточно.

Blog post image Blog post image Blog post image

Многие обходят храм простираниями.

Blog post image Blog post image Blog post image Blog post image

Многие просто гуляют))

Blog post image Blog post image Blog post image

Кто-то устраивает фотосессии, красотки тибетские в основном))

Blog post image Blog post image Blog post image

Многие жгут благовония в специальных печах.

Blog post image Blog post image Blog post image

Но самый смак внутри, но для начала надо прорваться через толпу тибетцев на входе. Вход внутрь стоит 80 юань.

Blog post image

В главном большом зале стоит статуя Гуру Падмасамбхавы, который принёс буддизм в Тибет в 7-м веке. Он был родом из Уддияны, северные территории которой были в Южном Прииссыкулье. Великий буддийский мастер побывал и там, оставив на одном из камней свой отпечаток ноги (знак высокой реализации буддийского мастера). Мы на Иссык-Куле побывали недавно.

Blog post image Blog post image

На стене в одной из галерей есть само-проявившееся изображение мастера Цонкапы, основателя школы Кадампа, из которой потом появилась школа Гелуг, к которой в свою очередь принадлежат Далай Лама и Панчен Лама. Гуру Падмасабхава принадлежит к школе Ньигма, а Кармапа к школе Карма Кагью! А вот с изображением Цонкапы вышла такая штука недавно. Выложил я это изображение на Шаттерсток, который меня зачастую удивляет. Например, недавно он попросил предоставить правообладателя на это само-проявившееся изображение! Правообладателя само-проявившегося изображения! Материалисты хреновы!)))

Blog post image

Повезло увидеть и сфотографировать 3D-мандалу Хеваджры.

Blog post image Blog post image

Очень хорош внутренний дворик, всё дорого-богато))

Blog post image Blog post image Blog post image Blog post image

Драконы там всякие, Снежные Львы))

Blog post image Blog post image Blog post image

На крыше установлено огромное серто. Золочёная остроконечная башенка (в данном случае целая башня!) - традиционный архитектурный элемент, венчающий буддийские здания. Обычно его устанавливают на крышах монастырей, дзонгов и королевских дворцов. Основная функция серто - сохранять и преумножать позитивную энергию места, в котором оно установлено. Причём эта энергия должна влиять не только на буддистов, но и на всё, что окружает его - людей, землю.

Blog post image

С крыши хороший вид на Дворец Потала - главную резиденцию Далай Ламы.

Blog post image

С соседних крыш вид на Поталу тоже неплох!

Blog post image

И на крышу Джоканга тоже))

Blog post image Blog post image Blog post image

Но вернёмся к буддийским статуям внутри храма. Их там ну очень много. Вот например тысячерукую статую Бодхиссатвы Ченрезига (Любящие Глаза) - Бодхиссатвы Сочувствия. Самая известная буддийская мантра Ом Мани Пеме Хунг его.

Blog post image

Но самая главная и почитаемая статуя в храме и вообще в Тибете - статуя Будды Джово.

Blog post image

Статуя Джово Ринпоче, запечатлевшая Шакьямуни в возрасте двенадцати лет, была сделана из сплава драгоценных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Считается, что она появилась в Капилавасту во время юности Будды. Впоследствии статуя была подарена китайскому императору царём Магадхи.

Во времена тибетского царя Сонгцена Гампо, статую перевезла в Тибет китайская принцесса Венченг, вышедшая замуж за Сонгцена. Джово Ринпоче был доставлен в Лхасу в деревянной телеге. Специально для него был задуман и построен храм Рамоче. Строительством руководила Венченг, и первоначальная форма храма была выполнена в китайском стиле (позже, в результате пожаров, храм перестраивался и приобрел вид в тибетском стиле).

Вообще говоря, со строительством Рамоче и храма Джокханга (первоначально был известен как Раса Трулнанг, "Магическое проявление Расы") был связан период раннего строительства Лхасы (первоначальное название – Раса). Сонгцен Гампо перенёс свою столицу из Чингва Такце, находившейся в Чонгье, в Расу, построив на горе Марпори дворец Потала в 637 году, и Раса Трулнанг (т.е. храм Джокханг) в 641 году. Джокханг строился под руководством другой жены царя, непальской принцессы Брикути.

Джово Ринпоче первоначально был помещён в храме Рамоче.

Blog post image

Позже, после смерти Сонгцена Гампо, когда над Тибетом нависла угроза захвата Китаем (во времена Мангсонга Мангцена, 649-676 гг.), Венченг спрятала статую в секретной комнате внутри Джокханга.

Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате Джокханга принцесса Джинченг (около 710г.). В качестве замены главной статуи из южной комнаты Джокханга в храм Рамоче была взята скульптура Будды в возрасте 8-ми лет, Джово Микьё Дордже (статую привезла в Тибет из Непала принцесса Брикути). Джово Микьё Дордже был помещён в храме Рамоче как главное изображение.

Во время правления Трисонга Децена, был период, когда вероломные бонские министры царя зарыли в землю статую Джово Ринпоче. Это было сделано, когда им не удалась попытка отправить Джово Ринпоче в Китай: триста мужчин, как гласит летопись, не смогли сдвинуть статую. В это время храм Джокханг был превращён в бойню. Позднее, с приходом к власти гонителя буддизма, царя Лангдармы, статую вновь похоронили в земле, а на заштукатуренных воротах Джокханга нарисовали монаха, распивающего вино.

Период репрессий закончился, и буддисты вновь смогли видеть своего "Драгоценного Господина".

Blog post image

Во времена ламы Цонгкапы на статуе появились шапка и ушные украшения (в более поздние времена их убрали). При императоре Да Минге на статую надели мантию, усыпанную жемчужинами.

Blog post image

Имеются сведения, записанные профессором Туччи, что статуя была частично повреждена джунгарами в 1717 году, а настоящее изображение появилось позже.

Во время китайской "Культурной Революции" статуя сохранилась без повреждений, однако в течение этого периода храм Джокханг превратили в военный барак, а в его внутреннем дворе забивали скот...

Но не будем о грустном! Лучше перескажу одну поучительную тибетскую историю про преданность.

**История о Бене из Конгпо и Джово Ринпоче.**

Эту народную историю о тибетце Бене рассказал в своей "Книге жизни и практики умирания" Согьял Ринпоче. Вот этот рассказ:

"Он был очень простым человеком с огромной верой, который пришёл из Конгпо, провинции на юго-востоке Тибета. Он много слышал о Джово Ринпоче, "Драгоценном Господине", прекрасной статуе, изображающей Будду как 12-летнего принца, которая стоит в центральном соборе Лхасы. Сказано, что она была сделана ещё при жизни Будды и является самой священной статуей во всём Тибете. Бен не мог понять, будда это или человек, и он решил пойти и посетить Джово Ринпоче, чтобы самому убедиться, о чём все эти разговоры. Он обул башмаки и шёл неделю за неделей до Лхасы в Центральном Тибете.

Когда он пришёл туда, он был голоден, и, войдя в собор, увидел эту великую статую Будды, а перед ней ряд масляных ламп и особых пирогов, испечённых как приношения для святилища. Он тут же решил, что эти пироги и есть то, что ест Джово Ринпоче. "Пироги, – сказал он сам себе, – должно быть, нужно макать в масло, которое в лампах, а лампы должны гореть, чтобы масло не замёрзло. Я лучше сделаю так же, как делает Джово Ринпоче". И он обмакнул пирог в масло и съел его, глядя вверх на статую, которая казалась благосклонно улыбающейся прямо ему.

"Какой ты милый Лама, – сказал Бен. – Собаки входят и крадут пищу, которую люди приносят тебе, а ты только улыбаешься. Ветер задувает лампы, а ты продолжаешь улыбаться… В любом случае, я сейчас обойду весь храм с молитвой, чтобы выказать своё уважение. Ты не присмотришь за моими башмаками, пока я не вернусь?"

Он снял свои грязные башмаки, поставил их на алтарь прямо перед статуей и пошёл.

Пока Бен обходил весь огромный храм, вернулся служка и увидел, к своему ужасу, что кто-то ел подношения и оставил грязную пару башмаков на алтаре. Он пришёл в ярость и схватил башмаки, чтобы выбросить их вон, но тут от статуи раздался голос: "Стой! Положи эти башмаки обратно. Я стерегу их для Бена из Конгпо".

Вскоре Бен вернулся за своими башмаками и посмотрел в лицо статуи, по-прежнему спокойно улыбавшейся ему. "Ты действительно, как я скажу, добрый Лама. Почему бы тебе не навестить мой дом в следующем году? Я зажарю свинью и сварю пива…" И Джово Ринпоче вновь заговорил и пообещал навестить Бена.

Бен вернулся домой в Конгпо, рассказал всё, что случилось своей жене и велел ей посматривать, не появится ли Джово Ринпоче, потому что он не знал, когда точно тот придёт.

Прошёл год, и однажды его жена вбежала в дом и сказала ему, что видела что-то сияющее, как солнце, под водой в реке. Бен велел ей поставить воду для чая и побежал к реке. Он увидел Джово Ринпоче, сверкающего в воде, и тут же подумал, что тот упал в реку и тонет. Он кинулся в воду, ухватил его и вынес на берег.

Когда они пошли к Бену домой, болтая по дороге, то подошли к большой отвесной скале. Джово Ринпоче сказал: "Ну, вообще-то я боюсь, что не могу войти в дом", и с этими словами растворился в скале.

До сего дня в Конгпо есть два знаменитых места паломничества: одно – скала Джово, на которой видна форма Будды, а другое – река Джово, в которой можно увидеть Будду. Люди говорят, что благословляющая и исцеляющая сила этих мест такая же, как у Джово Ринпоче в Лхасе. И всё это случилось благодаря огромной вере и простому доверию Бена".

Blog post image

Продолжение как всегда следует!...

Хочу также попиарить мои аккаунты в соц.сетях, потому что в связи с интенсивностью поездок моих далеко не всегда есть время писать полноценные посты в дорогой моему сердцу блог "Прогулки по жизни".

Итак, подписывайтесь и добро пожаловать:

Мордокнига

Контактик

Инстаграм

Канал в Telegram

Ну и если кто в Тибет-Непал захочет

3
2753
1