Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
23
03:41, 05 июня 2018

Электросамокат в Алматы: шесть правил выживания

Дорогие подписчики, будем считать, что пробег в пару тысяч километров без единого сотрясения головного мозга дает мне некоторые сомнительные основания быть местным эксперДом по электросамокатам, чем я и воспользуюсь.

Мои скромные наставления будут полезны тем, кто подумывает использовать это алюминиевое чудо в качестве сезонной альтернативы общественному транспорту или просто сбагрил нафиг поднадоевший горный байк, чтобы на волне моды попробовать нечто новое.

Берегите ноги!

Итак, начну свой ликбез вот с этой дорогой моему сердцу фотографии. Это многострадальная левая нога автора, а если точнее - щиколотка, а еще точнее - медиальная лодыжка с несколькими видимыми повреждениями и почти рассосавшимся синяком.

Blog post image

Все эти ссадины получены мной от легкого, почти безобидного соприкосновения толчковой ноги с декой электросамоката, то есть основанием, на котором покоятся ваши ноги при езде. Происходило это не в момент езды, а когда автору хотелось ловко и красиво заскочить на деку.

Отсюда первое правило - приступая к езде на электросамокате, проявляйте осторожность на всех этапах езды. Несмотря на внешнюю безобидность и травоядность, по степени травмоопасности самокат ничем не уступает велосипеду, а, скорее всего, даже слегка превосходит.

В итоге, мне пришлось смастерить особую подушечку из упаковочного материала, которая цепляется к штанине с внутренней стороны, чтобы смягчить столь частые лобызания лодыжки с острым краем деки. Учитывая разную анатомию и нервные реакции, у вас может сложится абсолютно другой стиль травмообразования - удары коленной чашечкой об руль, повреждения или защемления пальцев при складывании агрегата и многое другое.

Следите за правильной позой!

На первый взгляд, само устройство самоката подсказывает ездоку правильную позу - руки на руле, ноги на деке. На самом деле, всё немного сложней: оседлав самокат, вы совместно с этой 10-килограммовой железкой превращаетесь в единую сбалансированную систему, центр тяжести которой колеблется где-то на уровне, простите, вашего паха. И задача ездока - вовремя сдвигать этот центр масс именно в ту точку, которая будет противостоять центростремительным и центробежным силам, возникающим на той или иной фазе движения.

С этой целью следите всегда за двумя вещами: высота руля и положение ног. Если на вашем самокате предусмотрена возможность сдвинуть рулевую перекладину выше или ниже, постарайтесь зафиксировать ее немного ниже пупка (с учетом того, что вы стоите на деке самоката). Ноги в момент движения должны быть слегка согнуты, стопы раздвинуты наружу - это поможет вам держать мышцы ног в тонусе, чтобы моментально восстанавливать равновесие.

Кстати, вам эта поза ничего не напоминает? Поза скейтбордиста, абсолютно верно! Если вы когда-нибудь учились ездить на скейтбордах, то принцип балансировки здесь почти такой же.

Берегите голову!

Третье правило логически проистекает из первого: если каким-то чудом самокату удается больно поддеть вашу ногу, ему ничего не стоит уронить вас на ровном месте. Да так, что потом долго будете разглядывать асфальт на месте аварии, в надежде обнаружить ту микроскопическую колдобину, которая чуть не опрокинула вас через голову.

На самом деле, практика показывает, что при таком мизерном диаметре колеса (как правило, 8-10 дюймов), электросамокат способен навернуться на любой кочке, если ее высота (или глубина) начинается от 7-8 см и выше. Всё зависит от конкретного препятствия, скорости, от давления камеры в колесах.

Поверьте, на дистанции в 10-15 метров эти самые кочки не всегда вычисляются визуально, да и скорость движения в 15-25 км/ч не всегда позволит вам благополучно объехать очередной излом или последствия алматинского рукожопно-ямочного ремонта. Вот типичные препятствия, на которых я один раз крепко так навернулся на полной скорости:

Blog post image

Крепко держитесь за руль!

Это покажется странным, но руль на самокате - это ваш враг номер один. В отличие от велосипеда, где при достижении некоторой степени мастерства (или идиотизма - решайте сами) вы можете спокойно отпустить управление, электроскутер крайне нервно реагирует на любые ваши попытки ослабить хватку. Так что держитесь за своего алюминиевого друга также крепко, как карапуз за мамину сиську. Даже не помышляйте о том, чтобы слегка ослабить кисти, а уж про то, чтобы почесать нос - забудьте до ближайшего светофора.

Используйте шлем и световые маячки

Я, например, после покупки самоката немедленно зашел на известный китайский сайт, отыскал раздел шлемов и защитного снаряжения и написал: "дайте две!". И пока ездил без защиты, ставил ограничитель на скорость езды. Но большинство самокатчиков в Алматы обычно игнорируют этот важный аксессуар. Наверное, сказывается обманчивая безопасность или несерьезность электросамоката.

Если немного поразмышлять, то велосипедисты находятся даже в более выгодном положении - в момент падения они лучше сгруппированы в силу того, что располагаются в полусогнутой позе. У самокатчика в этом плане шансов обойтись без серьезной травмы намного меньше - падать ему придется с высоты собственного роста, колени на момент падения обычно выпрямлены (это типичная ошибка почти всех алматинских самокатчиков). Так что, если не горите желанием погрузиться в реалии типичного алматинского травмопункта, с его очередями и общей атмосферой пофигизма и разрухи, купите себе шлем и световые маячки.

Пару слов на счет подсветки. Как правило, самокаты оснащаются какой-никакой символической подсветкой типа фара и задний фонарь. Так вот, никогда не выключайте подсветку принудительно, даже в дневное время. Так вы сможете обратить внимание участников движения на собственную персону, и поверьте, это не тот случай, когда этого надо стесняться.

Если с задней подсветкой не особо повезло (обычно в дешевых моделях производитель экономит на фарах), купите или закажите на том же известном китайской сайте дополнительные маяки, которые навешиваются на рюкзак или одежду. Желательно, конечно, с проблесковым красным светом, как и принято в приличном обществе. В моем случае, это выглядит так:

Blog post image

И пофиг, что вы обвешаны этими аксессуарами как елочная игрушка. Никому нет дела до вашей безопасности, кроме вас самих, вот и потрудитесь сделать это самостоятельно.

Берегите пешеходов!

Ездить вам в основном придется по тротуару, где главным препятствием будет, естественно, безалаберный алматинский пешеход, вперившийся левым глазом в смартфон, а правым - под юбку подружки-студентки.

А потому, научитесь снижать скорость, проезжая мимо пешеходов. Эта простая истина почему-то абсолютно непостижима для 99% всех виденных мной любителей электросамокатов.

Как бы дорогие сторонники зеленой энергетики не гордились тем, что пересели с мягких кресел своих "фольксвагенов" на чистый безвредный транспорт, тротуары - это не ваша среда обитания. Вас с вашим белым красивым "сямоми" в принципе не должно быть на тротуаре, поэтому проявите уважение к основному участнику движения - к многострадальному алматинскому педестриану. Он и так зажат со всех сторон жестяными боками джипов, ему и так приходится ежесекундно уклоняться от неряшливых заросших кустарников и карагача, а тут еще и вы верхом на творении сумрачного китайского гения!

Особенно это касается детей и дамочек с собачками. Ну, с детьми всё понятно - они непредсказуемы в силу возраста, и объезжать их надо строго на скорости в 5 км/ч. А с собачками - проблема в тонких невидимых поводках. Особенно в сумерках, когда нейлоновый шнурок не высвечивается никаким прожектором. И если вы пересечете поводок на полной скорости, то запросто сломаете шею этому сраному чихуахуа, а заодно получите от разъяренной хозяйки по кумполу. И, скорее всего, попадете еще и на деньги. Так что не экономьте на безопасности, оно того не стоит.

Возможно, когда-нибудь, в отдаленном будущем, в Алмате и построят настоящие (а не показные) велодорожки, или даже разорятся на отдельные полосы для скутерастов всех мастей и оттенков. Но пока нам придется ездить по тротуарам, следовательно, и подчиняться тем же правилам, что и пешеходы.

На этом вроде бы пока всё. Во второй части поста, как и было обещано в лиде, я изложу некоторые мысли о том, как правильно подобрать двухколесного друга, почему нельзя оставлять "сяоми" на велопарковках и, в конце концов, как не стать "хрустиком" в нашем любимом сумасшедшем городе. Доброго вам пути!

23