Barsa 2018-3-16 02:57
691
0
0
2

– Не важно, какое у меня давление, могу я говорить или нет, – самое главное для меня это зритель. Он купит билет за 900 тенге, а я сыграю на 3,5 тысячи.

На прошлых выходных в театре им.Чехова чествовали одного из самых ярких представителей сцены – Александра Репина. Актер и режиссер, педагог и главный Дед Мороз области, к своему 60-летию он представил авторскую программу «Мир, придуманный мною». А накануне бенефиса рассказал несколько непридуманных историй из жизни.
«Хоть крыша надо мной и обвалилась…»
Рождение актера Репина, когда он еще был не актером, а простым семимесячным младенцем, случилось при весьма экстремальных обстоятельствах.
– Мама ехала с братом, везли сено, и она упала с воза, ударилась животом о дорогу. И уже через два часа родился я. Еле меня отшлепали. Бабушка там дралась с врачом, которая била меня, чтобы я заорал и легкие раскрылись: «Вера, что ты его так бьешь, он же умрет?!» Поэтому-то я такой ненормальный, понимаете? – смеется Александр и требует: – Самое главное – запишите: мне исполняется 20 лет и 40 зим!
Это и вправду что-то ненормальное – Репин рассказывает о вполне серьезных вещах, но большую часть беседы мы смеемся. К своему 20-летию и 40-зимию Сан Саныч, как его все ласково называют, оброс и другими круглыми датами:
– 25 лет как я ступил на эту прекрасную прославленную сцену. 10 лет я бессменно руковожу детской школой актерского мастерства «Новая волна». И сорок лет как служу сцене. Так что это мой год. Но у меня есть и вторая дата рождения, – спохватывается юбиляр. – 16 июня 10 лет назад. Если бы не нейрохирургия, меня бы уже не было. Я очень долго пролежал в больнице. Восемь дней был в реанимации. У меня было очень серьезное заболевание. Много лет назад, когда я играл Атаманшу в спектакле «Бременские музыканты», мне на голову упала под углом 20-килограммовая декорация. Я пять минут без сознания лежал.
– А вечером уже играл в спектакле! – вспоминаю я этот случай, рассказанный мне однажды актером Александром Дубининым.
– Да. Я отказался от госпитализации. Я там устроил такой кипиш, орал на врача, а он звонил нашему директору и просил: «Заберите свою скандальную даму!» А у меня ж ресницы, юбка, – сбивается с драмы на комедию Сан Саныч.
– Я приехал в областную больницу, спрашиваю: «Где мой актер?» – «У нас только актриса!» – вступает со смехом в беседу директор и художественный руководитель театра Виктор Аввакумов.
– А я кричу: «Мне надо выступать, у меня 400 человек на спектакль придут!» – вспоминает дальше Репин. – Мне сделали рентген и повезли зашивать, и тут врывается врач из рентген-кабинета: «Срочно назад! У нее гвоздь в голове!» Это он невидимку, которой прикалывалась шляпа, разглядел на снимке! В общем, зашили рану, я написал отказ от госпитализации, наглотался обезболивающего и вышел на сцену.
– Еще недавно без сознания валялся, весь в крови, а уже вечером отыграл спектакль и ни одной реплики не пропустил, – удивляется Виктор Валентинович.
– Хотя ничего о том вечере не помню, – уточняет актер. – В итоге это все вылилось в страшные последствия. В связи с перегрузками, температурой, недолеченными болячками… Врачи поставили диагноз «острый стволовой энцефалит, бульбарный синдром, мозжечковая атаксия».
– Запомнил же текст! – ехидничает худрук.
– У нас по столбу идет 12 нервных окончаний, а у меня на время госпитализации работали только четыре, все остальные вирус сфигачил. Я ходить не мог, меня вот так бульбарило, я двадцать дней разговаривать не мог – отнялась речь. Представляете, каково это для актера? Мне капали ампулы стоимостью от 800 до 36 тысяч тенге за штуку только ради того, чтобы отрезать вирус в организме. И вот уже спустя несколько дней в больнице я проснулся 16 июня, на Троицу, увидел яркое солнышко… и что-то со мной произошло, внутри. Как второе рождение.
Из благостного настроя Репина вывело новое воспоминание:
– А как-то меня еще собака покусала! В день премьеры я пошел за пирожками, и меня овчарка просто порвала!
– Мы со 2 по 10 марта никуда его не выпускаем, потому что с ним обязательно что-нибудь происходит! – всплескивает руками Аввакумов.
– Я чуть ногу не потерял. Собака мне сквозь ботинок зацепила все связки, потянула и прорвала. Но я купил пирожки, вернулся… а вечером у меня спектакль, «Антигона»! В «скорой» мне в дыру затолкали вату, я таблеток наглотался и вышел играть. А как?!
Позже я играл Лестера в «Марии Стюарт», и когда она идет на казнь, у меня такой текст:
«Хоть крыша надо мной не обвалилась,
и не разверзлась подо мной земля,
Какой я дар божественный отринул!
Жемчужину какую потерял!»
И мы так смеялись всегда, когда я доходил до этого места. Волчецкая просила: «Саныч, только не коли меня, не скажи «Хоть крыша надо мной и обвалилась, но не разверзлась подо мной земля».
– В общем, самое большое счастье для меня будет проводить Сан Саныча на пенсию. Я пойду и свечку поставлю! – шутливо резюмирует все злоключения актера Виктор Аввакумов.
– Да, в театре столько не живут, – усмехается Репин. – Но когда ты любишь свою работу…
«Мы сотканы из этих образов»
А когда любишь ее, как Александр Репин, выдержишь все. И сделаешь для профессии все.
– У меня был ввод в спектакль «Черное молоко», нужно было заменить актера в роли бомжа. И случайно я повстречался на улице с бомжом. Есть синявки-теплотрассники, а этот, видно, ухоженный, глаза совсем другие. Он попросил закурить, извинился за это: «Я тоже раньше был большим человеком. Но перестройка, судьба не сложилась… Сейчас даже в гараже не живу, дети меня не принимают. Но… мы такие же люди. Нам хочется нежности и тепла». Эту фразу я внес в спектакль, и эти строчки стали самым ценным в моем образе. Потому что не придуманные. Хотим мы, нет, но отпечаток каждой роли остается в сердце, потому что мы затрачиваем на них энергию. Мы сотканы из этих образов.
За сорок лет Александр Репин сыграл этих образов великое множество. От Малыша в спектакле о проказнике Карлсоне – до 90-летнего Фирса в «Вишневом саде».
– Вот так с утра играешь поганку, а вечером – уже Гамлета, – снова шутит Репин.
– Вы с легкостью играете и женщин, и детей со стариками. А что давалось с трудом?
– В спектакле «Вальпургиева ночь» у Игоря Меркулова мне дали роль Стасика. Говорят, никогда нельзя сыграть на сцене пьяного или сумасшедшего. Сыграть такое состояние очень сложно. А еще в конце все умирают. И мой герой – предпоследним. Вот так наблюдаешь круг смертей, проигрываешь собственную, а потом выходишь на поклон… Это очень тяжело. Однажды играем спектакль на фестивале в Алматы. И в конце, когда мы все умираем, к нам на сцену бежит парень-афганец: «Пацаны, я с вами!» Чуть финал нам не сорвал.
Пожалуй, только таким разнообразием ипостасей, испытаний и привычкой быстро переходить от трагедии к комедии объясняется высокая адаптивность Александра Репина:
– Очень тяжело было для меня участие в спектакле на сцене театра им. Аймауытова. Я играл русского матроса на казахском языке. Рысты Маговьяновна (Жумабекова, тогда замакима области – Авт.) увидела меня на сцене: «Репин?! На казахском?! Не поняла…» А для меня эти три месяца работы в спектакле были адом – постоянно держал ухо востро, чтобы не пропустить свою реплику.
– Он однажды совершил настоящий подвиг – за полтора часа ввелся в спектакль «Юнона и Авось» вместо другого, – напомнил еще одну историю Виктор Валентинович.
– Но я актер высшей категории, я обязан это сделать! И кто бы как ни относился ко мне, видя мое состояние перед срочным вводом, мне за кулисами создали идеальную тишину. Никто не мешал, все старались помочь. И все равно я испытал такое напряжение в теле, как будто меня палками избили. В «Трех сестрах» у меня был ввод без единой репетиции. А в «Мастере и Маргарите» я переиграл почти всех, кроме Гелы – не дали! – адресует шутливую претензию Аввакумову актер.
– А мне еще в спектакле «Тень» больше всего запомнился ваш герой – министр финансов в образе Далай-Ламы.
– Так я 12 париков перемерял, представляя своего персонажа Мельникову! Но тому все не то казалось. Я понял, что должен убедить режиссера. Нашел лысину – раз уж министра по его биографии «всеми ядами травили», логично, что у него ни волос, ни зубов, ни вообще здоровья остаться не должно. И Алексей Эдуардович оценил мою находку. А буддийская одежда – это от отравлений у министра наступило полное «просветление в мозгу». Чтобы создать живого запоминающегося героя, надо не только на сцене роль прожить, но и шлейф его истории пронести, – делится секретом работы над ролью дотошный Сан Саныч.
Шлейф истории
– Я поступал в Новосибирское театральное училище на драму, но меня не взяли. С конкурса 125 человек на место собрали все сливки, и я, оказывается, был зачислен на отделение «актер разговорного жанра и театра музыкальной комедии». Дебильное отделение, – юродствует Сан Саныч, изображая гомерический смех.
– А что, вам, кажется, это очень идет!
– Вот так и преподаватели решили. Нам лучше знать, сказали.
– Сразу вас раскусили.
– И я счастлив, что учился у этих мастеров! То, что я имею сейчас, я бы не получил, если бы учился на том факультете, куда хотел поступить. На курсе у нас было 36 человек, а выпустилось только девять. На первом курсе мы были «народные артисты Советского Союза», на втором – «заслуженные артисты», на третьем – просто артисты, а уже на четвертом поняли: мы никто.
Первая практика у меня была на 3 курсе в ансамбле «Зимушка», где начинала Алиса Мон. Я был конферансье. А после окончания училища попал по распределению в Московский цирк инспектором манежа и шпрехшталмейстером – ведущим программы.
– Вы обогатили мне сегодня вокабуляр!
– Если вы еще скажете скороговорку «Ложечка моя желобовыгибистая с переподвыподвертом», это будет совсем великолепно! – смеется Сан Саныч. И продолжает: – Четыре года я отработал в цирке, а в 1979 году мне настолько улыбнулась удача, что на закрытие цирка приехала международная программа, в которой принимали участие Юрий Никулин и Михаил Шуйдин – знаменитый клоунский дуэт. Настолько было ценно общение с великим Юрием Владимировичем! Если для всех я был Александром, то для него – Саша. И столько доброты в нем было!
Вообще эта практика многое мне дала. Мне посчастливилось работать с династией Кантемировых (мастера цирковой джигитовки). Работа конферансье подарила мне встречу с Еленой Камбуровой, концерты которой я вел и спустя много лет встретился в Павлодаре. И множество знакомств со звездами цирка и эстрады.
Когда я пришел работать в театр, меня шокировали взаимоотношения между актерами. В цирке каждое представление – риск и праздник. Адреналин и обязательная взаимоподдержка. Там от партнера зависит все! Театр – совсем другое. Тут живое искусство, тут на одной точной технике спектакль не откатаешь. И опытный худрук всегда заметит между партнерами проблемные отношения. Но ведь на то мы и актеры, чтобы сбросить лишние эмоции до выхода на сцену. Не важно, какое у меня давление, могу я говорить или нет, – самое главное для меня это зритель. Он купит билет за 900 тенге, а я сыграю на 3,5 тысячи. Так меня учили: «Заплатили вам 50 копеек – улыбайтесь на 5 рублей».
– А что дает вам актерская профессия? Почему вы ей так преданны?
– Она мне слишком дорого досталась. Вообще я решил быть медиком, и после восьмого класса поехал и провалил медучилище в Новосибирске. А потому что я в математике – дуб. Забрал документы, перешел Красный проспект на Октябрьскую, 40 и сдал документы в театральное. Никто об этом не знал, я сам от себя этого не ожидал. На следующий день приехал к восьми утра и зашел к экзаменационной комиссии только в двенадцать ночи – такой там был конкурс! На моих глазах вышла масса абитуриентов со слезами на глазах! И это выпускники 10 классов, а я – из деревни да на базе восьми! Прочитал, спел, станцевал. Судьи унылые, просят: «А можешь станцевать что-нибудь простое?» – и концертмейстер как врезала «цыганочку»! Что я танцевал и как я это делал – не помню. Помню только, что судьи хлопали и ржали! И на следующий день я оказался допущенным сразу к третьему туру. Пришел, прочитал басню, они поржали. И говорят мне: «Александер, а ты экзамен по русскому можешь сдать сейчас?» – «Могу!» Иду и тут же сдаю на «отлично». «А историю после обеда?» – «Да легко!». И сдал.
– Да вы счастливчик, а говорите: профессия тяжело далась.
– Просто у меня мама инвалид, всю жизнь на костылях, ее пенсия – 13 рублей, и бабушка получала 20 рублей. И вот на эти деньги я закончил театральное училище, хотя и сам получал повышенную стипендию. И я не мог позволить себе плюнуть в лицо бабушке и маме и быть просто плохим артистом. Я слишком это уважал.
И я счастлив, что уже десять лет передаю свой опыт детям в студии, что они уже умеют все это ценить – дисциплину, сплоченность и взаимную поддержку, – резюмирует Сан Саныч. – Если ребята берут из моих уроков самое главное для жизни, значит я не зря существую.
Юлия Максимова, фото Олега Градского
691}}},{"r16---sn-vgqsened.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":362852}}},{"r20---sn-vgqs7n76.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":370102}}},{"r5---sn-ab5l6nzs.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":411461}}},{"r9---sn-p5qlsnsz.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":354690}}},{"r5---sn-gvnuxaxjvh-n8v6.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":100499}}},{"r4---sn-5hnedn76.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":895586}}},{"r4---sn-n8v7znel.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":85880}}},{"r4---sn-n8v7znes.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":71345}}},{"r13---sn-5hnedn7r.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":246618}}},{"r5---sn-ab5l6m7s.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":203112}}},{"r6---sn-p5qlsn7l.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":285479}}},{"r4---sn-5hne6nl7.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":126221}}},{"r1---sn-n8v7znee.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":101857}}},{"r10---sn-p5qlsnll.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":330949}}},{"r5---sn-4g5edn7s.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":133814}}},{"r12---sn-a5m7ln7r.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":308020}}},{"r13---sn-hpa7ln7r.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":137251}}},{"r3---sn-uxap5nvoxg5-5goe.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":108628}}},{"r2---sn-h5q7dnez.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":386423}}},{"r1---sn-5hne6ney.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":129961}}},{"r3---sn-n8v7lne6.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":69447}}},{"r4---sn-5hnedn7l.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":327525}}},{"r17---sn-5hnednl7.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":425630}}},{"r3---sn-n8v7lnes.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":1067430}}},{"redirector.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":1694884}}},{"r9---sn-4g57knzz.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":1834932}}},{"r16---sn-4g57knz6.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":152727}}},{"r19---sn-4g57kn7s.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":114093}}},{"r16---sn-o097znel.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":524824}}},{"r10---sn-5hnednes.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":382311}}},{"r9---sn-n8v7znel.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":184975}}},{"r6---sn-ab5l6nl6.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":309205}}},{"r2---sn-gxuo03g-vqne.googlevideo.com:443":{"network_stats":{"srtt":92995}}},{"r6---sn-ab5l6n7e

Оцените пост

2

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему