Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
733 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
8
05:13, 19 февраля 2018

Саломея. Премьера. День второй.

Ментально балет начался ещё в самолёте. Раньше правила безопасности на борту демонстрировали стюардессы, стоя в проходе. Потом на экранах стали показывать мультик. Сейчас, когда в программе посещения столицы одним из пунктов была «Саломея», стало приятной неожиданностью то, что ролик от Эйр Астаны сделан людьми с высокой степенью пластичности, поэтому я для себя решила, что это артисты балета.

https://www.youtube.com/watch?v=-G3SP4zwZVY

Изначально планировала прийти за час до начала спектакля, чтобы спокойно обойти здание снаружи, внутри, посмотреть, сделать фотографии. Тем более, предполагаю, ценность этих воспоминаний лет через двадцать возрастёт, т.к. театр находится в новом районе и во всём чувствуется начальная стадия масштабного проекта. Своим главным входом он смотрит на знаменитый шар ЭКСПО. С его другой стороны располагается Казахская Национальная Академия хореографии, и перед ней открывается вид на Ботанический сад. Но сейчас там ещё совсем молодые деревья. С четвёртой стороны развёрнута стройка. Мы всем интернетом со слезами умиления перепощиваем подборку снимков Алма-Аты 60-70 годов прошлого века, на которых кажется, что выше цирка и нет особо зданий. А я уже с нотой возрастного превосходства аксакала так невзначай кидаю, что помню Мегу в Астане ещё пустырём возле Назарбаев Университета. Но, как это часто бывает, хотела как лучше, а получилось как всегда. Времени оказалось в обрез. Да так, что о программке вспомнила только уже сидя в кресле в зрительном зале.

Что сразу бросается в глаза, так это особая стать капельдинеров и работниц гардероба в Астана Балет. Прямо как красавцы карабинеры Италии в дизайнерской форме, или Нац.Гвардия, только девушки. Хотя нет. Они со своими аккуратными причёсками, стройными фигурами и одинаковыми туфлями на каблуках больше похожи на стюардесс той же Эйр Астана. И такая же благожелательность, улыбка, и общение с разноязычными посетителями. Такое ощущение, что между ними произошёл некий бартер – ролик на особо подготовленные кадры… Единственное, я бы всё-таки добавила немного архаики Лермонтовского. Вот вообще бы не отказалась, если бы капельдинеры в зале предлагали купить у них программки. Поднимать всех на ряду и идти на первый этаж, когда вспомнила о ней, да ещё и за пару минут для начала, было просто не комильфо.

Когда уже после окончания решила немного прогуляться по второму этажу, пока толпа ведёт бои за меховые манто, обнаружила, что в равноудалённом от лестниц и буфета, то есть в самом непроходимом месте, продавали букеты, видимо для вручения артистам. Прекрасная идея! Особенно, если не знаешь, где в этом заснеженном городе в новом районе находится цветочный магазин, а чувства переполняют, но не настолько, чтобы куда-то идти по такому морозу. Единственное, может стоит перенести эту лавку хотя бы в район гардероба?

Раз уж театр начинается с вешалки, то сразу и отмечу, что вещи вешают не на крючки, а на плечики. Мелочь, но, знаете ли, очень и очень приятная. И ещё лайфхак для любительниц селфи. Коридор, ведущий в туалетные комнаты, заканчивается зеркальной стеной, в котором все кажутся особо высокими и стройными. Некоторые пытались поймать момент, когда больше никого нет, дабы запечатлеть себя на фото молодыми и красивыми.

Когда заходила в театр, уточнила, во сколько закончится спектакль. Дело в том, что на тикетоне было указано, что «Саломея» – это одноактное представление. Как оказалось, окончание ожидалось через полтора часа, кроме того предполагался антракт.

Немного расскажу о том, какой информацией о сюжете располагала перед началом. Вообще, Саломея – персонаж библейский. Вкратце история такова. Ирод, её дядя, увёл её маму Иродиаду у своего брата. Есть версия, что принудил, так сказать, к сожительству. Иоанн Креститель всячески порицал подобный блуд. Ирод его заточил в темницу, но казнить не решался, дабы не вызвать общественный резонанс. Иродиада подговорила свою дочь Саломею, и та исполнила на пиру танец Семи Покрывал для своего отчима. Тот до такой степени был доволен, что пообещал исполнить любое её желание. Она же по наущению матери попросила голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено. Зачем бы Иродиаде желать смерти того, кто был против противного ей же самой союза? Это я о том, что версия принуждения мне лично не кажется логичной в данной истории. Но, если покопаться в залежах интернета, можно прочитать, что вообще не факт, что была именно Саломея и именно дочь Иродиады. Есть расчёты, что ей тогда на тот момент должно было бы быть 37 лет, а уж какие танцы в таком пенсионном возрасте то? J Оскар Уайльд пошёл в своей интерпретации произошедшего дальше. Он всё подал так, что Саломея страстно желала святого человека, но безответно. Поэтому она решила «не доставайся же тогда никому».

К бестселлерам и суждениям о них отношусь весьма осторожно. Полагаю, что если огромное количество людей так однозначно голосует своей кровной денежкой, значит есть что-то, что трогает за струны души. Библия как раз к таким и относится. В ней много мрачных и непонятных текстов. Описания умерщвления святых и мучеников – вообще отдельная песня. Самое жуткое, что и отношения падчериц и отчимов, и безумная ревность вплоть до убийства – не вымысел, а новостная лента. А, стало быть, ничто не ново под луной, жизнь гораздо интереснее, чем мы можем себе предположить, ну и предлагаю продолжить список подобных выражений.

Так, значит, сижу я со всей этой ручной кладью знаний, но без программки, и ожидаю начала. Гаснет свет, звучит музыка, появляется изображение на экране – звёздное небо над просторами. Примерно такими картинками наполняется информационное пространство в предрождественский период. Потом обычно одна звезда становится ярче, камера перемещается вниз к волхвам с дарами, ну и далее по известному сценарию. На сцене появляются девушки. Логично было бы ожидать, что это кордебалет, изображающий народ. Но, предвосхищая ваши вопросы, сразу скажу, что эти же девушки вплоть до антракта всячески демонстрировали своё мастерство, пластичность и технику на фоне меняющихся картинок природы.

Для меня балетный спектакль – это музыка, хореография и драматургия. Без хореографии это просто драматический театр со звуковыми эффектами. Без музыки – тоже самое, только без звуков, может пантомима. А без драматургии – танцевальный номер, в котором красивые движения под музыку. Вот в данном случае в моём восприятии было именно последнее. Красивые люди, красивые движения, безусловно со сложной техникой, правда, с некоторой асинхронностью. Примерно на таком представлении была недавно, когда приезжал питерский театр танца с «Шоу под дождём». Но там сборную солянку красивых номеров в зигзагообразный сюжет выстраивал словами-связками вроде как главный персонаж, и всё было подано на подушке вожделения и откровенного сексизма, что не может не зацепить живое непросветлённое существо.

Однако в какой-то момент действия поняла, что музыка совершенно великолепна. Конечно, есть определённый минус в том, что она в записи, но при этом явно вызывает в воображении картины. И отлично ложится на сюжет, который я для себя назвала «Саломея. Начало. Перед пиром». Что-то вроде «Хоббит или Туда и обратно». Про, как супруг Иродиады уехал, и Ирод прибрал к рукам семейку без главы. Как они проезжают в паланкине среди толпы, а Иоанн Креститель их публично клеймит, за что его под ручки уводят стражи порядка. Тут же пылкие взгляды Саломеи в его сторону, раз уж делаем подводку под Уальдовский сюжет. В общем, в моей версии всё получилось вполне логично. И даже то, что в конце с потолка на сцену полилась вода, сразу щёлкнуло и в части схожести с «Шоу под дождём», и с отсылкой, собственно, на Иоанна Крестителя. Единственное, я искренне не поняла, кто были все эти девушки, и, главное, зачем? Ну, кроме демонстрации своих умений.

В антракте, конечно же, первым делом отправилась за программкой. И что же я вижу? Оказывается, в первом отделении был одноактный балет «Gaia» на музыку Хекель Таварес с хореографией и костюмами Рикардо Амаранте. И это яркая, пронзительная история о планете Земля, рассказанная языком современной хореографии. А на сцене были вода, земля, огонь, воздух и лес.

Blog post image

Нет слов. Обескуражен. (с)

А я то думала, что уже достаточно насмотрелась, чтобы понимать язык искусства и, в частности, балета. Конечно же, имена порой вот так сразу без подсказки не вычислишь. Всё-таки в балете обычно нет мальчиков, которые бы жестами объяснили, что их зовут Хуанами. Но эмоциональная наполненность, отношения между персонажами и общее развитие сюжета в принципе интуитивно ясны. Но не в этом случае. Стихии природы и лес вот как то не угадала. Несмотря на картинки. Двойка мне. И урок, что надо брать программку обязательно, причём до начала. Даже если про этот самый «Gaia» информации на тикетоне не было. А посты Астана Балет в инстраграмме пестрели только анонсами «Саломеи». Ну, либо я совсем не увидела, на что иду.

С «Саломеей» было всё ясно. Программка понадобилась только для того, чтобы узнать имена артистов.

Blog post image

Кстати, в кордебалете мне показалось, что с бородой хипстера был Амир Жексембек. Милого, так сказать, узнаю по походке. Выделяется человек. Даже в маске Главной Смерти в «Турандот» в недавнюю бытность в ГАТОБе его можно было узнать без всякой программки. Но если ошиблась, то простите.

Если говорить о самом балете, то фуэте никто не крутил, да и никаких стандартных для классического балета па не было. Это было что-то вроде «Анны Карениной». Но декораций минимум. Только подиум царя, он же стол для пира, он же стена, он же махина движения и возвышения. А ещё луна и алое полотнище, оно же символ пролитой крови. Вообще, интересно сочетание самого здания со всем его пафосом и сцены с происходящим по наполнению, более схожим для театра формата «Жас Сахна» или «АртиШока» в его подвальный период. Но в данном случае получился такой некий театральный лофт, когда имитация простоты дороже позолоты.

Спектакль надо смотреть лично. Он очень наполнен эмоционально. Ярко показано доведение до катарсиса, повышение градуса до взрыва, до неистового исполнения безумного желания, до того, что исполнение желаний – это на самом деле может быть наказанием. А так ли нужны были принесённые во имя сомнительного результата жертвы? И то, что время идёт, люди уходят, а вот такие истории вроде библейских остаются, причём, самое ужасное, что именно через пролитую кровь.

Интересное дело. В программке указан хронометраж «Саломеи». 35 минут. Не знаю. По ощущениям было больше. Наверное, всё-таки важна событийная и чувственная наполненность, чем обычные тик-так.

8
2256
3