Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
16
09:35, 03 февраля 2018

«Yvi-эстафета»: три книжки от deus-ex-machina [тормоз-пост]

 «Да здравствует его императорского и королевского величества кретинизм!» (Ярослав Гашек – «Похождения бравого солдата Швейка»)

«Какие оскорбления наносятся государю императору спьяна? переспросил Швейк. Всякие. Напейтесь, велите сыграть вам австрийский гимн, и сами увидите, сколько наговорите. Столько насочините о государе императоре, что, если бы лишь половина была правда, хватило бы ему позору на всю жизнь. А он, старик, по правде сказать, этого не заслужил. ... Если теперь что-нибудь разразится, пойду добровольцем и буду служить государю императору до последней капли крови!»   

Интеллектуальность всегда движется руку об руку с хорошим чувством юмора, об этом известно давно. Печально что, но в наши дни юмористическая сфера отдана на откуп суррогатам в виде «камеди-клабов», квн-ов и дурацких кинокомедий, созданных под вкусы быдловатого зрителя. Тем приятнее в очередной раз вернуться к проверенной временем литературной сатире, отличным примером которой является роман чешского писателя Ярослава Гашека. В центре его повествования – Йозеф Швейк, отчисленный со службы за идиотизм солдат австро-венгерской армии. Однако уже с первых страниц становится понятно, что глупость и простодушие главного героя мнимые. Это всего лишь маскировка и защита, помогающая ему раз за разом выходить победителем в столкновении со своими противниками. А их хватает: тут и бездушные чиновники-бюрократы, и ханжи-обыватели, и распираемые верноподданическими чувствами к дорогому государю императору ура-патриоты... По сути, в образе Швейка мировая литература пополнилась еще одним примером трикстера, злого шутника и плута, чьи розыгрыши могут неутешительно закончиться для их объекта. Отдельная песня это, конечно, многочисленные анекдоты, случаи из жизни и народные песни, которыми Швейк сыплет к месту и не к месту... Но, работая над книгой, Гашек не ставил себе задачей только веселить своего читателя, в ней он представил развернутую картину своей эпохи со всеми ее темными сторонами. Описание произвола государственной машины, тяжкой жизни простого трудового народа или творимых на войне зверств скорее вызовут у читателя негативные эмоции, чем рассмешат. И это верный подход, поскольку самый лучший смех – это смех сквозь слезы, а самая лучшая улыбка – это грустная кривая усмешка. Потому что они самые честные...  

Аудиокниг по книге Гашека можно встретить немало, но самыми удачными на мой взгляд является две из них. Первая – работа группы артистов театра и кино, выпущенная издательством «СиДиКом». Минус в ней только один – она до обидного коротка. Дело в том что озвучивать было решено только первую из четырех частей романа. К тому же выбранный формат радиоспектакля предполагает минимальное использование слов автора и отсечение множества второстепенных историй. Однако, благодаря великолепной читке работавших над проектом актеров, конечный продукт получился выше всяких похвал. Причем образы главного героя в исполнении актера Дмитрия Назарова, а также фельдкурата Каца, одного из самых запоминающихся персонажей книги (его сыграл Сергей Чонишвили), вообще получились эталонными. Отличный вариант для первоначального знакомства с книгой! Еще одна удачная аудиоверсия «Швейка» удалась в 2012 году творческому дуэту двух Алексеев – Кортнева и Багдасарова. Прекрасное исполнение и музыкальная аранжировка в виде мелодий народных и солдатских песеен тех времен отлично раскрывают дух книги. К сожалению, не обошлось и без пары минусов. Озвучив всю книгу целиком, артисты все-таки сократили немалое число ее фрагментов, причем их логика при этом выборе местами непонятна.  Еще одно разочарование постигнет слушателей, знакомых с немецким языком. Дело в том что немецкие фразы в армейских командах или диалогах героев используются автором для придания повествованию реализма. К сожалению, артисты очевидно незнакомы с немецкой фонетикой и очень часто произносят их неправильно... Так или иначе обе работы получились великолепными и уже несколько лет прочно удерживают место в плейлисте моего мобильного, причем прослушиваются уже не по порядку, а просто отдельными эпизодами.

«Будете вместе с нами разрушать ваш мир» (Карел Чапек – «Война с саламандрами») 

«- Скажу тебе одну вещь: знаешь, кто даже теперь, когда пятая часть Европы уже потоплена, все еще доставляет саламандрам взрывчатые вещества, торпеды и сверла? Знаешь, кто днем и ночью лихорадочно работает в лабораториях над изобретением еще более эффективных машин и веществ, предназначенных разнести мир вдребезги? Знаешь, кто ссужает саламандр деньгами, кто финансирует Конец Света, весь этот новый всемирный потоп?

- Знаю. Все промышленные предприятия. Все банки. Все правительства.

- То-то же. Были бы только саламандры против людей – тогда еще, наверное, что-нибудь можно было бы сделать; но люди против людей – этого, брат, не остановишь».

Когда бывалый капитан торгового флота Ван Тох обнаружил на островах Малайского архипелага любопытный вид саламандр, обладающих зачатками интеллекта, думал ли он какая беда таится в его находке? Ведь поначалу ничего не предвещало беды. Смышленые ящерки таскали для людей жемчуг из морских глубин, получая взамен ножи, топоры и прочие инструменты, а позже, обнаружив выдающиеся копательные способности, и вовсе стали основной рабочей силой на прибрежных стройках. Под эгидой мировых корпораций саламандры, послушные и нетребовательные работники, занялись строительством нового мира процветания и прогресса. Конечно несознательных критиков, видящих в расселившихся по всему земному шару миллионах саламандр источник опасности для человечества, тоже хватало, но для них всегда находились доводы, доказывающие, что поступать иначе в условиях жестокой конкуренции чревато с точки зрения хозяйственных нужд и государственного престижа. В итоге человеческая цивилизация приходит к своей закономерной катастрофе, а читателю приходится довольствоваться тем, что «по крайней мере это произойдет на основании общепризнанных экономических и политических соображений»... 

 Любителям аудиокниг и здесь найдется чем поживиться, а именно работой  в жанре «театра одного актера». Рассказчик Александр Груздев в одиночку озвучивает и авторский текст и реплики персонажей, причем делает это так виртуозно, как не получилось бы у целого актерского коллектива, а музыкальное сопровождение используется хоть и редко, но весьма к месту. Чего же вам еще нужно для счастья?..

 «Эх, историки, хвостом вас по голове...» (Братья Стругацкие – «Трудно быть богом») 

«Базисная теория конкретизирует лишь основные виды психологической целенаправленности, а на самом деле этих видов столько же, сколько людей, у власти может оказаться кто угодно! Например, человечек, всю жизнь занимавшийся уязвлением соседей. Плевал в чужие кастрюли с супом, подбрасывал толченое стекло в чужое сено. Его, конечно, сметут, но он успеет вдосталь наплеваться, нашкодить, натешиться… И ему нет дела, что в истории о нем не останется следа или что отдаленные потомки будут ломать голову, подгоняя его поведение под развитую теорию исторических последовательностей.  Мне теперь уже не до теории... Я знаю только одно: человек есть объективный носитель разума, все, что мешает человеку развивать разум, — зло, и зло это надлежит устранять в кратчайшие сроки и любым путем. Любым? Любым ли?..»

 «Мир Полудня», созданный фантазией братьев Стругацких, по праву является одним из лучших циклов в научно-фантастической литературе. Автором удалось удачным образом совместить приключения и «экшен» с рассуждениями на морально-философскими темы, не теряющими актуальности и поныне. Картина эпохи победившего на всей Земле коммунизма также получилась на редкость целостной и убедительной. Итак, человечество, достигшее невообразимых высот как в технологиях, так и в нравственном воспитании общества, несет свет разума людям других планет. Но жителям отсталых миров нельзя преподнести все блага цивилизации на блюдечке, они должны добыть их собственными усилиями. Задачей же земных агентов, действующих под видом местных жителей, является только направление этого процесса в правильное русло. Уберечь от расправы ученого, стоящего на пороге великого открытия, подбросить золотишка перспективному предводителю народного восстания или личным примером поспособствовать внедрению какой-нибудь полезной вещи, вроде нижнего белья или гигиены – вот чем занят в далеком средневековом по земным понятиям королевстве Арканар историк Антон, он же благородный дворянин Румата Эсторский. И всё бы ничего, да только у Руматы-Антона с недавних пор появился опасный противник в лице «министра охраны короны» дона Рэбы, который достиг удивительных успехов в насаждении отсталости и мракобесия в подведомственном ему государстве...

Этой книге самым обидным образом не везет с экранизацией. Режиссер советско-германского фильма 1989 года Петер Фляйшман превратил ее в банальную сказочку с отвратительным антуражем (вместо видов средневековой Европы непонятные пески, пустоши и катакомбы), а Алексей Герман-старший и вовсе потопил сюжет в потоках дерьма и грязи (кто видел ЭТО, тот поймет!). В общем отдуваться за всех пришлось всем известной радиостанции «Эхо Москвы», которой на излете 90-х годов удалась замечательная аудиоверсия одного из лучших произведений Стругацких. Да текст снова подвергся ощутимым сокращениям, да всякие упоминания о коммунарах вырваны из него с мясом, да, зная политический бэкграунд авторов озвучки, при ее прослушивании ощущаешь явственный вкус фирменной рослиберальной пропаганды (под гонимыми невежественной чернью «книгочеями» явно подразумеваются российские попозиционеры и фрондирующие деятели культурки)... Но если сильно не принюхиваться, полученный продукт можно не только кушать, но и даже наслаждаться им. Великолепен саундтрек, удачной находкой оказалось чтение экскурсов в историю Арканара ведущим «Эха» Сергеем Бунтманом, ну и артистизм исполнителей на уровне. Особенно в этом плане повезло дону Рэбе – одним лишь голосом и манерой речи исполнителю его роли Владиславу Флярковскому удалось раскрыть зловещую сущность коварного министра. И последнее. Само «Эхо» скромничает, рассказывая, что озвучка «ТББ» было не более, чем занятной шуткой, сделанной сотрудниками радиостанции со скуки. Но время начала работы над постановкой – осень 1999 года – и описание главного антигероя: 

«Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается, которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями...»

не оставляет сомнений, кому мы в действительности обязаны ее выходом. ;)

Эстафету, как и обещал, передаю Николе Тесле, дублером назначаю gnn3, давненько он у себя в блоге ничего не писал!

16