Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:13, 13 октября 2010

Цезиевый салат на завтрак, плутониевое мясо на обед

Эта статья появилась в "Казахстанской правде". Может это сигнал к тому, что кто-то там наверху задумается и отменит намерение о передаче земель Семипалатинского полигона в сельскохозяйственное пользование?

Blog post image

Форточки ада. Экологи республики протестуют против поспешной передачи земель бывшего Семипалатинского ядерного полигона в сельскохозяйственный оборот

Горный инженер Виктор Приятнов, исследуя территорию бывшего Семипалатинского ядерного полигона, обнаружил на испытательной площадке «Дегелен» над штольней «Р», в которой некогда производился ядерный взрыв, до сих пор не закрытые скважины. Без всякой натяжки их можно назвать форточками ада.

– Скважины до сих пор не заделаны бетоном, – поясняет Виктор Михайлович, – хотя сотрудники Национального ядерного центра (НЯЦ) должны были провести эту работу еще год назад. Следовательно, сохраняется угроза радиа­ционного загрязнения, и таких «дырявых» штолен в горах Дегелена еще много. Вырываясь наружу, продукты радиоактивного распада угнетающе влияют на окружающую природу и вредят здоровью жителей Абралинского района. Эти претензии – к работе фирмы «Востокавтопром», которая прежде торговала шинами и запчастями для иномарок, а нынче неожиданно подвязалась на рекультивации полигонных земель.

Места, где когда-то гремели наземные и подземные ядерные взрывы, по-прежнему заметны по нагромождению вздыбленных каменных плит (будто из каменоломни), разрушенным строениям и оплавленной земле, хотя ДГП «Байкал» (дочернему предприятию НЯЦ) было поручено восстановить изуродованный ландшафт и по возможности вернуть ему первозданный вид.

Между тем руководство НЯЦ в настоящее время вынашивает идею о возвращении в хозяйственный оборот до 95% территории бывшего полигона. Институт радиационной безопасности и экологии НЯЦ РК завершил работы по комплексному исследованию «северной» части Семипалатинского испытательного полигона (СИП) общей площадью 3 тыс. кв. км. По результатам этих исследований сделан вывод о возможности использования без ограничения 2 997 кв. км, оставшиеся 3 кв. км пока не могут быть переданы.

Однако местные жители не спешат радоваться. Уроженец Абралинского района, советник акима Семея по Абралинскому району Берик Кокпаев говорит в связи с этим:

– Мы слышали об этой поспешной, на наш взгляд, инициативе господина Кадыржанова (Кайрат Кадыржанов – генеральный директор НЯЦ РК). Я не ученый, не врач, но думаю, что сотни атомных взрывов, в том числе наземных, не могли пройти бесследно. Надо этот вопрос исследовать, выслушать мнение медиков, экологов, спросить у них, можно ли там пасти скот, открывать крестьянские хозяйства? Этим вопросом должны заниматься министерства охраны окружающей среды, здравоохранения. Доверять мнению одного лишь НЯЦ я бы не стал. Ведь столько людей пострадало от полигона!

Казалось бы, опасность загрязнения территории СИПа оружейным плутонием, которого там «по колено» (по образному выражению бывшего директора Института радиологии Бориса Гусева) ни у кого не может вызывать сомнений. Даже в буклете НЯЦ РК, подготовленном нынешним руководством центра, в главе «Радиоэкологиче­ское состояние населенных пунктов» указывается, что «на сегодняшний день из-за высокой стоимости анализа недостаточно полно изучена обстановка по наиболее радиационно-опасному радионуклиду – плутонию. Имеющиеся данные показывают, что содержание плутония 239 + 240 на следах радиоактивных выпадений за пределами (!) СИПа находится на уровне, в несколько раз превышающем фон глобальный выпадений».

Этот вывод, по сути, обязывает не сокращать, а напротив – расширять территорию полигона, поскольку даже за его пределами содержание плутония в несколько раз превышает норму. Что тогда говорить об его уровне в пределах СИПа? Да и тезис о том, что оружейный плутоний является наиболее опасным радионуклидом, руководство НЯЦ тоже не отрицает.

Подтверждает это и Томский профессор, заведующий кафедрой геоэкологии и геохимии Леонид Рихванов. Он утверждает, что главная опасность на Семипалатинском полигоне исходит именно от альфа– излучающих радионуклидов – плутония и америция. Он уверен, что открытие полигона для выпаса скота и хозяйственной деятельности станет непростительной ошибкой. Потому что альфа-излучающие радионуклиды очень сложно контролировать, для них нет дозиметров, как для гамма-излучающих радионуклидов.

– Сначала, – считает Лео­нид Петрович, – нужно нанести на карте полигона уровни загрязнения плутонием и америцием, а всю его территорию оставить для научных исследований. Продукты ядерных взрывов нанесли, наносят и будут наносить чрезвычайный урон здоровью населения. Точно так же считают европейские и американские ученые. Я убежден, что эту чрезвычайно опасную проб­лему нельзя решать шапкозакидательски. На самом деле все гораздо сложнее, чем пытаются нам нарисовать. К атомной энергетике нужно относиться так, как это делал профессор Вернадский: с надеждой и опасением. Я сомневаюсь, что и Курчатов согласился бы с передачей полигона в хозяйственный оборот. Он был думающий человек. Да и земли пока хватает – как у вас в Казахстане, так и у нас в России...

Что же в таком случае движет инициаторами этой опасной затеи? Может быть, бюджетные ассигнования?

Насколько затратны исследования, связанные с передачей земель СИПа в народнохозяйственный оборот? – такой вопрос был задан директору Института радиационной безопасности и экологии НЯЦ РК Сергею Лукашенко в интервью одной из республиканской газет. Вот что он ответил:

– Ну не так уж и затратны. Я не знаю, откуда появилась цифра в триллион тенге, но, по нашим расчетам, на все исследования и работы, направленные на передачу земель СИПа в народное хозяйство, в том числе и реабилитационные, потребуется 10–15 млрд. тенге, сумма не маленькая, но и не умопо­мрачительная...

Если учесть, что передача земель все-таки состоится и что это будет сделано без твердых гарантий безопасности, с риском для жизни и здоровья людей, то надо будет признать, что и от такой суммы чьи-то умы все-таки помрачились...

Трудно поверить, что роковая ошибка все-таки будет сделана. Скорее всего, от опасного проекта (как от поворота части стока северных рек на юг) рано или поздно откажутся. Вот только деньги на него будут уже потрачены...

Андрей КРАТЕНКО

Усть-Каменогорск

Статья опубликована в "Казахстанской правде", Ссылка: http://www.kazpravda.kz/c/1285281104

Я абсолютно согласен с логикой Берика Кокпаева (советник акима Семея по Абралинскому району).

Семипалатинск полигон это не Чернобыль и не Хиросима с Нагасаки, здесь взрывали системно и регулярно:

 С 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468[1] ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний (т. н. «НЦР» — неполные цепные реакции). Суммарная мощность ядерных зарядов испытанных за период 1949-63 годы на Семипалатинском полигоне в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму [1]. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

Источник: wiki 

Я не думаю что у нас найдутся идиоты в стране которые бы с готовностью вложили в свое меню баранину с цезием или плутонием.

 

0
458
3