Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
20
12:31, 27 января 2018

Возвращение «гармошки»

В те времена, когда деревья были большими, длиннющие сочлененные автобусы «Икарус-280», в народе именуемые «гармошками», были неотъемлемой частью городского пейзажа. Поездки в резиновой «кишке», в которой на большой скорости мотало не хуже, чем на качелях, были одной из любимейших забав детства, наряду с лазаньем по деревьям, игрой в солдатики и «исследовательскими экспедициями» на острова чимкентской речки Кочкар-Ата. Приход рынка в страны бывшего соцлагеря положил конец этой идиллии. Улицы казахстанских городов заполнились тесными машинами небольших размеров, заполняющихся по принципу «больше народа – мягче дорога» (хозяевам частным автопарков стало выгоднее оказывать услуги извоза в таком формате), а производство автобусов в далеком венгерском Секешфехерваре, оказывается, уже дважды уходило в небытие и возрождалось из пепла.

Последние «гармошки» на наших дорогах я видел примерно в середине 2000-х годов по приезде на учебу в Алма-Ату, и это были старенькие португальские троллейбусы «Каэтано» (хотя говорят на окраинах города списанные из Европы автобусы-длинномеры ходили чуть подольше). Тем удивительнее было для меня заметить в Южной столице новенькие сочлененные автобусы пару пару недель назад. Новый герой – ЛиАЗ-6213, он же «сочлененный низкопольный городской автобус особо большой вместимости»! Прошу любить и жаловать! 

Blog post image

  Как оказалось, для 18-метровых ЛиАЗов отведен маршрут №201, и он незамысловат – езда строго по прямой по улице Толе би – от ее начала с улицы Яссауи и до конца, т.е. пересечения с Восточной Объездной автодорогой. Ну или наоборот, если смотреть на нумерацию домов. Выбор места службы не случаен – старожилы Алма-Аты знают, что эта улица одна из самых оживленных транспортных артерий города, пересекающая его с запада на восток почти от края до края. И если раньше работа такой габаритной техники была затруднена здесь обилием личных легковушек, то после появления выделенной линии для общественного транспорта длинномерным новичкам здесь будет определенно удобней.  

Вообще эксплуатация сочлененных автобусов в нашем городе должна была начаться много раньше – в начале прошлого лета алматинцам был торжественно показан уникальный немецкий электробус «Eurabus», существующий в количестве всего шести штук. Через месяц он вышел на «полевые испытания», окончившиеся невероятным конфузом. Не вписавшись в поворот чудо иностранной техники наглухо заблокировало улицу Джандосова (еще одна важная алматинская магистраль), спровоцировав большой затор. Как оказалось, водитель не послушал указаний бортового компьютера, умолявшего его на чистейшем немецком языке не поворачивать в этом месте. Потом заморская диковина вообще куда-то пропала. Оказалось, что приобретавшие его на бюджетные средства официальные лица забыли, что в Алма-Ате, оказывается, отсутствуют подстанции для «заправки» аккумуляторов электробуса. Позднее он стал использоваться для работы на туристических маршрутах. Фальстарт, однако... На полноценное возвращение «гармошки» это не тянет ну совсем никак...   

Конечно же, я не приминул возможностью лично испробовать новенькие ЛиАЗы. Что же стало заметно с первого взгляда? Прежде всего низкопольность. С ней, кстати, у автобусов связана весьма существенная проблема – как правило, отсутствие ступенек на входе означает, что они просто будут внутри. Так, например, обстоят дела с китайскими «Ютонгами» – в его заднюю часть приходится залезать (а потом и выходить из нее) по небольшой «лестнице», что особенно неудобно ввиду характерной для всех низкопольников узости проходов между рядами сидячих мест. С новыми ЛиАЗами не так – здесь никаких ступенек нет, просто сиденья для пассажиров располагаются на своеобразных возвышениях. Сам же салон своим футуристичным видом напоминает вагон метро, если вообще не авиалайнер. Понравилось и интересное размещение сидений, особенно двух самых задних – из них получились этакие «места для поцелуев». Среди бросающихся в глаза минусов – малое количество сидячих мест, всего 37 из общих 184. Хотя это не так страшно, учитывая то что в Алма-Ате проехаться в часы-пик сидя это вообще большая удача даже в старых машинах.  

Blog post image

Одним словом, затея по возвращению в Алма-Ату общественного транспорта высокой вместимости выглядит пока что весьма удачной и оправданной. Хотелось бы надеяться, что в ближайшем времени «гармошкам» найдется место на проспектах Абая, Раимбека и Аль-Фараби. Большому городу – большой автобус!

Blog post image
20