Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
23:10, 11 октября 2010

Любопытное интервью на Profinance.kz про европейский буддизм

Будд готовь!

Тибетская философия учит казахстанцев абсолютной свободе

Автор: Дихан Кудайбергенов

«Фрустрации, стрессы, налоги, проплаты... пахал, как верблюд, через день напивался» – так московский бард Тимур Шаов описывает жизнь типичного бизнесмена. Алкоголь изнашивает организм, а стрессы просто убивают. Данные московской клиники «Медси» говорят, что биологический возраст сердечно-сосудистой системы у мужчин-бизнесменов в среднем на 10 лет старше реального.

Blog post image

В последние десятилетия деловой Запад пытается найти успокоение в восточной мудрости. С 1970-х годов популярность среди европейцев и американцев приобрел буддизм. Сначала это был дзен-буддизм, пришедший из Японии. Затем на сцену вышел датчанин Оле Нидал. Первый европеец, получивший звание ламы, мастера-наставника буддизма, начиная с 1970-х основал более 600 центров медитации школы Карма Кагью. Это одно из направлений тибетского буддизма («Алмазный путь»), которое признает авторитет далай-ламы, но не подчиняется ему. 
Ближайший сподвижник Оле Нидала – поляк Томек Ленерт. В середине 1980-х он увлекся буддизмом и бежал из коммунистической Польши в либеральную Данию. С тех пор он работает вместе с ламой, планирует его поездки и сам много ездит по свету с лекциями. Томек Ленерт признает, что буддизм на Западе – не тот, что на Востоке. Зато западный буддизм говорит на языке, понятном и европейцу, и казахстанцу. Во время визита в Алматы г-н Ленерт рассказал журналу «РБК ЦА» о том, каков европейский буддизм, что он может дать современному человеку, а что – нет.

Лети, лепесток, через Запад на Восток 

Томек, вы поехали из Дании на Восток, в Казахстан, чтобы рассказать о буддизме. Не парадокс ли – учение теряет последователей на своей родине в Азии, но находит новых приверженцев на Западе?
Да, буддизм в Азии постепенно исчезает или становится чем-то внешним. Многие обращаются к Будде как к богу – чтобы помолиться, попросить что-нибудь. Буддизм там ассоциируется главным образом с монастырской культурой. Но Будда дал много поучений для самых разных существ. При этом в различных культурах эти поучения могут восприниматься по-разному – ведь и сама жизнь отличается на Западе и на Востоке. 
Учение Будды можно сравнить с бриллиантом. Если его положить на красный фон – будет светиться красным. На синем фоне станет отливать синим. Но сущность бриллианта останется той же самой. Придя на Запад, буддизм начал учитывать какие-то аспекты западного общества. 

Что Запад нашел в буддизме такого, чего не видит в нем Восток?
Европейское общество достигло пика материальных возможностей. Но лишний компьютер, даже Macintosh, или новая крутая машина не делают людей счастливыми. Люди начинают искать постоянные ценности. Но им нужен опыт, а не догмы или слепая вера. Буддизм – это не вопрос веры. Вы принимаете то, что говорит учитель, лишь проверив практикой. Будда не говорит: ты должен делать это и не должен делать то. Скорее, он дает советы, как опытный друг. Но решить, что делать, можешь только ты сам. В своих последних словах, обращенных к ученикам, Будда сказал: «Не верь только потому, что это сказал Будда, но проверяй это сам».

Описываемый вами буддизм не очень похож на религию, какой мы ее наблюдаем на Тибете, в Непале…
Если описывать буддизм как социальный феномен, то в Азии это религия. Мы тоже признаемся европейскими правительствами как религиозные общины, со всеми правами, которые отсюда вытекают. Но если бы меня попросили кратко сказать, что такое буддизм, я бы сказал, что это наука об уме и о том, как реализовать его природу. Цели – помочь человеку абсолютно освободиться и достичь полной реализации человеческого потенциала. С этим буддизм обращается к западной ментальности.

Вы упомянули науку. Христианство очень изменилось в ходе диалога с учеными. Тибетский буддизм как-то трансформировался, контактируя с европейской наукой?
Последние открытия квантовой физики абсолютно совпадают с тем, что Будда говорил две с половиной тысячи лет назад. Форма – это пустота. Пустота – это форма. Пустота и форма неразделимы. Физики ведут поиск фундаментальных частиц, забираются все глубже и глубже, но обнаруживают пространство. Элементарные частицы распылены в нем, как мельчайшие пылинки на гигантском стадионе. 
Наука приходит к согласию с буддизмом. Но если возникнут разногласия… Далай-лама однажды сказал: «Если вы найдете место, где наука вступает в противоречие с буддизмом, пожалуйста, следуйте за наукой». 

Зачем тогда вообще нужно это учение?
Наука не может дать переживания внутреннего мира. А буддизм может. Но наука очень нужна нам – и в нашей жизни, и в наших поучениях. Я очень благодарен науке. 

Бегать ни за кем не будем

Если человек получил западное образование и не верит, скажем, в доктрину перерождений, это не станет препятствием для постижения буддизма?
Никоим образом. Мой учитель использует опыт прошлых жизней, но большинство из нас ничего не знают о наших предыдущих перерождениях. Я не желаю заниматься выяснением того, кем был в прошлой жизни, – у меня достаточно проблем в нынешней. Я разбираюсь с ними. Буддизм – это о том, что здесь и сейчас. 

Но вы лично хотите прервать цепь перерождений, обрести нирвану?
Вы затрагиваете очень важный вопрос. На высоком уровне понимания сансара [круговорот бытия, перерождений. – «РБК ЦА»] – это нирвана. Но следует учитывать: путь к нирване – это не дорога к некоему раю. Мы смотрим на все через некие персональные фильтры. Нирвана – состояние без фильтров. Моя личная цель – достичь просветления и освобождения для блага всех живых существ. 
Это не означает, что я буду бегать за всеми с криками: «Я хочу вам помочь!» Я делаю то, что могу, а все остальное – это вопрос кармы других существ. Люди должны найти то, что помогает именно им. Буддизм – это не обязательно для всех. Некоторым людям гораздо комфортнее быть христианами. Это замечательно. Я бы лучше был рядом со счастливым христианином, чем с мизантропом-буддистом. 

Сегодня большинство людей на Западе, да и в Казахстане, малорелигиозны либо вообще атеисты. Вы наблюдали приход «безбожников» в буддизм? Они становятся верующими?
Будда – это не бог. Будда – состояние ума. Исторический Будда был всего лишь человеком, который понял природу человеческого ума. Она совершенна, и все мы носители этого совершенства. И это не входит в противоречие с атеизмом. Вот почему многие атеисты приходят в буддизм. Они не начинают верить в бога – просто их жизнь становится более наполненной, они раскрывают заложенный в них потенциал. Становятся более счастливыми людьми для блага всех живых существ. 

Буддизм на Западе превратился в школу психотерапии?..
Психотерапия использует много методов, взятых из этого учения. Она помогает нам быть успешнее, находить общий язык с самими собой и обществом. Функционировать оптимальным образом с внешней стороны. Это очень хорошо, пока не используются экстремальные методы вроде гипноза. Но буддизм идет гораздо дальше психологии – за пределы мыслительной деятельности. Цель буддизма – отождествиться с умом, каков он есть сам по себе. Тогда обретается высшая свобода. 


Хорошо быть умным и богатым

Когда смотришь на посетителей ваших лекций, создается впечатление, что буддизм практикуют в основном люди умственного труда, причем небедные. Буддизм – классовое учение для умных и богатых?
К счастью, на Западе достигнута высокая степень равенства в обществе. Благодаря уравниванию с помощью налогов у нас нет выраженной разницы в социальных слоях. Есть великий средний класс, который двигает общество вперед. И буддийская община – сангха – на Западе является хорошим срезом социума. Это представители того самого среднего класса, причем большинство находится на примерно схожем, довольно высоком уровне умственного развития. Мне кажется, в России и в Казахстане дела обстоят примерно так же.
Иная ситуация в странах третьего мира. Например, в Южной Америке. Там нет выраженного среднего класса. Большинство интересующихся приходят из элиты – не только интеллектуальной, но и финансовой.

Далай-лама считается наиболее авторитетным представителем тибетского буддизма. Что будет, если нынешний далай-лама решит не перерождаться или китайцы объявят, что у них есть собственный далай-лама?
Далай-лама принадлежит к школе Гелуг. Для его последователей-тибетцев ситуация, которую вы предположили, будет большой проблемой. Что касается нашей школы, Карма Кагью, то у нас свой руководитель – Кармапа. Наверное, вы знаете, что сейчас есть два учителя, называющие себя Кармапами. Оба живут в Индии. Мы открыто говорим об этой ситуации, ничего не скрываем. Я даже книгу написал [в русском переводе «Жулики в рясах». – «РБК ЦА»]. 
Трудности были и будут еще. Но чем больше их будет, тем больше уроков мы можем извлечь из них.

В отличие от последователей далай-ламы школа Карма Кагью в стороне от политики. Почему?
Наша школа всегда была в стороне от текущих процессов. Наши предшественники всегда больше интересовались пещерами, а не коридорами власти. 
Мы можем участвовать в политике только сами по себе, не как представители буддийских центров. В качестве буддийских общин мы не организовываем демонстрации, не спасаем леса Амазонки… Мы снимаем фильтры с глаз людей. Нам кажется, что это важнее. 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Деятельность европейских центров медитации школы Карма Кагью вызывает много критики со стороны представителей других школ буддизма. Они называют лекции Оле Нидала и его сподвижников «быстрорастворимым» буддизмом, «лайт-версией» восточной философии. Даже поведение Оле Нидала нетипично для лам – он прыгает с парашютом, гоняет по горным дорогам на скоростном мотоцикле, пьет вино и ест бифштексы. На лекциях европейский лама и его сторонники не влезают в дебри трактовок философских понятий буддизма, зато рассуждают о квантовой физике и радостях секса. В ответ Оле Нидал и его единомышленники заявляют, что разговаривают с европейцами на понятном им языке и что европейское и азиатское восприятие буддизма различаются, но суть учения Будды остается неизменной. 

СПРАВКА
Первые буддийские миссионеры появились на территории Казахстана в начале нашей эры. Постепенно возникли немногочисленные буддийские общины, в Семиречье началось строительство буддийских храмов (VII–VIII вв.). Широкое распространение ислама на рубеже I и II тысячелетий затормозило развитие буддизма, но окончательно он не исчез. В XVII веке началось проникновение джунгар в Восточный Казахстан. Вместе с ними пришел тибетский буддизм. В Семиречье снова начали строиться храмы, на скалах высекались буддийские изображения (например, в урочище Тамгалы-Тас около Капшагая). После антикитайского восстания 1860-х годов буддизм исчез с территории Казахстана. Сегодня существуют как этнические группы, исповедующие традиционный буддизм (корейцы, калмыки), так и небольшие городские сообщества, изучающие дзен-буддизм и тибетские школы.

Источник: Profinance.kz

1
676
8