Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
732 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
2
05:50, 12 декабря 2017

АНЖЕЛИНА И ПРИНЦ: сказка для взрослых

Против театральных законов было бы не предъявить с самого начала новой постановке хотя бы одну театральную претензию. И после премьеры претензия остается одной и единственной - название, которое будет сказочно привлекать семейный контингент.

В предновогодние дни в ГАТОБ невозможно ходить - он превращается в праздничный школьный дворец дошкольников. Рискнуть взрослому идти на ГАТОБовского Щелкунчика - преступление и наказание. Детская аудитория с их родителями - зритель нечеловечески толерантный: с безразличием относится ко всем посторонним звукам и движениям (они их попросту счастливо не замечают).

Последние пару лет казалось, что о театре с конца ноября можно смело забыть до марта. НО спасибо театру, что среди детского восторга он уловил флюиды пусть пока не крайнего, но бурчащего неудовольствия театральных снобов. Хотя, эта россиниевская опера входит в тридцатку самых популярных, и идет в эти дни во множестве театров - так что вряд ли наш беспокоился о несемейном комфорте, тем более опасно позиционируя спектакль как Золушку и как семейный.

Чудо

Оно начинается с тизера. Видели? После короткой версии, которая заканчивается тем, как перед Золушкой распахиваются двери, подумалось, как ловко театр вырезал себе ролик из голливудского фильма, а когда обратили внимание на родные ГАТОБовские двери – хрипела «не может быть!».

В общем, на ГАТОБовской Золушке сошлось все: алматинские оперные звезды, новогодний артистизм, художественное решение постановки и вокальные ансамбли. Помните каватину Фигаро "Largo al factotum" из Сивильского цирюльника, где:

Figaro!
Son qua!
Figaro!
Son qua!
Figaro qua,
Figaro la,
Figaro qua,
Figaro la,
Figaro su,
Figaro gi-,
Figaro su,
Figaro gi-

Так вот в Золушке подобного оперного рэпа несколько штук: реальные коллективные баттлы. Продвинутые театралы будут говорить о вокально невероятном рондо Золушки, но поверьте – идти нужно за виртуозными и зрелищными ансамблями.

Opéra Comique

Художнику по костюмам и их закройщикам большой респект. В мужских костюмах каким-то особенным образом изменены нормальные пропорции, а к ним непропорциональные парики - и все мужское население выглядело в нормальных с виду костюмах нелепо-комично. Как говорится у итальянцев, netto, brutto, confetto[i].

Отец и сестры

Образ последних будет знаком всем золушкам, не-золушкам и братьям. Даже не сводные, они часто невыносимые, противные, но странным образом любимые. Авторы и либретисты, точно, имели в виду не это, но реальная добродетель - культивируется в семье и семьей.

Ни у Анастасии Кожухаровой, ни у Надии Наденовой гнусных сестер не получилось: они были слишком яркими и смотрелись едва ли не лучше, чем Золушка. Но комические панье и фижмы, парики и уродливые юбки из лиан - сделали свое дело: приглушили солирующий артистизм. Не знаю, как удастся Наталье Мезиной сыграть одну из сестер - ведь у нее амплуа кроткой золушки, а вот Зарина Алтынбаева в этой партии будет «правильной» сестрой.

Олега Татамирова хочется называть отец Олег: он божественен. Партия написана как будто под него. Вопрос-удивление, где же наши басы, проходит после первой же минуты: Дон, Плохой, Дьявольски-органичный.

Псевдо и принц

Андрей Трегубенко поменял смысл оперы на еще более добродетельный: классовая несправедливость, где слуги по определению лучше господ. Господи, Трегубенко! Вы вообще, слышали, какой у него голос в обычной жизни – по химическому эффекту, как МЕТ! Поверьте, даже его придворное платье модели канареечного геленвагена – не дало шанса принцу.

Ведьма

Давыденко – ведьма: прирожденная Азучена, и – настоящая Золушка. С ее рук едят крысы. Можно сказать, не сходят с коленей. Если во времена постинквизиционного постмодерна нежная дружба с крысами размерами из палеолита была символом непорочности, то нам режиссер, видимо, хочет сообщить о дьявольской природе добродетели. Или ему кажется, что крысы – это comique и buffonata. Тогда сразу видно, что он из российской команды КВН (хотя «Камызяк – это тоже Россия, господа-с»). (не, ну понятно, что зрителя нужно как-то логически подвести к роли мышей в сказке - так бы мы запутались.)

Браво художнику по костюмам – бальное платье затмило все. Нужно быть большой артисткой, чтобы не потеряться на фоне этого великолепия. В общем – ведьма.

Золушкам

Если у вас есть резонные сомнения, идти ли на оперу, оккупированную неитальянскими пионерами, то помимо стремления к борьбе, нужно помнить об одной архиважной вещи: симфоническая музыка и прекрасный вокал – помимо чего-то там арт-существенного волшебно обновляют и оказывают омолаживающее воздействие на душу, а больше - на тело. Не глядя спешите возродиться из пепла платьев и карет и театрально помолодеть на все 200 - лет, которые опера существует.

И шампанского, непременно шампанского!!! Оставьте дома детей, и возьмите шампанского!!!

[i] Набор слов, передающих мелодику языка и манеру восхищаться. По отдельности слова означают (по порядку): 1) чистый, точный, 2) грубый, некрасивый, 3) конфета.

Фото Елены Петровой.

2